Список Ерецяна

14 апреля, 2016 - 13:53

Имя Ара Ерeцяна было занесенo в список Праведников народов мира Яд ва-Шем в 1981 году — первым из более чем двух десятков армян. Он спас от расправы нацистов более 400 евреев, укрывая их в основанном им госпитале в шестом квартале Будапешта, звучит в публикации о великом гуманисте на сайте auroraprize.com.

Ара Ерецян родился в 1918 году в Константинополе. Вскоре после этого семья, в которой было пятеро детей, переехала в Венгрию, спасаясь от продолжающихся погромов армян.

В 1930-х годах  Ерецян примкнул к молодежному движению венгерской фашистской партии «Скрещенные стрелы», однако с началом гонений на евреев покинул ее ряды. Он занимался пошивом одежды. В марте 1944 года Будапешт был оккупирован немецкими войсками. Для евреев Будапешта был введен комендантский час и издан приказ о создании гетто. Сюда планировалось переселить 220 тысяч человек, которых затем должны были отправить в лагеря смерти в Польше.

Ерецяну было несложно провести параллель между событиями 30-летней давности и тем, что происходило на его глазах в Европе. «От своей матери он слышал много историй о преследовании меньшинств в Турции и потому чувствовал моральное обязательство сделать все, что в его силах, чтобы помочь другим, оказавшимся в подобной ситуации. Он же был человеком», — рассказывает об отце Ара Ерецян-младший, который живет в Вене и занимается бизнесом.

Осенью 1944 года советская армия подошла к Будапешту. 26-летний Ара Ерецян был назначен командиром гражданской обороны в шестом квартале Будапешта. «Как рассказывал нам сам Ерецян, он ушел из фашистской партии с началом войны, но никто не знал об этом. Он надел свою старую военную форму и пошел к министру внутренних дел. Ерецян сказал, что русские очень близко, в городе много раненых, а существующие госпитали не справляются. Он предложил собрать лучших врачей, профессоров и открыть еще одну больницу. Министр подписал бумагу, согласно которой ему должны были выдать все необходимое для госпиталя. Это было потрясающе», — вспоминает Илби Франк, одна из тех, кому удалось спастись благодаря Ара Ерецяну.

По словам Франк, Ерецян также сумел стащить в министерстве несколько писем с подписью министра и печатей, которые он потом использовал для защиты обитателей госпиталя. Вместе с известным венгерским психиатром еврейского происхождения Ференцем Вольгеши они открыли в подвальном этаже дома на улице Зичи Йено, 1 клинику, которой будут обязаны своим спасением сотни людей.

...Роберту Хольцеру было 15, когда поздней осенью 1944 года он, спасаясь от преследований нацистов, вместе с матерью переехал в дом тети. Его история хранится в архивах Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне. Согласно его рассказам, в однокомнатной квартирке тети ютились десять родственников, однако все они были рады, что по крайней мере могут спать спокойно. По словам Хольцера, решение переехать в этот дом было судьбоносным, поскольку именно здесь открылась клиника Ерецяна и Вольгеши. «Ерецян был высоким, очень красивым мужчиной. Он носил фашистскую форму и на многих нагонял страх, но к нам был очень добр», — рассказывает Хольцер.

Ара Ерецян переехал в подвальное помещение госпиталя с несколькими преданными ему людьми. Вместе с Вольгеши им удалось собрать в клинике высококлассных специалистов. Все, кого преследовала нацистская партия, находили убежище в больнице — как под видом пациентов, так и в качестве персонала клиники. Для этого Ерецян изготавливал им фальшивые документы. Таким образом удалось спасти в общей сложности жизни 440 евреев, 40 из которых были врачами. Подробные отчеты о работе госпиталя так впечатляли партию «Скрещенные стрелы», что они редко приходили сюда с проверками, несмотря на неоднократные сигналы о том, что Ерецян прячет в больнице евреев.

Воспоминаниями о больнице в своей книге «Истории выжившего» поделился и канадский врач Норберт Керени. В то время ему было 17 лет. Однажды он встретил на улице бывшего школьного товарища. Тот, облаченный в нацистскую военную форму, не подал другу детства руки, зато сообщил командиру шестого квартала, что видел еврея, который вошел в госпиталь, и попросил разрешения задержать его. Командир ответил, что он лично знает этого еврея, а если у юноши есть патриотические порывы, то ему нужно идти на фронт — воевать. «Это было очень опасно, но наш командир Ара Ерeцян защитил меня», – пишет Керени.

Клиника играла важную роль в жизни города, поскольку жители района получали в ней бесплатную медицинскую помощь. В декабре 1944 года, когда советская армия окружила Будапешт, больница превратилась в полноценный военный госпиталь. Во время осады нацисты восхищались патриотизмом Ерецяна, который лечил венгерских солдат и горожан, оплачивая расходы из собственного кармана.

«Дни в осаде были полны событиями, постоянной активностью. В какой-то мере они могли сравниться с 40 днями Муса-Дага, описанными Францем Верфелем, когда небольшая группа армян оказывала сопротивление организованному турецкими властями геноциду. Мы же по сути оказывали пассивное сопротивление поддельными документами и поддержкой госпиталя», – описывает дни, проведенные в госпитале во время осады Будапешта, Норберт Керени.

До оккупации в Будапеште жили более 250 тысяч евреев. Во время холокоста большинство из них были истреблены нацистами. Массовые убийства не прекращались даже в последнюю неделю перед входом советских войск в Будапешт. Евреев, которых находили за пределами гетто, вели на марш смерти к Дунаю.

...В здании госпиталя проживало несколько нееврейских семей. Некоторые из них надеялись таким образом защитить себя, когда в город войдет Красная армия. Но находились и те, кто продолжал доносить на соседей. «Незадолго до штурма города кто-то из округи донес на нас, и фашисты попытались разоружить людей Ерецяна, охранявших нас. Он казался несколько растерянным. Мы все было выстроились на выход, но вдруг Ара вновь появился с какой-то бумагой от вышестоящих инстанций (что уже делал чудесным образом не раз) и приказал им уходить, поскольку это охраняемая территория и клиника работает на правительство», — рассказывает Хольцер.

Вот как вспоминает эту же историю Илби Франк: «Ранним утром 2 января мы были разбужены венгерскими нацистами, нам приказали выйти во двор. Была очень холодная зима. Ерецян приехал в форме с нацистской эмблемой, он попросил никого не трогать, пока он лично не увидится с начальством. Через несколько часов он вернулся с бумагой, подписанной министром. Два дня спустя Ерецян признался моему мужу, что он не нашел министра, поскольку в правительстве уже царил хаос».

«Он просто взял в министерстве бумагу, на которой стояла подпись министра, и сам написал письмо, проштамповав его одной из украденных печатей», —  вспоминает Илби Франк.

13 февраля 1945 года Будапешт был взят советскими войсками, начались аресты нацистов и их пособников. После освобождения города Ара Ерецян был арестован и провел в застенках советских спецслужб около полугода. «Там ему встретился тюремщик-армянин, который посоветовал отцу не подписывать никаких признаний. Таким образом, пройдя через множество пыток, он наконец освободился», — говорит Ерецян-младший.

В начале 60-х годов Ара Ерецян переехал жить в Вену. Он поддерживал связь лишь с немногими спасенными им людьми. «Отец не придавал большого значения благодарности. Для него то, что он сделал, было само собой разумеющимся», — говорит его сын.

Лишь в 1982 году посол Израиля в Вене и епископ Армянской Церкви вручили Ара Ерецяну медаль Яд ва-Шем на церемонии, которая проходила в армянской церкви. Великий гуманист скончался в 2010 году в возрасте 92 лет.

«Долгое время эта история спасения не вызывала особенного интереса. Однако за последние годы моему отцу присудили еще несколько наград посмертно. Сейчас о нем снимается документальный фильм, а на здании, где находился госпиталь, планируют установить памятную табличку», — с гордостью говорит Ара Ерецян-младший.

Гаянэ МИРЗОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image