АДЖАРИЯ ДОСТОЙНА БОЛЬШЕГО! / ДАВИД ЧХАРТИШВИЛИ

24 мая, 2016 - 11:57

И пусть для этого ей придется снести все искусственные барьеры...

2016 год

Министры обороны Азербайджана, Турции и Грузии на встрече в Габале решили укреплять сотрудничество стран в сфере обороны (в частности провести совместные военные учения). Об этом сообщил глава Минобороны Азербайдждана. «Уверен, что трехстороннее сотрудничество в области обороны будет способствовать обеспечению безопасности наших стран, укреплению дружбы и братских отношений между нашими народами, становлению мира, стабильности и устойчивого развития в регионе», — заявил министр обороны Азербайджана. Сейчас, как и 100 лет назад, мы имеем перед собой всю ту же диспозицию — реальное противостояние с Россией, в союзниках Турцию, и мнимую поддержку Запада (которому как и тогда, скорее всего нужны как разменная монета для торговли с Россией). Ирония судьбы, близорукость власть имущих, и причинно-следственная связь - с эволюционной точки зрения да, наши легкие произошли от рыбьих легких, наши руки — видоизменившиеся плавники, но каждое из новых правительств отдавая дань заокеанскому Левиафану (см. о первопричинах подобного «О выборе, которого в Грузии нет»http://www.iarex.ru/articles/29421.html), забывает одну важную деталь — человека окончательно делает человеком не физиология, а дух!.. И что бы ни творили те или иные на этой стезе устраивая плотины, акведуки, каналы - река найдет естественное русло, и пусть для этого, ей придется снести все искусственные барьеры.

Давид Чхартишвили. Источник: личный фотоархив

Давид Чхартишвили. Источник: личный фотоархив

Установка

В XIX начинается вхождение Грузии в состав Российской Империи. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. началось создание вооружённых отрядов в грузинских провинциях Имерети, Картли, Самегрело, Кахети и Гурии (за возвращение Аджарии бились более 20 000 грузин и не менее 100 000 тысяч россиян). В итоге, 3 марта 1878 года в Сан-Стефано подписан мирный договор, согласно которому Блистательная порта вместо части денежной контрибуции заплатила Российской империи грузинскими землями. Во время Берлинского конгресса, предусматривающего пересмотр мирного договора Сан-Стефано, князю Горчакову удалось отстоять Аджарию — и уже 25 августа 1878 года в город Батуми входит генерал Дмитрий Святополк-Мирский, которому на площади Свободы девриш-паша передал ключи от города, процесс закончившийся созданием Батумского уезда, в состав которого вошли Батумский, Артвинский и Аджарский округа. То были годы расцвета .... Затем анархия, последовавшая за Октябрьской революцией привела к распаду Кавказского фронта и Османская империя вновь оккупирует территорию Южной Грузии. 3 марта 1918 года между большевиками и османами был подписан Брест-Лито́вский мирный договор, сепаратный мирный договор, который отдавал Батумский, Карсский и Ардаанские округа. Фактически это было восстановлением границ между Россией и Османской империей от 1877 года. 14 марта — 5 апреля 1918 года начала работу Трабзонская мирная конференция.

Целью закавказской делегации было сохранение границ 1914 года, а турецкой — признание закавказской делегацией Брест-Лито́вского мирного договора. 14 апреля 1918 года турецкие войска аннексировали Батуми. Фактическим продолжением Трабзонской конференции стали Батумские переговоры, прошедшие в 2 этапа — с 11 по 26 мая и с 31 мая по 4 июня 1918 года. Первый этап переговоров прошёл между Османской империей и Закавказской Демократической Федеративной Республикой, а второй между Османской империей и уже независимыми кавказскими государствами. После турецкой оккупации Батуми, кавказская делегация под руководством А.Чхенкели уже пыталась опереться на Брестский договор, но османы выдвинули новые требования, которые из-за своей грандиозности вызвали протест даже Германии и Австро-Венгрии союзников Турции и Грузии одновременно. Должен заметить что с союзниками мы не впервой проявляем недальновидность, по иронии судьбы концом оккупации Батуми стало поражение именно Германии и её союзников в Первой мировой войне. В 1919 году город Батуми и Батумский округ стали зоной Британской оккупации. 7 мая 1920 года Советская Россия признала независимость Грузинской Демократической Республики, однако в феврале следующего года Красная Армия вторгается на территорию Грузии, воспользовавшись ситуацией, османские войска отторгают Артаан и Артвин, а 10 марта входят в Хуло и Кеда. уже 11 марта турецкие войска Карабекир-паши окупируют Батуми. Согласно официальной позиции Турции, её целью была защита Грузии от российского вторжения — знакомая, не правда ли, хотя дай Бог не провидческая картинка.

Последующие действия турков опровергли эту версию «гуманитарной интервенции» и доказали, что целью османской армии была именно аннексия региона. 16 марта в Москве подписан советско-турецкий Договор о дружбе и братстве, по которому Турция согласилась «уступить Грузии сюзеренитет над портом и городом Батуми и территорией, лежащей к северу от границы», при условиях закрепления за Турцией права пользоваться портом и осуществлять свободный транзит беспошлинно через Батуми. Пока в Москве шли советско-турецкие консультации, на окраинах Батуми солдаты грузинской армии под командованием меньшевистского генерала Георгия Мазниашвили вступили в уличные бои с турецким гарнизоном и освободили город, но так как культуры наши созвучны, и симбиотическая связь ощущается даже на структурном уровне вне зависимости какого цвета флаги бывают временами у сторон, ключи от города генерал Мазниашвили передает именно Красной армии, а не бывшим союзникам туркам (скорее всего, поэтому и не удостоился он памятника в Батуми)...

90-ые

Переходный период, бандитизм, наркомания, поголовное обнищание населения, передел собственности, боевые действия в Абхазии и Южной Осетии – нет ни света ни хлеба. Со строем не определены - ничейная земля. Гамсахурдия, лоббирует Аслана Абашидзе, тот заигрывает с российской армией и внедряет в Аджарии такую архаическую форму правления как трайболизм. У сменившего Звиада Гамсахурдию - Шеварднадзе (хоть и выпестованного партийной школой, но стареющего), не хватает рычагов для смещения назначенного Звиадом - Аслана Ибрагимовича. Вскоре напряжение спадает, в конце концов они находят общий язык, хотя временами и все еще слышатся звуки литавров то со одной то с другой стороны – общие интересы, раздел имущества, стабильность, недавние примеры из гражданской войны не дают им перейти от слов к делу. В Грузии двоевластие – установлена этакая форма «церемониальной вежливости» меж двух оторванных от духа времени мастодонтов (к справедливости сказать, единственной заслугой Аслана Абашидзе являлось недопущение бандитских формирований опустошивших иные регионы Грузии, в Аджарию – на том его заслуга перед отечеством и закончилась). К слову, для не знакомого с темой читателя - из трех автономных образований Аджария единственная не подвергшаяся сецессии – образованная в отличие от двух остальных лишь по религиозному признаку – она представляла и представляет почти уникальное образование как по пустоте содержания так и по оригинальности формы, что временами делает ее прекрасной мишенью как для авантюристов и демагогов, так и яблоком раздора для соседей (мудрый правитель лавирует, глупый попадается на наживку, временщик ждет что скажут в Тбилиси, государственник ж ищет новые формы и привлекает инвестиции – вовсе не боясь инициатив).

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. / Конфуций

Коррупция, кумничество везде, подобострастие и лицемерные речи с генсеков Союза перенесены на Аслана Ибрагимовича (методика создания культа личности с гигантской страны оборачивается местечковым гротеском), ему поют оды, в честь него слагают стихи – замкнутое пространство – тогда нет ни социальных сетей ни альтернативы – в остальной Грузии дела обстоят не лучше, но до столь эпического лизоблюдства там не доходит. Здесь, некий симбиоз духа эпохи застоя, с мифотворчеством национального движения (выйдя из мирка переполненного мифологемами, агрессивные они так и остались носителями шаблонов поведения времен царицы Тамары и теософских спекуляций орфиков), как раз и покончившего с деградировавшим во всех отношениях Союзом. Отсюда и кардинально различающиеся друг от друга сподвижники Абашидзе, кто из «звиадистов», кто из номенклатуры, кто-то же – находит в нем нового Патрона... кадровая политика, месиджи, телевидение и газеты зиждятся на одном – личная верность, ну а окромя Аджарии нет места более спокойного в мире и с более мудрым руководителем... имея же выдающиеся личные качества, волю и сильный характер Абашидзе успешно лавирует меж Тбилиси, турецкими и российскими интересами (но по большому счету именно подобные психотипы подпортили имидж Росси в глазах грузин). В общем, стоит «по ту сторону добра и зла» являясь продуктом своего времени, образования, происхождения и потребностей дезориентированного, и люмпенизированного общества.

2003/4 года & наши дни

Грузия чествует нового Лидера – Михаила Саакашвили! Вне Аджарии началась самая настоящая Война ультралиберализма с традиционными ценностями грузинского народа, Абашидзе старается разыграть эту карту но уже слишком поздно, да и Грузия трансформировалась — последовало мощное увеличение военного бюджета, и ужесточение фискальной политики, Абашидзе пережил эпоху – и как некогда эпоха привела его, так и увела в 2004-ом, ну а его последними словами своим малочисленным соратникам были на плохом русском – «идыте все по дому».

Дабы не повторяться, двумя абзацами из моей старой статьи «Батуми, путь от гусеницы к бабочке и обратно» (http://www.iarex.ru/articles/29022.html ), чтобы читатель понял что думали и чувствовали граждане столицы автономии, когда вокруг бушевала стихия:

Батуми знаковый город, со дня основания сильные мира сего рассматривали его в геополитическом контексте, ну а если кто-либо рассказывал о нем то с подтекстом, никто и никогда до конца не договаривал, не взламывал культурные ниши, так как городские раны сызнова начинали кровоточить, порождая же новые страхи вынуждали корректировать позицию в соответствии с коньюктурой, или волей конкретного заказчика. То ли дело, воззрения простых батумцев, объединенных одной хорошей чертой, говорить все и всегда напрямик, но деликатно, под кофе и между собой...

Батуми, прежде всего клуб, традицию которого ниже, я и собираюсь нарушить. Здесь каждого из нас преследует свое прошлое, за последние 150 лет мы сменили более семи формаций, и это не могло не воздействовать на наше, до определенной степени чрезвычайно толерантное сознание. Не могло, не отразится как на исторической памяти и мироощущении, так и на позиционировании и проецировании нами разных, но и обобщающих реальностей. Так как каждому из батумцев, без поводырей, и в чрезвычайно короткий по историческим меркам срок приходилось продираться сквозь окостенелую идеологическую призму элиты того или иного периода, сквозь реваншистские настроения потерявшего привилегии истеблишмента, сквозь самодурство возомнившего себя князем бея (Аслана Ибрагимовича), сквозь больное резигнацией сознание в рясе демократии (Михаила Николозовича), возлюбившее Батуми как блудницу и в лучших традициях самолюбования прячущего весь мусор под красочный ковер многомиллионной рекламной кампании, хотя все это и не без светлой стороны, в комплексе данные компоненты создали батумскую субкультуру как таковую. Правда такова, при минимуме народной легитимации каждый из правителей Аджарии лишь в контексте геополитики а не из азбучных истин самоуправления и справедливости «создавал» Батуми дабы умиротворить верхи, дабы ту же асимметричность власти перенести на жизнь жителей столицы автономии без изменений. С мэрами нам вообще не везло — были наркоманы, воры, пьяницы, дебоширы и просто клоуны единственным критерием назначения на должность коих, за последние 20 лет было полная никчемность их натуры, да и беспрекословное подчинение!..

"Или иной здесь обман. Нет, коню вы не верьте, троянцы!

Что там ни будь, я данайцев боюсь и дары приносящих", - Вергилий

Саакашвили, иная крайность - технологии не развиваются параллельно с культурой (в итоге очередная дихотомия), к тому же, резко разорвав с Россией он широко открыл двери Турции назвав ее «историческим другом и стратегическим партнером», а первую «историческим врагом» (и это в Аджарии, где подобное кощунство более чем сенсетивно и чревато трагическим исходом) – да, инвестиции были, но то был и «дар данайцев» - в отличие от Абашидзе который позиционировал себя как аристократ (со всеми вытекающими) – этот был плебей в прямом смысле этого слова, и поведением и устремлениями (и если первый позиционировал себя как этакий Борджия, второй скорее как Муссолини). Он потакал самым низменным инстинктам – жажда сиюминутной выгоды толкала его к продаже лучших батумских земель турецким «инвесторам» за символическую цену - город, который был некогда полон жизненных ресурсов, город-порт, город-университет, город моряков и нефтяников, - субкультурная разруха коего началась во времена, и от «недеятельности» Аслана Абашидзе, закончилась от «деятельности» Саакашвили. В руках слепой и глухой толпы временщиков из "национального движения" Батуми превратился в город лозунгов, псевдоевропейских ценностей (для точности понимания см. «окно Овертона»), игорного бизнеса, расцветшей как никогда проституции, и это конечно же, уже далеко не мой город детства, далеко не тот что строили несколько поколений моих предков! Горожане не находили рабочих мест, многие ушли - в наркотический туман ... картина страшная! В бытность свою членом городского совета, да и редактором разных газет, не раз высказывался публично, что в первую очередь, нужно определяться с миссией города, оценить его сильные и слабые стороны, реалистично оценить ресурсы и разработать стратегию развития, которая не была бы целиком ориентирована лишь на туризм... Батуми - мой родной город, посему больше всего и болит, но можно без преувеличения сказать: такое положение было и в остальных грузинских городах, и тем более в селах. Преуспевший в реформе правоохранительных органов Саакашвили, ни на йоту не продвинулся на пути реформирования того же сельского хозяйства (о промышленности речь даже не шла), поставив экономику страны в тяжелейшее положение – а Аджария это аграрии, и аджарцы любят землю как никто из иных представителей грузинских субкультур – им же предложили; согласиться на рабский труд в Турции или сервисперсоналом в турецких гостиницах, казино и борделях. 16-17 летние девочки в массовом порядке и доныне обслуживают турецких граждан, зрелые женщины работают в Турции нянями и домработницами, мужчины собирают турецкий чай... это в Аджарии, родине цитрусовых, регионе с огромным потенциалом и культурой – субтропической зоне, некогда снабжавшей весь Союз. Ну а Саакашвили, все то время твердил об успехах в градостроительстве и новых рабочих местах – предлагал сквозь телевизионную призму бессовестной пропаганды модель «процветающей», а на самом деле дышащей на ладан Аджарии - абхазам и осетинам как альтернативу и противовес российскому влиянию... И я не без греха, будучу назначен руководителем службы «по связям с общественностью и массмедия» правительства Аджарии сразу же после смещения Абашидзе – дал многим процессам толчок...

"Ад полон добрыми намерениями и желаниями", -  Джордж Герберт

Осознав-ж последствия, и увидев какие уродливые формы принимают большинство моих инициатив – ушел в главные редакторы, главного печатного издания Аджарии – понял, нельзя действовать «через» а нужно напрямую общаться с народом – но сделав из официального правительственного листка чрезвычайно популярную в народе и свободную газету натолкнулся на непонимание уже соратников (здесь кстати и можно уследить главное отличие саакашвилевского подхода от абашидзевского – если при Аслане Ибрагимовиче бюджет газеты составлял 1 600 000 лари, то при Михаиле Николозовиче, т.е. уже при мне лишь 150 000, и это при том что я увеличил, и тираж и обьем издания в три раза, к чему я – что касается фискальной политики, здесь был порядок – а воровала лишь партийная элита, в отличие от прошлых лет). Итак, они будучи в плену черно-белых представлений не могли понять что заставляло меня говорить о балансе, языком притч указывать на несоответсвия в их словах с поведением, пропагндировать консервативные ценности, давать трибуну приближенным того же Аслана Ибрагимовича да и всем – вывело их из себя, и моя позиция когда разрушили христианскую церковь ради строительства очередного борделя на горе Ферии в 2007, близ Батуми - на этом мое сотрудничество с ними и закончилось – официально перейдя в оппозицию в 2008 ом, после войны 08.08. – на которой и был, и о которой писал (см. http://regnum.ru/news/polit/1434978.html ) еще тогда.

"Грузины так привыкли к рабству, что смена рабовладельца кажется им свободою"  - Александр Сараджишвили

Глас вопиющего, так и остался эхом в пустыне ограниченности - и что они, столь уверенные в своей правоте - оставили после себя? Алгоритм - приводящий к выродившемуся, бездуховному обществу, которое в суете своей разучилось бы видеть добро и зло, разучилось бы различать гражданина между референтными группами, и в погоне за голосами, или одобрением США, или наживой - подменять факты мифологией. Ну а если общество перед опасностью вырождения, если оно выворачивается наизнанку, если правила, которые придумало для собственного удобства, выдает за вечные истины, если оно формализовализуется до такой степени, что перестанет ощущать собственный распад, разве не нужно писать об этом прямо - дабы 3-мерная картинка прошлого, настоящего и будущего наглядно показала в какой точке на пути к гуманитарной катастрофе находились и находимся мы все, жители Аджарии, да и искалеченная Грузия в целом?.. В те времена все было фарсом – громкие речи, низкие дела – купленные оппозиционеры, агрессия к инакомыслию, пытки в тюрьмах, подставные оппортунисты, евнгелическая радость на лицах телеведущих, и «оссана» в отличие от времен Абашидзе (когда пели лично ему) – здесь всей стае и «успехам». Действовали не наобум, продуманно - Саакашвили без сомнения талантливая личность и как-никто другой в Грузии может инспирировать как нужные настроения и массовый психоз так и новый «корпоративный интерес» для своей команды (как пишет в "Le Monde" Томас Эймон-Ларита: «Саакашвили - это не шоу одного актера, он использует множество коммуникаций...»), но... как было отмечено выше, он забывает одну важную деталь — человека окончательно делает человеком не физиология, а дух!.. И что бы ни творили те или иные на этой стезе устраивая плотины, акведуки, каналы - река найдет естественное русло, и пусть для этого, ей придется снести все искусственные барьеры.

В 2012-ом, вновь меняется власть, и то чем было для Иванишвили делом чести, в Аджарии стало эпохой бесчестья, ограниченности и недальновидности под эгидой временщиков - вползших в доверие к нему из всего перечисленного выше. Знаковая притча помимо призыва к адекватным действиям, прекрасно иллюстрирует и вышесказанное, то с чем мы сталкиваемся в Аджарии сегодня:

— Тигр охотился на разных зверей и пожирал их. И вот как-то раз поймал лису. «Только не вздумай меня съесть! — сказала лиса. — Небесный Владыка прислал меня сюда начальницей над всеми зверями. Сожрёшь меня — нарушишь его волю. А если не веришь — давай я пойду впереди, а ты ступай следом. Сам увидишь, посмеют ли звери, при виде меня, не разбежаться!» Тигр ей поверил и пошёл следом. Все звери, завидев их, разбегались кто куда. Невдомёк было тигру, что звери разбегаются из страха перед ним, и он решил, что они и вправду боятся лисы.

Хм, в статье «Конец фарсу & пора перемен» (http://www.iarex.ru/articles/52618.html), я писал что «самоустранившись после победы на выборах 2012-го и дав им всем власть, он показал народу кто чего стоил, кто к чему стремился и куда вел страну – господин Бидзина, игрок и диалектик по натуре подвел к мысли всех не питавшихся заокеанскими грантами, подвергшихся зомбированию саакашвилевскими медиярычагами но не связянных с подачками западных спецлужб ключевых референтных групп к мысли - что стране нужен новый путь, новая иделогия и смелые прорывы, а не то болото куда завели партии которым он столь шедро и на первый взгляд недальновидно делегировал власть» ...

"Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить

взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину,

так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы

постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу", - Никколо Макиавелли. "Государь"

Имея «Силу» (при наличии 6 000 000 000), она же превращается и в его «слабость» - Бидзина Иванишвили смотрит на страну с высоты птичьего полета, подобно Антонио Гауди который на все упреки отвечал что: "мой клиент никуда не торопится"... он как полубог зачастую забывает о человеческом факторе и времени - когда особенно важен бесстрастный анализ субъектов политики и выявление отдельных проходимцев коих, пусть и опосредованно но привел он, и народ - спрашивают с него, а не с той серой массы что прикрываясь его авторитетом портит ему, региону и городу репутацию. Но об этом уже во второй части.

Продолжение следует 

Давид Чхартишвили - публицист (Батуми, Грузия)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image