«ГЕРОИЧЕСКАЯ БОРЬБА» С МОНОПОЛИЯМИ И КОРРУПЦИЕЙ, ИЛИ О ЕЁ КОСМЕТИЧЕСКОМ ПРОЯВЛЕНИИ

30 мая, 2016 - 14:14

Ситуация, сложившаяся после апрельской войны, вскрывшая серьезные недостатки в ряде важнейших сфер, вынуждает власти Армении внести определенные коррективы в закостенелую кланово-олигархической систему, основными элементами которой являются коррупция и монополии.

В этом контексте особое значение приобретает выступление премьер-министра Овика Абрамяна на заседании правительства 12 мая. Премьер заявил о намерении начать эффективную борьбу с коррупцией и монополиями, а также сократить все неоправданные расходы государственного аппарата. Он сообщил, что уже дал соответствующие поручения министерствам и ведомствам.

«Четырехдневная война вынудила всех нас переосмыслить проделанную нами работу и еще раз вернуться к выступлению президента от 12 февраля (1). Развиваемся ли мы, боремся ли мы с коррупцией, есть ли у нас боеспособная армия? Ответ – да. Но достаточно ли всего этого для того, чтобы противостоять новым вызовам? Я думаю, что выражу общую точку зрения, если скажу – нет. Мы должны стать более эффективным государством, удваивая, утраивая наши усилия», – заявил Абрамян. Он подчеркнул, что уже выявлен ряд проблем и разработаны пути их решения. По словам премьера, несмотря на наличие утверждённого государственного бюджета, необходимо перейти на более жесткий режим экономии и сократить, такие расходы на содержание государственного аппарата, как командировки, представительские расходы, ремонты, число служебных автомобилей и прочее. Сэкономленные средства будут направлены на решение приоритетных задач. В качестве другой важной задачи Абрамян назвал сокращение численности сотрудников госаппарата. Третье направление, где глава правительства видит возможности для быстрого обеспечения ощутимых результатов, это борьба с коррупцией.

По словам премьера, эффективный результат при выполнении этих задач может быть достигнут только при наличии стабильного и долговременного экономического роста. Он указал на актуальность обеспечения равных конкурентных условий в экономике. Абрамян поручил соответствующим ведомствам изучить и проанализировать ситуацию, связанную с монополиями. Премьер подчеркнул, что у правительства есть достаточно политической воли для того, чтобы реализовать поставленные задачи. Овик Абрамян заявил, что намерен провести общественно-политические обсуждения для того, чтобы найти решение существующим проблемам. министра-руководителя аппарата сотрудников правительства

Вслед за выступлением Абрамяна, который пообещал сократить некоторые расходы на содержание государственного аппарата, развернуть широкий фронт борьбы с коррупцией и монополиями, последовали слаженные отчеты чиновников о проведении интенсивной и многовекторной работы по выполнению поручений премьер-министра. Так, по словам министра экономики Арцвика Минасяна, уже дан ход поручению премьера об установлении строгого контроля над соблюдением равных условий в бизнесе. В ближайшее время ожидается разработка меморандума с подробным описанием всех пунктов по обеспечению равной конкурентной среды, и любое вмешательство, которое будет выходить за рамки этого документа, будет считаться незаконным.

Министр-руководитель аппарата сотрудников правительства Давид Арутюнян сообщил, что уже начато сокращение служебных автомобилей, которое пройдет в три этапа. В ходе первого этапа намечено сократить 797 автомобилей. Он предложил оптимизировать бюджетные расходы, оплачиваемые из международных кредитов, грантов, внебюджетных средств. Отметим, что сегодня многие члены кабинета министров в один голос утверждают, что сокращение числа служебных автомобилей не отразится на эффективности возглавляемых ими ведомств. Между тем, ни один из членов того же правительства в конце прошлого года во время утверждения бюджета на 2016 год не возражал против увеличения числа автомобилей на 83 единицы. Отметим, что сегодня количество этих машин составляет 1100. Экономический обозреватель газеты «Айкакан жаманак» («Армянское время») Айк Геворкян сравнил Армению с Данией, где государственный бюджет примерно в 60 раз больше армянского, но всего 23 служебных автомобиля: «Только расходы на обслуживание этих 1100 автомобилей ежегодно составляют 1 млрд драмов, примерно 2 млн долларов».

 Газета «Жоховурд» («Народ») пишет, что в Великобритании, где численность населения достигает 65 миллионов, а бюджет – 1 триллион 100 млрд долларов, имеется всего 190 служебных автомобилей.

 Между тем, заявления правительства о последовательной борьбе с коррупцией и монополиями не внушили доверия ни обществу, ни политическим силам, ни международным структурам, которые до сих пор проявляли завидное терпение к многочисленным обещаниям армянских чиновников начать борьбу со всепоглащающей коррупцией.

 Так, буквально на следующей день после известной «героической» речи Овика Абрамяна, глава делегации Европейского Союза в Армении, посол Петр Свитальски заявил, что ЕС выделил Армении 15 миллионов евро на борьбу с коррупцией, однако не предоставит эти средства правительству, пока не увидит конкретных действий и прогресса в этом направлении. Он выразил уверенность в том, что борьба с коррупцией в Армении должна носить общенациональный характер и сплотить правительство, политические силы, членов гражданского общества. Подобная позиция посла ЕС в Армении показывает, что в Европе устали от многочисленных, но не реализованных заверений армянского правительства бороться с коррупцией.

 В заявлении оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) подчеркнуто, что коррупция и монополии в Армении имеют структурный характер, а коррупционная пирамида включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власти. В АНК считают, что если намерение властей бороться с коррупцией и монополиями искренни, то они должны принять пакет антимонопольных законов, подписать и ратифицировать конвенцию ООН «Против коррупции» без издержек, внести поправки в уголовный кодекс, проверить расходы и доходы высокопоставленных чиновников.

 С большим недоверием к обещаниям правительства начать серьезные изменения в стране относятся также представители гражданского общества. Действительно, несмотря на ряд шумных разоблачений Контрольной палаты, относящихся к деятельности многих ведомств, к нецелевой трате государственных средств, к злоупортеблению должностным положением ряда чиновников, правоохранительные органы не предприняли никаких шагов к раскрытию множества фактов. Серьезно не заинтересовал правоохранителей также скандал, связанный с тремя оффшорными компаниями на Кипре, владельцами которых являются бывший премьер-министр Тигран Саркисян и глава Араратской епархии Армянской Апостольской церкви, архиепископ Навасард Кчоян. Дело на настоящий момент все-таки удалось замять. Последнее громкое разоблачение, которое имело место в дни апрельской войны, относится к деятельности уже бывшего начальника Службы принудительного исполнения судебных актов (СПИСА), генерал-майора Миграна Погосяна. Согласно сообщениям прессы, Погосян является владельцем трех компаний в оффшорной зоне в Панаме. Он накопил богатство в размере 800 млн долларов, в Лондоне ему принадлежит огромное здание и пр. Что мешает властям, если они, конечно, искренни, предпринять адекватные меры по отношению к бывшему груководителю СПИСА?

«Если есть преступление, то должно быть и наказание. Если нет наказания, то все остальное это лирика. Правительство сегодня хочет получить информацию о монополиях и прочих явлениях. Хочу понять, что правительство до сих пор не в курсе того, что есть коррупция, монополии, неравные условия в бизнесе?», – говорит председатель антикоррупционного центра «Трансперенси интернешнл» Варужан Октанян.

Негативное и раздражительное отношение к заверениям правительства о борьбе за искорение коррупции и монополий объясняется и некоторыми последними шагами властей. Так, на фоне апрельских событий, вызвавших шок в армянском обществе, власти Армении, проявив завидное упорство, 11 мая (со второй попытки) провели в парламенте законопроект о предоставлении налоговых льгот Разданскому цементному заводу. Правительство предлагает освободить завод от части долговой нагрузки на сумму в 1 млн долларов, чтобы тот смог увеличить производство и создать дополнительные рабочие места. Доведенный до банкротства завод набрал долги при прежнем собственнике, фаворите президента Михаиле Багдасарове. Этим шагом власти продемонстрировали преданность традиционной политике предоставления налоговых льгот людям, входящим в ближайший круг правящей пирамиды. Таким образом, законопроект, отражающий философию властей, был принят в первом чтении 11 мая, а «историческое» выступление премьера, призвшего учесть уроки апрельской войны, состоялось днем позже.

Вряд ли за один день в умах и сердцах армянских правителей могла произойти столь серьезная трансформация и люди, все помысли и действия которых нацелены на личное обогащение, вдруг решили серьезно заняться борьбой с коррупцией и монополиями. Ведь борьба с коррупцией, меры по обеспечению реального экономического развития могут быть эффективны лишь в случае смены экономической модели, что при нынешней власти не представляется возможным, по той простой причине, что экономическая модель является отражением и продолжением существующей политической системы.

Оппозиция в лице партии «АНК» характеризует усилия правительства как «дешёвый спектакль». Безусловно, власть долгие годы, да и сейчас имитирует борьбу с монопольным укладом экономики, с коррупцией и другими явлениями, разъедающими армянскую государственность.

Некоторые наблюдатели полагают, что это вынужденные шаги правительства, продиктованы усилившимся давлением со стороны западных структур. Как известно, наблюдатели БДИПЧ /ОБСЕ, а также Совета Европы подвергли резкой критике референдум по конституицонным изменениям, который прошел 6 декабря 2015 года. В настоящее время европейские структуры и в первую очередь Венецианская комиссия Совета Европы методично добивается консенсуса в вопросе принятия нового Избирательного кодекса. Другая часть наблюдателей рассматривает выступление премьер-министра как важнейший шаг к переходу на предвыборный режим.

Не сбрасывая со щитов оба этих предположения, отметим, что сегодня армянская власть оказалась в очень сложном положении: с одной стороны ей в целях самосохранения необходимо продолжать политику имитации. Вместе с тем, апрельская война и последовавшая за ней реакция в обществе, которое (правда, пока очень сдержанно) обвиняет в большом количестве жертв погрязший в воровстве и коррупции правящий режим, расставили новые акценты. В частности, ослабшая после апрельских событий власть опять-таки в целях самосохранения, должна как-то нейтрализовать и успокоить общество. Но здесь крайне низка вероятность реальных, шагов по борьбе с коррупцией во власти, а также по борьбе с монополиями: режим не будет рубить сук, на котором сидит. В этом случае возможны лишь половинчатые или, скорее всего, косметические шаги, направленные на экономию государстыенных средств, такие как сокращение числа чиновников и служебных автомобилей. А это, как известно, не является борьбой с коррупцией, монополиями или неравными условиями в бизнесе.

Примечание

(1) 12 февраля с.г. президент Серж Саргсян выступил перед представителями правящей элиты с речью, посвященной вопросам реализации внесенных в Конституцию изменений. Президент этим выступлением дал понять правящей элите, что он для себя видит широкое и многогранное поле деятельности, включая реформы в политической сфере, шаги по стимуляции экономики, поощрению инвестиций, развитию демократии и пр.

Наира АКОПЯН

Комментарии

Начинать эту работу надо с себя по заветам Иисуса Христа

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image