Азербайджан: от форпоста пантюркизма и панисламизма до форпоста Израиля и терроризма

2 сентября, 2013 - 14:02

Форпост Израиля и США или “просто” оплот терроризма на Южном Кавказе… Перед такой дилеммой оказался Азербайджан в преддверии очередного избрания Ильхама Алиева президентом страны. И это не голословное утверждение, а констатация фактов, отмеченных в общем информационном пространстве как местными, так и иностранными СМИ. Какой из двух вариантов форпоста выберет АР, покажет ближайшее будущее. Однако уже сегодня ясно: эта страна останется таким же псевдонезависимым государством, каким она была с момента провозглашения. Впрочем, обо всем по порядку.

Первая мировая война, как известно, завершилась подписанием Брестского договора между Россией — с одной стороны, и Германией, Болгарией, Австро-Венгрией и Турцией — с другой. Российская Империя в той войне понесла тяжелые территориальные и финансовые потери. Они стимулировали распад страны. Одним из отколовшихся кусочков огромной страны оказалось Закавказье. Здесь, в Тбилиси 28 мая 1918 года, Закавказский Сейм, состоящий из трех национальных фракций — армянской, грузинской и мусульманской, объявил о своем роспуске. При этом каждая фракция сейма заявила об установлении своей национальной государственности. Так были заявлены три Закавказские Демократические Республики — Армения, Грузия и Мусульманская Демократическая Республика Восточного Закавказья со столицей в городе Гянджа. Между тем власть в Баку продолжала оставаться в руках Бакинской Коммуны, возглавляемой Степаном Шаумяном. В сентябре 1918 года турецким войскам при поддержке Англии удалось захватить Баку и начать строительство нового Турецко-Азербайджанского государства, по существу форпоста пантюркизма и панисламизма на Южном Кавказе. Это подтверждает лидер Белого движения генерал А.И.Деникин, который в своих «Очерках русской смуты» писал: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начнем с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально – волею Нури-паши, потом — генерала Томсона и в дальнейшем — просто по инерции» см. (См. Деникин А. Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России. Распад Российской империи. Октябрь 1918 –январь 1919. Воспоминания. Мемуары. Минск. Харверст. 2002. стр. 297-298). Под давлением новых хозяев Мусульманская Республика была переименована в Азербайджанскую Демократическую Республику. Вскоре, однако, туркам пришлось покинуть Азербайджан. 30 октября 1918 года был подписан Мондросский договор между представителями Антанты и Турции, согласно которому предусматривалась эвакуация турецких войск из Закавказья, причем «оставшиеся войска должны были быть удалены, если союзники потребуют того при изучении положения дел на месте» (статья 11 договора). Сколько времени «оставшиеся войска» продолжали оставаться в Азербайджане, неизвестно. Вполне возможно, до апреля 1920 года, когда окрепшие большевики свергли правительство новоявленной страны непонятного политического строя. Это утверждение корректно, прежде всего оттого, что просуществовавшее всего 23 месяца турецко-азербайджанское объединение не смогло или не успело принять Основной Закон или нечто похожее на Конституцию страны. Посему никак не могло считаться демократическим государством и иметь узаконенное название. Таким образом, начало истории возникновения нынешней Азербайджанской Республики начинается с того момента, когда страна, войдя в состав СССР, стала называться Азер.ССР. Тогда же она, перестав быть форпостом Турции, стала форпостом большевизма на Востоке. Вот как это произошло.

К 30-м годам прошлого столетия большую роль во властных и партийных структурах Азер.ССР, республики, собранной из частей Южно-Кавказского региона, совершенно не связанных между собой ни этнически, ни культурно, ни социально, продолжали играть русские, армяне, евреи. Такое положение не устраивало большевистские власти СССР. Ведь они намеревались перекинуть пламя революции на мусульманский Ближний Восток. Своим единоверцам мусульмане Ирана и Турции скорее поверят и пойдут за ними, считал И.В.Сталин. В русле реализации этой политики ЦК ВКП(б) по предложению Иосифа Виссарионовича была организована так называемая коренизация до сего времени интернационального состава руководящих кадров Азер.ССР. Для реализации этой цели 1-м секретарем ЦК КП Азер. ССР в декабре 1933 года был избран авантюрист — бывший руководитель НКВД (26 мая 1954 года был расстрелян) Мир-Джафар Багиров. Давая ему напутствие во время приема после заседания Политбюро, Сталин сказал: «Азербайджаном должны править азербайджанцы. Это, кроме всего прочего, имеет большое значение в плане международной политики партии. Не зря Ленин говорил, что Азербайджан является нашим форпостом на Востоке, это ворота на Восток». (Э.Р. Исмаилов. «Власть и народ: послевоенный сталинизм в Азербайджане: 1945-1953. – Баку: Адильоглы,2003.- Стр. 58-59). Сказано — сделано.

Основным требованием к кандидатам формирующихся властных и политических структур искусственного государственного образования Азер.ССР оказались не компетентность и пр., а национальность и религиозная принадлежность, лояльность по родству, землячеству, преданности в прошлом, возможности принесения дохода в виде взяток. Так, например, тот же Мир-Джафар Багиров еще в 1930 году вместе с несколькими работниками руководства Азер. ССР был освобожден от должности из-за “создания нездоровой обстановки в аппарате управления страной, беспринципной групповщины и взаимного подсиживания”. Однако через пару лет он же возглавил власть в Азербайджане. Что поделаешь: в новоявленной стране толковых, честных и активных азербайджанцев был явный дефицит, элитные азербайджанцы тогда на улице не валялись. Это вынудило власть довольствоваться тем, что было под рукой. Пришлось коммунистам попотеть и в плане увеличения численности азербайджанцев. Маловато их было в те времена, чтобы стать доминирующей, титульной нацией новоиспеченной страны — форпоста Страны Советов. Старались изо всех сил, ведь игнорирование предложения (читай «указания») «отца народов» в те смутные времена было равносильно подписанию себе смертного приговора. Где насильственной ассимиляцией, где с помощью пряника и так называемой этнической коррекции, а где переселением азербайджанцев из Арм.ССР им удалось «нарастить» национальность «азербайджанец». Так, в канун принятия Конституции Азер.ССР в 1936 году большинство мусульман, жителей Азер. ССР стали азербайджанцами. Правда, не все, к примеру, тюркоязычные граждане «с ходу» согласились стать азербайджанцами. Так, первый Председатель Совнаркома Азер.ССР Нариман Нариманов до последних дней своей жизни называл себя тюрком. А великий общенациональный лидер, пламенный борец за независимость и демократию Гейдар Алиев в зависимости от обстоятельств называл себя то турком, то азербайджанцем, хотя на самом деле был курдом (по некоторым данным — евреем) с примесью армянской крови.

Коренизация продолжалась до последних дней СССР. При этом власти Страны Советов понимали, что новосозданную этническую группу «коренного населения», так называемых «азербайджанцев» необходимо снабдить собственной историей, поэтами, писателями, памятниками древности и т.д. Посему стимулировали фабрикацию истории Южного Кавказа, присвоение исторических и духовных ценностей автохтонного населения, веками проживавшего на территориях, нарезанных большевиками в пользу нового государственного образования. Взамен автохтонное, не азербайджаноязычное население получило притеснения и практически сегрегацию. «Что нам, талышам, лезгинам, аварцам и другим народностям этой земли, дал Азербайджан? Да, это государство отняло у нас нашу родину, наш язык, нашу историю, нашу культуру и, наконец, наше достоинство и честь», — возмущался председатель комитета защиты прав талышского народа Захираддин Ибрагими. Однако, как говорится, «поезд ушел».

Прытким представителям новоиспеченной нации многое из культурного наследия автохтонного населения удалось присвоить за годы правления Советов. Так, великий персидский поэт Низами вдруг стал азербайджанцем, т.е представителем нации, появившейся гораздо позже произведений поэта. А как утверждает и доказывает Фахраддин Абосзода в статье «Был ли Самед Вургун шантрапой», Самед Вургун — первый Народный поэт Азербайджанской ССР, драматург и общественный деятель, лауреат целого ряда престижных советских премий, вместе с тем был великим сыном своего — курдского, а не азербайджанского народа! И это только два примера массовой фальсификации Азербайджаном биографии и происхождения знаменитых людей, вольно или невольно оказавшихся на территориях отданных стране предполагаемого форпоста большевизма на Востоке. Немаловажную роль в организации доминирующего положения азербайджанской нации в республике сыграло переселение части тюркского (азербайджанского) населения Арм. ССР в Кура-Араксинскую низменность. Таким образом, за годы «коренизирования» отуреченная часть населения страны выросла с 60% в 1924 году до 93% в 2009 году. В то же время число остального неазербайджанского населения за тот же период снизилось с 40% до 7%. При этом если в 1926 году этнический состав страны определялся представителями 97 национальностей, то в 2009 их осталось всего 16. Показательно, что коренизацию Азербайджана, начатую Мир-Джафаром Багировым и продолженную Мир-Теймур Багировым, Иммамом Мустафаевым и Вели Ахундовым, успешно завершил авантюрист и тоже бывший руководитель КГБ, впоследствии «отец нации», глава клана нынешних хозяев Азербайджана Гейдар Алирзаевич Алиев. Таким образом, Баку в сороковые годы прошлого столетия был назначен столицей форпоста СССР, воротами большевистских революций на Востоке и около 60 лет верой и правдой служил этой идее, которая, впрочем, оказалась утопией. Как было сказано выше, из Азербайджана большевики планировали поход коммунизма на Восток. Поэтому не случайно в Баку было много организаций с одноименным, но весьма красноречивым названием «Красный Восток». Это бакинский военный городок, типография и издательство в центре города, а также гостиница, летний кинотеатр и т.д. С развалом СССР у Баку лопнула идея трансплантации революции на Восток, форпост большевизма осиротел. Однако, судя по всему, долго беспризорным Баку оставаться не собирается. По скромному предположению «стеснительного» политолога Зардушта Ализаде, «видимо, азербайджанские власти делают все, чтобы получить статус форпоста Израиля на Южном Кавказе, Израиля и, может, одновременно Соединенных Штатов», — пишет он. Правда, для этого Азербайджану надо будет поменять ориентацию или сымитировать смену государственного обустройства с авторитарно-деспотического на демократическое, т.е. получить право называться демократическим государством. Исходя из всего вышеизложенного, очевидно, что под давлением «рассадников демократии» — Израиля, США, Англии и в последнее время Турции (в связи с организацией уничтожения мирного населения Сирии), сегодняшнему Азербайджану предстоит обдумать, стать ли форпостом «демократических преобразований» на Ближнем Востоке под эгидой вышеперечисленных стран или найти иной путь развития. При этом еще не факт, что так называемым демократическим странам удастся «присобачить» демократические причиндалы к авторитарному режиму клана Алиевых. И дело здесь не в том, что «Азербайджаном правит даже не авторитарный режим, а кланово-мафиозная система», как утверждает директор института Мира и Демократии Азербайджана Лейла-ханум Юнус, а в том, что последние два десятилетия страну переполнили террористические группировки и бандформирования, тесно взаимодействующие с международными террористическими организациями. Среди них такие, как «Аль-Каида», «Нурджулар», «Боз Гурт», «Хизбут-Тахрир», «Джихад», «Ихвануль муслими», «Гутбий» и т.д (всех не перечесть). Они имеют собственное видение перспектив развития богатого нефтью Азербайджана. Не считаться с их планами и стремлениями власти АР, которым не чужда террористическая направленность во внутренней и внешней политике, не желают. Более того, даже способствуют им.

Так, например, в 2004 году при легальном переходе грузино-турецкой границы спецслужбами Турции и Азербайджана при поддержке дружественной им террористической организации и азербайджанского телеканала ANS были похищены с территории Турции и переброшены в Баку беженцы-армяне Роман Тарян и Артур Апресян (газета «Новое время» подробно описала этот случай со ссылками на информационный источник «Эхо» — Азербайджан»). Или другое действие нынешних властей, которое вполне можно квалифицировать как террористическое: уничтожение, вскрытие могил и мародерство на христианском кладбище в Баку, а также продажа или присвоение (переделка гранитных и мраморных плит) памятников, оград и территории самого кладбища. Более того, на азербайджанском телеканале ANS был показан репортаж об азербайджанских террористах, воюющих в Сирии на стороне повстанцев и антиправительственных сил, в котором говорилось, что родители погибших террористов о противозаконной деятельности своих детей в Сирии узнали из теленовостей… И это далеко не полный перечень проявления бандитизма и государственного терроризма властями Азербайджана. Собственно сама страна превращается в региональный центр-форпост терроризма на Южном Кавказе. О том, что Азербайджан с 1991 года является одним из региональных центров различных террористических структур исламских фундаменталистов, в том числе и для «Аль-Каиды» с десяток лет назад докладывал Конгрессу США директор рабочей группы Конгресса по противодействию терроризму Йозеф Бодански. На сегодняшний день терроризм в АР настолько развился и укрепился, что Турция, сама являющаяся организатором и пристанищем террористических группировок и банд, проявила озабоченность неразборчивостью «младшего брата» в выборе друзей. Так, в апреле 2013 года хакерами «Anonymous» была опубликована телеграмма Центра связи и информации Турции своим партнерам из Азербайджана. «В ней отмечается, что турецкая сторона выражает недовольство сотрудничеством Азербайджана с компанией CFC Consultinq, связанной с международным терроризмом».

…Между тем выборы президента АР «на носу». Он-то в конечном итоге определит приоритетное направление пути, по которому «широко зашагает Азербайджан».

Так что какой идее государственного обустройства и дальнейшего развития в конечном итоге отдастся Азербайджан — авторитарно-демократическому или террористическому, кланово-мафиозному режиму управления страной, предстоит узнать в скором времени. И тут не суть важно, утвердится ли Азербайджан в роли форпоста Израиля, США, Турции или станет, если уже не стал «самостоятельным» форпостом, терроризма на Южном Кавказе. Главное в том, что уже сейчас можно смело утверждать: счастья народам Азербайджана и спокойствию на Южном Кавказе ни первый, ни второй, ни оба вместе варианта форпоста не принесет. Ведь реальный кандидат на власть — один и тот же, чьим бы вассалом Азербайджан ни утвердился в очередном или в конечном итоге.

PS. Неожиданное подтверждение правоты нашей статьи мы получили из Баку. «Власти Азербайджана в настоящее время борются за длительное пребывание у власти. По закону Азербайджан является независимой страной, но в действительности он подчиняется нескольким силам». Об этом, как сообщает фарсиязычный сайт Haqyolu.com, заявил азербайджанский политолог Вафа Гулизаде..

Николай Бабаджанян, корреспондент газеты «Новое время»,
председатель общественной организации «Наш дом Армения»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image