Арис Казинян: В Турции и Азербайджане как политики, так и ученые полностью игнорируют первоисточники по истории Еревана

18 февраля, 2016 - 11:08

Наглядной иллюстрацией того, что история в Азербайджане моделируется на основе указов, распоряжений и программных выступлений главы государства, является речь директора Института истории АН Азербайджана Ягуба Махмудова на церемонии награждения государственными премиями историков, «доказавших азербайджанскую принадлежность» Еревана, Нагорного Карабаха и Нахиджевана. Их награждал лично президент Ильхам Алиев. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге «Ереван: С крестом или на кресте», являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

«Именно надеясь и опираясь на Вас, мы впервые подготовили и издали Национальный исторический атлас нашего Азербайджана. По непосредственному поручению Вашего превосходительства были написаны, переведены на иностранные языки и распространены в странах мира фундаментальные исследования «Карабах: реальная история, факты, документы», «Нахчыван: история и памятники» и «История Иреванского ханства». <…> Сегодня азербайджанские историки в соответствии с Вашим призывом, поручениями и рекомендациями ведут информационную войну с армянскими агрессорами. <…>  Дорогой Президент, историки, являющиеся Вашими коллегами в священной борьбе за Родину, которую Вы ведете в этом сложном мире, всегда будут рядом с Вами. Все мы, в том числе и награждаемые сегодня историки, являемся Вашими солдатами. За нами стоит такой мудрый, смелый и решительный Верховный Главнокомандующий, как Вы», – приводится в книге заявление  Ягуба Махмудова.

Комментируя выступление Я. Махмудова, Казинян отмечает, что оно отражает состояние дел азербайджанской исторической науки, являясь индикатором системы академических нравов в этой республике.  «Стоит ли сомневаться в том, что если – согласно возведенным в ранг официальной историографии и пропаганды пантюркистским криптоисторическим концепциям – шумеры и эламиты, кутии и хурриты, скифы и киммерийцы, в конце концов, если те же армяне “являются тюрками”, то Ереван уже по определению не может не быть “исконно азербайджанским городом”», - иронизирует он.

Относительно тиражируемого азербайджанской историографией тезиса об основании Еревана сефевидским военачальником Реван-кули-ханом, Казинян отмечает, что он восходит именно к османскому автору XVII в. Эвлия Челеби: «…один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился здесь вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже <…> шах Иранской земли Исмаил приказал своему визирю Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван».

«Сопоставим этот рассказ с официальной азербайджанской позицией, представленной  одним из рупоров государственной пропаганды порталом erevangala500.com: ”Иреван основан в начале XVI в. как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Согласно мемуарам известного тюркского путешественника Овлие Челеби, шах Исмаил I Сефеви в 1510 г. приказал возвести на реке Зенги крепость, чтобы остановить продвижение османов на восток. Строительство было поручено визирю Реван-гулу-хану. Отсюда и название крепости - Реван-кала, которое со временем трансформировалось в Иреван”», - пишет он, отмечая, что при этом турецкими и азербайджанскими политическими и научными кругами полностью игнорируются первоисточники, сообщающие о тех или иных событиях средневековой ереванской жизни, предшествующих вторжению тюркских племенных объединений в регион.

В частности, замалчивается участие в начале VII в. на Двинском церковном соборе делегатов от Еревана - настоятелей Давида и Джаджика, о чем документально упоминает «Книга посланий». Также не «замечается» свидетельство от автора VII в. Себеоса о неудаче, постигшей арабское войско под Ереваном: «Прибыло войско исмаильтян в Атрпатакан и разделилось на три части. Один отряд направился в Айрарат <…> пришли, собрались у Еревана, бились с крепостью, но не могли взять ее».  Игнорируется и сообщение Католикоса Ованнеса Драсханакертци о другом армяно-арабском сражении под Ереваном, разыгравшемся в начале VIII в.: «… спустя некоторое время он принял мученический венец в Двине. Тогда шла битва у Еревана; об обстоятельствах той войны достаточно сообщают те, что описали ее прежде нас».

«И подобных примеров игнорирования первоисточников много», - пишет Казинян, отмечая, что это особенно показательно с учетом того факта, что Институт истории Академии наук Азербайджана носит имя Аббас Кули-ага Бакиханова – известного ученого первой четверти XIX в., который, описывая миграцию тюркских племен в регион, пишет буквально следующее: «Каджары – племя джалаирских тюрок из числа тех двухсот тысяч семейств, которые были переселены Хулагу-ханом (внуком Чингисхана) в Персию <…> Эмир Теймур переселил пятьдесят тысяч семейств этих каджаров и поселил их в Эриване, Гандже и Карабахе, где они в течение времени умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Арменией и Ширваном. Это от них произошли эриванские и ганджинские ханы».

Современные азербайджанские ученые – сотрудники Института истории Академии наук – демонстративно игнорируют научное наследие человека, имя которого носит само заведение, резюмирует Казинян, в качестве иллюстрации цитируя директора института истории НАН Азербайджана Ягуба Махмудова: «…началась насильственная арменизация Западного Азербайджана, Иреванского ханства - ныне ставших Армянской республикой, и изгнание коренного азербайджанского населения».

Продолжение следует.

Напомним, что книга Ариса Казиняна «Ереван: с крестом или на кресте» рассказывает об общественно-политической истории Еревана и ереванской местности (как среды обитания) c периода провозглашения христианства по начало XIX в. В книге, помимо демонстрации основанных на архивных документах и источниках исторических фактов, рассматриваются основополагающие тезисы азербайджанской историографии и пантюркистской идеологии, призванной, фальсифицируя историю как армянского народа, так и народов региона присвоить их историческое, культурное и духовное наследие.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image