"Независимый Курдистан" или "Единая Армения"?

15 февраля, 2016 - 19:57

События в Сирии, вероятное вторжение в эту страну Турции и арабских суннитарий (ОАЭ, Бахрейн, Судан, Катар), противостояние России, Ирана, САР, системный конфликт «восточно-византийской» цивилизации с одной стороны, и так называемого свободного мира, с другой, в рамках геополитического передела сфер влияний, дикий всплеск международного терроризма - все это сотрясает основы основ современного миропорядка.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять очевидную истину - все события, которые происходят в стратегической близости от границ Армении, так или иначе затрагивают или могут затронуть интересы Республики Армения и глобально всего мирового армянства.

И если по вышеозвученным вопросам у основных мировых игроков есть принципиальные разногласия, то есть один вопрос, где позиции России, США, Объединённой Европы, Китая и Израиля полностью или почти полностью совпадают.

Речь идет о проекте под условным названием «Независимый Курдистан». Именно вокруг перспектив создания курдского государства достигнуто более или менее общее понимание политических сил, которые сегодня фактически решают судьбу региона.

Конечно же, особняком стоит Турция, для которой реализация «курдского проекта» де-факто означает расчленение территории. Однако наблюдаемые нами события говорят о том, что Курдистан - уже почти реализованный проект. И как бы Турция не билась с курдскими восстанием на своей территории, как бы президент Эрдоган не требовал от своих «заклятых» союзников «определиться с кем они, с турками или курдами», логика подсказывает, что Курдистану все же быть!

Например, у курдов уже есть реально функционирующая государственная структура в Ираке, которая формально, подчиняясь центральным властям, тем не менее ведет свою экономическую, политическую, финансовую политику абсолютно независимо от официально Багдада.

Речь о Курдской Автономии Северного Ирака под руководством Масуда Барзани. Примечательно, что руководитель этого, пока еще формально не состоявшегося независимого государства, Масуд Барзани имеет очень тесные связи с Турецкой Республикой (по нефтяному бизнесу).

Тем не менее, тот же Барзани неоднократно «грозился» в одностороннем порядке объявить о независимости Иракского Курдистана и, судя по всему, это всего лишь вопрос времени.

Курды Сирии, которые воюют в коалиции вместе с правительственными войсками Башара Асада против ИГИЛ, уже фактически получили заверения центральных сирийских властей о широчайшей автономии для курдского меньшинства Сирии в поствоенный период.

Так получилось, что ареал проживания курдов позволяет при объявлении «автономий» в составе нынешних государств региона в перспективе выйти на реализацию задачи максимум, а именно, создать «Большой Курдистан», который принципиально одобрен основным геополитическими игроками.

И тут самый резон спросить о границах этого нового государства, где интересы Армении и армянства уже напрямую оказываются в центре внимания. Дело в том, что с севера предполагаемый «Большой Курдистан» включает в себя практически все территории Западной Армении, вплоть до самой границы с Республикой Арменией.

При таком раскладе возникает естественным образом масса неприятных вопросов. Оговоримся сразу, что круг задач вокруг судьбы Западной Армении, решением которых должны заниматься как диаспоральные структуры, так и Республика Армения, для нас сегодня принципиально важен, и действовать мы должны (я имею в виду мировое армянство и Республику Армения) как единый организм.

Необходимо осмыслить, как сделать так, чтобы в долгосрочной перспективе учитывались интересы Армении и армянства при перекройке региональной карты, тем более, что речь идет о наших исторических землях в Турции, которые могут в перспективе войти в состав Большого Курдистана.

Как и каким образом нам нужно донести до той же России, США и, почему бы и нет, до тех же курдов, тезис о том, что мы абсолютно не приемлем раздела наших земель.

Работает ли армянский МИД в этом направлении, или следуя старой армянской традиции, проснется только после того как наши земли станут уже территориями Независимого Курдистана ?

Работают ли диаспоральные структуры США, России и Европы по вопросу Западной Армении, или функционал диаспоральных организаций тянет только на принятие резолюций, осуждающих Геноцид Армян и на противостояние азербайджанской пропаганде?

Как сделать так, чтобы уже сегодня и сейчас в срочном порядке вовлечь Республику Армения, хотя бы опосредованно, в фактические переговорные процессы, где оговариваются территориальные вопросы, связанные с историческим армянскими землями?

Пока мы не получим ответы на эти вопросы, не выработаем единую позицию (Республика Армения + Диаспора), пока не будет консолидированной работы всего армянства, влиять на ситуация мы не сможем, а если мы сегодня не повлияем на ситуация, то почти наверняка можно будет констатировать, что вопросы, касающиеся нашей Родины (а Западная Армения - это наша Родина, прежде всего) будут решатся без нас и однозначно не в нашу пользу.

Арман Абовян, политический обозреватель

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image