Бакинская цензура опять дает сбои

24 мая, 2016 - 14:01

Четырехдневная война выявила чрезвычайно многое. Помимо прочего, она показала и то, что азербайджанское общество, несмотря на многолетние мантры его руководителей на тему решения карабахской проблемы исключительно силовым путем оказалось не готово платить столь высокую цену за призрачную победу. Лучше всего проиллюстрировало это обстоятельство его отношение к людским потерям.

Пожалуй, впервые, за очень долгие годы, общественное негодование от происшедшего начало мало-помалу прорывать установленную государством цензуру на свободу слова и выражение мнений.

Поначалу, казалось бы, все шло по накатанной колее. На волне первого и, как оказалось, последнего успеха первых часов боевых действий, большинство проправительственных СМИ отметились победными реляциями. Сначала никто особо и не пытался скрыть, что именно Баку явился зачинщиком боевых действий. Сам посол Азербайджана в РФ Полад Бюль-бюль оглы не посчитал нужным скрывать это обстоятельство. «Вы знаете… давно пора прекратить этот конфликт. Президент Азербайджана Ильхам Алиев много раз в своих выступлениях подчеркивал, что Азербайджан приверженец мирного решения нагорно-карабахского конфликта, но если этот конфликт решаться не будет, то мы будем применять силу, для того, чтобы освободить свои земли от оккупации». Посол «деликатно» опустил тот момент, что на срыв переговоров всегда шел Азербайджан. Не упомянул посол и о том, что именно Баку срывал предлагаемые механизмы, нацеленные на снижение эскалации и укрепление мер доверия.

Но уже немногим позже, в связи с изменением ситуации на линии соприкосновения (когда карабахские подразделения начали контратаковать и отбивать утраченные несколько позиций) азербайджанская информационная машина спохватилась и начала формулировать свои сообщения в ином стиле. Дескать, азербайджанские ВС начали наступление в ответ на армянские провокации.

Все это время армянская сторона исправно печатала сообщения о своих потерях. Никто ничего не скрывал. Ни от общества, ни от международной общественности. Которая, кстати, была превосходно осведомлена, кто был зачинщиком столкновений.

Здесь официальный Баку тоже сплоховал. Сначала (2 апреля) была озвучена цифра в 12 погибших военнослужащих. По итогам же эскалации, министерство обороны этой республики выдало следующие данные: 31 погибший военнослужащий, один вертолет и один танк…

Нечего и говорить, что достоверность этих цифр с самого начала вызвала серьезные сомнения. Ладно там танки и иная военная техника. В конце концов, общественности всегда можно сказать, что кадры смонтированы, факты подтасованы и т.д. (отметим, что армия обороны НКР заявляла о свыше 20 подбитых танках, 2-х вертолетах, 3-х БМП, 8 беспилотниках, и иной технике). 

Но как быть с военнослужащими? Ведь каждый из них имеет конкретные имя, фамилию, отчество, место проживания, родственников и друзей? Тем более, что согласно кадрам, опубликованным армянскими источниками, только перед одной позицией было насчитано 21 тело погибшего азербайджанского военнослужащего. Было также замечено, что цифра 31 никак не сопрягалась и с количеством родственников погибших 2-5 апреля, прибывших 7 апреля на поминки организованные Мехрибан Алиевой в бакинской мечети «Гейдар».

В результате, несмотря на неимоверные усилия минобороны и части информационной машины Азербайджана, стремившихся скрыть реальный масштаб потерь, правда начала пробивать себе дорогу. Вскоре, азербайджанский оппозиционный сайт Meydan.tv (базирующийся от греха подальше в Берлине), начал публиковать иные данные. Как оказалось, погибших военнослужащих оказалось гораздо больше. Согласно Meydan TV, общие потери азербайджанской стороны 2-7 апреля составили: 81 погибший, 6 без вести пропавших, 6 гражданских лиц. А экспертами портала razm.info, по состоянию на 8 апреля 2016 г. были установлены личности 94 убитых и 5 пропавших без вести азербайджанских военнослужащих. Но официальный Баку упорно продолжал дезинформировать собственное население. Позже, стали известны еще более шокирующие цифры. Согласно информации, предоставленной азербайджанскими источниками аналитическому центру OSTKRFT, реальное количество потерь азербайджанских ВС в апрельских боях составило почти 800 человек. Эта цифра оказалась гораздо выше оценок собственно представителей ВС НКР, оценивавших азербайджанские потери в 200-300 чел. убитыми.

 Шок от понесенных потерь был настолько высок, а результаты масштабных боевых действий, развязанных режимом И. Алиева столь ничтожны, что впервые за много лет об этом начали говорить как внутри самого Азербайджана, так и за его пределами. Роптали почти все. Роптали на похоронах «шехидов» и в госпиталях. Роптали на боевых позициях и штабах. В опубликованных армянской стороной радиоперехватах отчетливо улавливалось шоковое состояние азербайджанских военных и гражданских лиц… Захваченные с колоссальными потерями несколько позиций никого уже не могли удовлетворить. Оказалось, что правительственная пропаганда и тут лгала, говоря о захвате Талыша, Сейсулана, Мадагиса. Как выяснилось, на окраину Талыша зашла лишь диверсионная группа (ненадолго, и всего лишь для того, чтобы опозорить себя гнусной расправой над несколькими беззащитными стариками и тут же сбежать), у Мадагиса их в помине не было, в Сейсулане (ни в старом, ни тем более в новом) – тоже. Картинка с позирующими якобы рядом с Физули аскерами и вовсе отказалась откровенной фальшивкой.

Тут, подобно эффекту разорвавшейся бомбы стала запись в Фейсбук»-е, лидера Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли. На своей странице в соц.сети Керимли напомнил властям о ежедневных заявлениях о «захвате» НКР – «Надо будет, возьмем Карабах» и спросил: «А почему не смогли взять?». И далее обращается к И. Алиеву с просьбой: «Если вы говорите о высокой подготовке армии, о единстве общества, независимо от религиозных, этнических различий, о поддержке всего мира, соседей, Турции – особенно, о том, что противник находится в тяжелом положении и в панике, то почему вы не смогли осуществить свои «если надо будет»? Так что, пожалуйста, больше не говорите этого, так как это не будет воспринято всерьез».

А.Керимли осмелился также сказать о потерях, упомянув факты их целенаправленного сокрытия от населения. Все это обеспокоило действующий режим не на шутку. И если некоторые вещи (критику по поводу отсутствия прав и свобод гражданина на примере отдельных личностей) режим мог еще иногда проглотить, то критику И.Алиева вкупе с упоминанием о тяжелых и бессмысленных потерях (которая порушила всю тщательно создаваемую героику) он переварить никак не мог. Тем более, что альтернативные трактовки темы «освобождения вековых азербайджанских земель» всегда являлась своеобразным табу.

В результате, в срочном порядке был задействован весь имевшийся под рукой репрессивный аппарат. Начались негласные проверки по выявлению недовольных в армии и спецслужбах. Был еще более ужесточен контроль над СМИ и особенно – соцсетями. Самого же А. Керимли решили примерно наказать – в назидание другим.

Перед его домом, начиная с 9 апреля начали проводиться митинги некоей абстрактной, но на самом деле хорошо организованной госорганами молодежи. В ходе акции звучали лозунги «Предателям Родины нет места в Азербайджане!», «Позор Али Керимли!», «Предатель нации!», «Армянский прихвостень!» и др. Вслед за этим кинулись верноподданно топтаться над Керимли все кому не лень.

Дальше – больше. Не удовлетворившись митингами «политически сознательной и патриотически настроенной» молодежи, и дружным хором осуждающих «политиков», 16 апреля власти пригнали на очередной митинг самих родственников и односельчан А. Керимли. Сюжет развивался в лучших традициях тоталитарных режимов, когда родственников и знакомых заставляли осуществлять церемонию отречения. Так, двоюродный брат А. Керимли, главный редактор газеты «Azərbaycan fermeri» Нухали Керимов заявил: «Мы приехали из села Азадкенд Саатлинского района - родного села Али Керимли. Вижу, что против Али Керимли проводятся акции протеста из-за того, что он поддерживает проармянскую политику. Это нас очень беспокоит. Наш род является одним из уважаемых в районе. А действия Али Керимли бросают тень на репутацию нашей семьи. Поэтому мы, его родственники, двоюродные браться, собрались здесь, чтобы узнать, почему он совершает действия, направленные на принижение достижений нашего государства, наших побед и успехов в военной сфере, почему поддерживает антиазербайджанские идеи, публикуемые проармянскими силами в зарубежных СМИ. Все это нас очень беспокоит, и Али Керимли должен отказаться от этой политики». Далее, разгневанный и опечаленный одновременно брат заявил следующее: «Насколько нужно быть слепым, чтобы не видеть успехов, развития нашего государства? Мы, родственники Али Керимли, собрались тут, чтобы выразить свой протест. Сохранение общественно-политической стабильности, безопасности является долгом не только государства, но и каждого азербайджанца. Али Керимли в настоящее время ради личных целей хочет нарушить эту стабильность».

После всего этого, как казалось режиму, Керимли был посрамлен, недовольные временно напуганы. А vesti.az даже опубликовал 5 мая 2016 г. данные некоего соцопроса, осуществленного, как было сообщено, с 23 по 29 апреля компанией «Ajf & Associates» среди 1200 респондентов, достигших избирательного возраста. На вопрос «доверяете ли вы президенту страны?» 96,8 % респондентов ответило «да», 0,3% - «нет»; на вопрос «как вы оцениваете работу президента Ильхама Алиева?» 96 % респондентов ответили «Отлично/Хорошо», 2,4 % - «Средне/Слабо».

Но тут действующая власть тоже просчитались. Закрыть рты недовольным в республике они еще кое-как сумели, а вот снаружи оказалось проблематично. В своем рвении они как то упустили из виду, что азербайджанцы помимо Азербайджана живут и в других местах на земле и что не все представители диаспоры доверяют победным реляциям и не обладают альтернативным видением и информацией. Довольно неприятным сюрпризом для них стало интервью Рамиса Юнуса Русском Бюро Радио «Azerbaycan Saati». Там, бывший госчиновник прямо заявил: «Давайте называть вещи своими именами. Ильхам Алиев и его режим совершили самое настоящее преступление перед нашим народом. Такие людские потери могли быть оправданы, если наш флаг развевался бы в Ханкенди и в Шуше или хотя бы были освобождены наши районы вокруг Карабаха. Но ведь всего этого нет! Эта четырехдневная война не принесла никаких дивидендов в военном плане, а, наоборот, за эти дни погибло огромное количество наших солдат, среди которых есть и 18-летние мальчики! Как таких детей отправляют на передовую? Кто будет за это отвечать? А сколько цинизма захлестнуло проправительственные СМИ. Ужас… Столько людей погибло, а эти СМИ пестрят победным пафосом, словно мы вернули Карабах. В этой связи, давайте сравним к примеру эту «войну» с Шестидневной войной между Израилем и арабскими странами в 1967 году, в которой Израиль с минимальными потерями в считанные дни достиг победы, в общей сложности получив контроль над территорией в 3,5 раза превосходящей его довоенную площадь? Вот это называется ПОБЕДОЙ! А то, что сотворил Ильхам Алиев и его окружение иначе, как преступлением не называется! И при этом этот режим хочет отвлечь внимание общественности от этой трагедии в Карабахе и обсуждаемой всем миром темы отмывания семьей Алиева денег в офшорах и переводят стрелки на бедную оппозицию, которая все эти дни столкновений в Карабахе, к сожалению,  купилась на эту ложь властей и сделала даже несколько политических заявлений в их поддержку. И поэтому режим и затеял этот пикет у дома Али Керимли».

Далее Рамис Юнус сказал то, что знали почти все, но о чем часто повторять было не принято: «Я прекрасно знаю обоих лично: и Ильхама Алиева, и Али Керимли. С Ильхамом я знаком почти 30 лет и помню прекрасно, что когда началась война в Карабахе, он в этот момент занимался челночным бизнесом на рейсе Москва-Стамбул. С Али Керимли я также лично знаком 25 лет, с тех пор, как он вместе с добровольческими отрядами был в Карабахе. Мы с ним вместе также  работали и в тогдашнем нашем правительстве, где он как Госсекретарь проявил себя очень достойно. Поэтому я прекрасно знаю разницу между настоящим патриотом, каким является Али Керимли и псевдопатриотом Ильхамом Алиевым, который не вылезал из казино, проигрывая там миллионы долларов».

Конечно, оценки Рамиса Юнуса субъективны. Керимли не ангел и не герой и будь на месте И. Алиева повел бы себя может еще хуже. Сквозила в его оценках и героическая патетика. Главным же был посыл – что в его время было лучше. Но дело не в этом. Дело в другом. Туман реваншизма и милитаризма, которым было густо окутано азербайджанское общества больше двух десятилетий подряд вдруг стал немного рассеиваться. Тщательно создаваемый миф о самой-самой армии региона рухнул за 2,5 суток.

Официальный Баку пока еще может приказывать большинству СМИ и мыслящим людям своей страны молчать. Но так ли будет всегда?

Гарегин Алексанян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image