Право сильного как фактор контроля за выполнением международных законов

17 марта, 2016 - 17:38

Быть сильным государством не означает навязывания своей волюнтаристской воли другим народам и государствам, а контроль ситуации и восстановление справедливости, исходящей из воли народов той или иной местности.

Разрешение конфликтов и формирование границ и режимов по праву сильного, не учитывая воли местного народа, всегда приводило к более тяжелому рецидиву. Подобное мы отчетливо наблюдаем на примере Арабской весны и последующих событий  на Ближнем Востоке,  вытекавших из несправедливых геополитических решений, принятых  клубом сильных государств по итогам Первой мировой войны и создавших сложные  проблемы для безопасности нынешней Европы и всего мира.

Конфликты в основе своей имеют религиозную и этноконфессиональную составляющую. В последние несколько лет на Ближнем Востоке и в Северной Африке происходили кровопролитные противостояния, в которые под различными предлогами косвенно или прямо  было вовлечено множество развитых, сильных государств. Явно просматривалась  угроза существованию современного миропорядка, гарантом которого выступает ООН. Появлялись новые группировки и государства, не считающиеся  ни с какими законами современного мира. На многих территориях царил хаос, вырезались  целые поселения, происходил геноцид по национальному и конфессиональному признакам.

Являясь участником создания современного миропорядка по итогам Второй мировой войны, Россия, как правопреемница СССР, по просьбе легитимного правительства Сирии и согласно международным законам,  ввела на данную территорию войсковую группировку. И это при том, что уже не одно десятилетие в Тартусе находится собственная военно-морская база. Добившись за короткое время блестящих результатов в военном плане, российские власти поступили совершенно нетрадиционно – вывели основные вооруженные силы на самом пике военных удач, тем самым кардинальным образом изменив отношение к праву сильного. Этот шаг застал врасплох все мощные государства, руководствующие застарелыми методиками управления подобными процессами. Проявив благородство, российская власть заработала уважение у многочисленных конфликтующих сторон, за каждой из которых стоят конкретные народы и слои населения. Ведь добив полностью воинствующих оппозиционеров, создалась бы ситуация начала конфликта со всеми предпосылками для этой войны всех против всех. Надо признать, что свою большую вину в создавшейся изначально конфликтной ситуации имеют также сирийские власти, ведь если бы не было предпосылок для недовольства внутри страны, то никакие силы не смогли бы спровоцировать гражданскую войну. В любом случае через определенное время обязательно произошло бы еще более опасное повторение имевших место событий, и у различных частей  сирийского народа осталась бы тлеющая ненависть к творящим несправедливость.

Первым шагом по урегулированию сирийского конфликта со стороны крупнейших государств мира, России и США, стало согласование условий перемирия. И как только стала просматриваться возможность для переговоров, Россия вывела основную группу войск, поставив всех участников конфликта в справедливые и равные условия.

На всем протяжении конфликта Россия осуществляла свои действия в строгом соответствии с нормами международного права: ввод войсковой группировки в Сирию произошел согласно официальной просьбе легитимных властей этой страны; после уничтожения логистической инфраструктуры и основных сил террористических группировок (которые всегда возникают, если создаётся для этого благодатная почва и преследуют свои собственные цели, не имеющие ничего общего с интересами   различных слоев сирийского народа), Россия вывела основную группу войск, оставив постоянные пункты дислокации, и восстановила баланс между нерадикальными конфликтующими сторонами, создав ситуацию и общую площадку  для проведения справедливых мирных межсирийских переговоров.

Посмотрим, послужит ли такой подход в решении военных конфликтов примером для других сильнейших государств, руководствующихся, в отличие от России, мышлением и методикой прошлых веков. Однако очевидно, что данный подход к решению сложных мировых геополитических проблем создал серьезный прецедент в мировой политике, и это первый шаг к формированию миропорядка, при котором все народы сумеют решать собственную судьбу, исходя из норм международного права. А право сильного станет фактором, контролирующим выполнение международных законов, а не навязывающим собственную волю, во многом не совпадающую с исторически сложившимся менталитетом и правами малых народов и государств.

Ведь право сильного – относительное понятие, имеющее временную и пространственную природу, и чем скорее это осознают все, тем быстрее восстановится мир в конфликтных регионах.

Давид Варданян

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image