Памятник Гарегину Нжде взволновал израильских ветеранов, однако… Ответ эксперта

15 июня, 2016 - 09:12

Представляем перевод статьи кандидата философских наук, доцента Армена Саргсяна.

Открытие 28 мая 2016 года в столице Республики Армения Ереване памятника Гарегину Нжде не осталось не замеченным. Дело в том, что, например, в зарубежной прессе многочисленные эксперты, представители различных структур поспешили выступить с осуждающими данное событие заявлениями, в которых красной нитью проходила идея недопустимости героизации «нацистского преступника» Нжде. В стороне от подобных заявлений не остались и российские эксперты, которым и недавно вторили израильские ветераны Второй Мировой войны.

Ясно, что эти осуждающие заявления могли быть озвучены, исходя из разных мотивов или по различным причинам: одни могли сделать это с целью внесения раскола  в армяно-российские отношения или усугубления имеющихся противоречий; другие – для «дегуманизации» властей РА и армянского народа, получения рычагов влияния на них или «икорных» доходов; третьи – под диктовку внутреннего страха, обусловленного событиями нацистского периода; кое-кто – по причине неосведомленности и так далее. Хотя и мотивы данных заявлений могут быть различными, тем не менее, их объединяет одно: крайне произвольная трактовка некоторых явлений и подтасовка фактов. Сказанное станет более предметным, если чуть подробнее обратиться к данным заявлениям или позициям, осуждающим открытие памятника Гарегину Нжде.

К тезисам публикации под названием «Израильские ветераны против монумента в Ереване: нацист не может быть героем» еще обратимся, однако прежде хотелось бы сделать одно замечание, которое касается заголовка статьи. Речь идет о содержащемся в нем выражении «нацист не может быть героем», согласие с чем, действительно, не имеет альтернативы. Да, нацист не может быть героем, да, руководствующаяся нацистскими идеями личность не может не бросать вызова человечеству, да, делающий различия между нациями и на основании этого выступающий с призывами к ксенофобии и нетерпимости не может быть гуманистом или героем. Это истины, и оспаривать их нет нужды и оснований. Но проблема в том, какое отношение они имеют к Нжде и имеют ли вообще какое бы то ни было отношение. И это в том случае, что Нжде писал: «Армия, занимающаяся убийством и грабежом, может дать бандитов и убийц, но не героев».

В вышеотмеченной статье автор, прежде чем привести слова израильских ветеранов, выступает с рядом заявлений, которые не имеют ничего общего с действительностью. По словам автора, Нжде выступал с пропагандистскими речами перед военнопленными армянами, призывая их к вооружённой борьбе против СССР. Кроме того, как отмечает автор статьи, одним из лозунгов Нжде была фраза «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению». Стоит признаться, что годами изучая творческое наследие Нжде, его деятельность, материалы допросов после его ареста в 1945 году и прочее, нигде не встречали подобного лозунга или хотя бы идеи, созвучной этому. А если у автора статьи есть подтверждающие это факты, то будем готовы ознакомиться с ними и поставить их на службу нждеведческих исследований. Однако, к несчастью автора статьи, уверены, что он не сможет привести подобного факта, так как и творческие, и идеологические убеждения Нжде, и результаты его допросов свидетельствуют о том, что проблема заключалась не в борьбе против  СССР, а в разрушении Турции, осуществившей в 1915 году Геноцид армян и лишившей армян родины, и в освобождении Западной Армении. Более того, если бы даже существовал подобный факт, то он не мог бы свидетельствовать о его ксенофобии или ненависти к СССР, так как важной политической задачей Нжде было спасение жизни армянских военнопленных в нацистской Германии от СССР и привлечение их к делу освобождения Западной Армении.

Да, Нжде сотрудничал с нацистской Германией, но вопрос в том, что сотрудничество является крайне многослойным и многосторонним явлением. Это обстоятельство, которое не учитывают критики Нжде. Часто не учитывают по той причине, что это невыгодно. Не все лица и структуры, сотрудничавшие с нацистами, по итогам того же Нюрнбергского процесса квалифицированы как преступники. Об этом, считаем, многие из вас очень хорошо знают, но молчат. А если не знаете, то знайте, что у Нжде не было генеральских погон СС-овцев, как без наличия каких бы то ни было фактов утверждают некоторые, и, кроме того, Нжде отказался даже от должности инспектора Армянского легиона. Более того, многие подтвердят, что для службы в СС обязательным требованием было быть немцем – с проверенными вплоть до 18 века корнями, а Армянский легион (как и другие национальные легионы) входил не в состав СС, а в состав, если не ошибаемся, ваффен-СС, который после войны, в отличие от первого, не был квалифицирован как преступная организация, а служивший там не считался сам по себе преступником, если лично не совершил преступлений. Лицам, ставящим целью представить Нжде в качестве нацистского преступника и страдающим в связи с этим «бессонницей», нужно напомнить также то, что Нжде начал сотрудничество с нацистами в период, когда жизнь находящегося в орбите влияния господства Германии армянства также находилась в опасности, существовала непосредственная угроза во второй раз подвергнуться геноциду.

Уважаемые израильские ветераны очень болезненно относятся к осуществленному против них геноциду, что совершенно понятно, однако они – как представители пережившего геноцид народа – обязаны знать, что в годы гитлеровской пропаганды в Германии армян и евреев многие (также и на уровне властей) представляли как родственные народы,  приписываемые евреям пороки и грехи относили также к армянам, что, естественно, не могло не волновать Нжде, который в условиях усиливающейся армяноненавистнической пропаганды не на основании идеологических убеждений, а вынужденно пошел на сотрудничество с нацистами.

И именно он спас армян от второго геноцида, а не Европа или Россия, которые своей пассивностью или, по меньшей мере, преступным равнодушием сделали возможным этот Геноцид а Османской империи. Нжде хорошо усвоил уроки истории и посему не мог ставить судьбу армянского народа в зависимость от «справедливого мышления» кого бы то ни было. Более того, израильские ветераны рассуждают о высоких ценностях, справедливо осуждают нацизм, но их слова были бы значимей, если бы они не забывали, что Гитлер до начала погромов евреев в определенной степени «вдохновился» гитлерами, осуществившими Геноцид армян в начале 20 века и оставшимися безнаказанными (вспомните, известное выражение Гитлера: «В конце концов, кто сейчас помнит о резне армян?»). Те, кто последовательно критикуют нацизм, нацистские идеи, преступления против человечества, не должны проявлять пристрастности, а должны бороться против любых их проявлений.

А это означает, что израильские ветераны, пережившие страх и ужас войны, должны в первую очередь считать неприемлемым то, что их государство – Израиль – в контексте политической целесообразности до сих пор не признало Геноцида свыше 1,5 млн. армян в Османской империи и непринужденным образом состоит в союзнических отношениях с преемником тех, кто осуществил этот геноцид и последовательно отрицает данный факт.

Хочется отметить, что вместо того, чтобы «приходить в ужас» от памятника Гарегину Нжде, нужно иметь смелость осудить, например, часто встречающиеся в Турции памятники преступникам, преступную политику отрицания властей Турции и т.д. И это в том случае, что Нжде на самом деле не может каким бы то ни было образом рассматриваться в одной плоскости с Гитлером, Энвер-пашой, Абдул Гамидом, Джемаль-пашой и другими преступниками. Не может в первую очередь по той причине, что его мировоззрению, идеологии были глубоко чужды ксенофобия, переоценка собственной нации и уничижение других, экспансионизм и национальный паразитизм, а о «совершенных» им военных преступлениях нет ни одного факта (кстати, еще в 1992г. Генпрокуратурой РА Нжде был оправдан, хотя нисколько в этом не нуждался).

Ясно, что вышеизложенное для Вас может быть по крайней мере сомнительным, Вы можете рассматривать это как проявление попытки оправдать Нжде. Отнюдь нет, Нжде нисколько не нуждается в оправдании, он сегодня нуждается всего лишь в понимании. Понимании, поскольку Вы и те, кто думает сродни Вам, при оценке персоны Нжде опираются лишь на несколько событий, вы гиперболизируете их, произвольно трактуете и представляете заявку на «эпохальную истину».

Например, Юрий Перич (председатель Иерусалимского окружного Союза ветеранов) с обеспокоенностью отмечает: «Он боролся за победу фашизма и теперь стал герой? Чему это учит детей?» Не хотелось бы оскорблять Перича отсутствием критического подхода и посему представим несколько замечаний. В первую очередь, Перич не может привести ни одного факта в подтверждение того, что Нжде якобы боролся за победу фашизма, не может, поскольку таких фактов попросту не существует.

Однако имеется множество свидетельствующих об обратном фактов. С ними Перич может ознакомиться, к примеру, прочтя творческое наследие Нжде – наследие, знакомство с которым позволяет составить более или менее объективное представление о мировоззрении Нжде и его идеологических убеждениях или взглядах. А эти взгляды, уверен, являются красноречивым свидетельством его человеколюбия, выражением гармонии национального и общечеловеческого. Для облегчения дела Перича и большей конкретности перечислим лишь несколько цитат из богатого перечня высказываний Нжде (ввиду отсутствия академического перевода трудов Нжде, перевод сделан в редакции Panorama.am и согласован с автором статьи, специалистом в данной сфере А. Саргсяном. – Примеч. ред.):

1. Комментируя тезис космополитов о том, что «до́лжно любить людей вне зависимости от их расы, цвета кожи и культуры», Нжде писал: «Да, до́лжно любить, до́лжно сострадать, более того, до́лжно помогать ближним. Любовь к ближним была и останется главнейшей среди всех добродетелей, провозглашенных всеми религиями и революциями. Человеколюбие должно жить. Но неужели любовь к человечеству освобождает от любви к нам самим, нашему народу, от стремления быть патриотом?» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.31).

2. «Культурную ценность народов необходимо определять теми общечеловеческими характеристиками, которые присущи их духовному наследию. И именно это общечеловеческое, это человечески образцовое составляет лучшее в каждой нации» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.377).

3. «На мне печать природы и истории Армении, я – армянин. Однако думами и переживаниями я – человек, представитель человечества в целом. Я – друг всех тех, чьи права попраны, брат всех угнетаемых и соратник всех борющихся за более справедливый мир от полюса к полюсу. Моя вера – человечность и еще большая человечность» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.656)

4. «Моя родина – все по-человечески лучшее, что есть в Армении» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.348).

5. «Нельзя быть одновременно плохим человеком и хорошим Армянином. Невозможно быть несовершенным человеком, но идеальным Армянином» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.91).

6. «Ах, знаю, что нет более божественно возвышенного и прекрасного деяния, чем перевязывать раны пострадавшему от наших же пуль и меча врагу. Точно так же нет более варварского поступка, как наносить новые раны раненым». (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.137).

7. «Нет, не убивай своего врага тогда, когда еще есть возможность одолеть его боеспособность и желание продолжить бой. Поступающий иначе – обыкновенный убийца, а не воин» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.391).

8. «Не жалей сострадания своего для слабых, даже любви, а гнева своего удостаивай, подобно Гераклу, лишь сильных. Жалей слабых, даже если это твой враг. Уважай закон храбрости – оставайся человеком, будь человеком в любом случае. И бей только тех, кто может ответить на твой удар» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.392).

9. «Я против аморального тезиса о том, что интерес Родины оправдывает любые средства. Подлость не перестает быть подлостью даже в том случае, когда она совершается для Отечества… Любая подлость есть плод духовной слабости… Подлостью Родину не защищают» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.391).

10. «Любой успех, достигнутый за счет неразборчивости в средствах, оскверняет, гадит человеческий духовный мир. Неразборчивый есть первый враг человечества» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.391).

11. «Народы живут для себя, созидают – для человечества. Недостоин жизни тот, кто живет лишь для себя. Народы имеют обязательство творить и созидать, следовательно, имеют право на жизнь» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.64).

12. «Чем выше социальная справедливость, тем сильнее Отечество. Сверхсчастлив человек, который может сказать: на моей Родине солнце встает для всех и для каждого, у меня там есть свобода совершенствовать свою страну и духовно совершенствоваться» (Г. Нжде. Избранное. Ер., «Амарас», 2006, с.64).

Уверены, что Перичу и его единомышленникам пришлось бы на протяжении всей жизни выполнять сизифов труд для поиска родственных фашизму или нацизму доказательств в произведениях Нжде, написанных в духе этих выражений и составляющих сотни страниц.

Что касается признания Нжде героем, то с целью уберечь Перича от заблуждений отметим, что он не только что стал героем, его воспринимали как героя еще в начале 20 века, когда тот со своими небольшими отрядами воевал против многочисленных турецко-большевистских войск, когда обеспечивал право на существование под солнцем еле спасшегося от геноцида армянства, когда еще не явились на свет упоминаемые Перичем фашизм или нацизм. 

А о воспитании детей можете не переживать, поскольку если армянские дети, граждане РА будут последовательно воспитываться в духе таких идей Нжде, то мир, полный нетерпимости и агрессии, станет лучше. Кстати, уверен, что воспитание в духе указанных идей было бы полезно не только для детишек армянского, но и русского, французского, еврейского, итальянского и других народов.

Мы вовсе не фетишизируем Нжде, но мы не имеем права отрекаться от того, от чего нельзя отступать, не ценить того, что на самом деле ценно. Быть может, для Вас памятник Нжде – дань уважения «нацистскому преступнику», но это так лишь для Вас и ваших единомышленников. Никто не имеет права искажать и фальсифицировать факты. Для армянского народа памятник Нжде – это отнюдь не скульптура «нацистского преступника», это не дань уважения «выдуманному нацисту», а это памятник, посвященный гуманисту, патриоту и человеку, переживавшему за установление исторической справедливости, мечтавшему сделать этот мир лучше. Если Вы думаете иначе, то это Ваша проблема, и это наша проблема только потому, что есть такие заблудшие, как Вы, надеемся, не фальсификаторы.

Комментарии

Замечательная статья - опровержение !!!! Это надо обнародовать, ведь не знают, и реакция абсолютно понятна!!!

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!
12 ИЮНЯ НА РАДИО ЭХО МОСКВЫ, ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ МИХАИЛ ВЕЛЛЕР (кстати, еврей по национальности) ОЧЕНЬ ГРАМОТНО, И УДАЧНО ОТВЕТИЛ НА ВОПРОС УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКА ГАРЕГИНУ НЖДЕ.
Ниже, прилагаю ссылку радио ЭХО МОСКВЫ (С 33 до 37 минуты о Гарегине Нжде) http://echo.msk.ru/programs/just_think/1782248-echo/

А ВОТ ЭТО ТО, КАК ОН ОТВЕТИЛ!!!
Вот очень интересный вопрос: «Прокомментируйте, пожалуйста, установку памятника нацистскому преступнику генералу Вермахта Гарегину Нжде в Ереване 30 мая 16-го года. И место подобрано лучше, чем маршала Баграмяну. Благодарен независимо от вашего ответа». Видите ли, Гарегин Нжда, начиная еще с дореволюционных времен был борцом за свободу и независимость Армении. Он воевал в Первую мировую, он воевал во время Гражданской. Он имел в виду независимость Армении.

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР: И это же все очень сложно переплетенные, мало описанные истории. Когда красные войска советской России совместно с турецкими войсками воевали с армянскими так называемыми националистами, то есть те, которые хотели независимости Армении, это очень интересно: русские с турками вместе против армян – и такой ведь был момент. То есть в результате этот совершеннейший борец за свободу Армении, который в одной время был очень красным, а был каким угодно, он эмигрировал, он осел в Болгарии.
И когда пошла Вторая мировая война, и немцы пошли на Кавказ, и запахло тем, что… ну, Турция, она все-таки нейтральная, но она была все-таки ориентирована, скорее, в пользу Германии. Германия всё пыталась Турцию подтолкнуть к вступлению в войну, а Турция все отговаривалась, что сначала займите столько, сколько вы хотите… сначала, хотя бы захватите Сталинград – был такой момент – еще что-нибудь. В том случае, если бы Турция вступила в войну, она бы, конечно, Армению прибрала к себе обратно.
И вот из соображений: нельзя ли сманеврировать, чтобы, если верх будет германский, то Армения была независимой, — он, действительно, стал сотрудничать с нацистским режимом, за что отсидел после войны, за что так в тюрьме и умер, если я не ошибаюсь, то ли в 53-м, то ли в 54-м году. Был он посажен за сотрудничество с режимом Третьего рейха, притом, что никаких конкретных преступлений абсолютно ему никак не вменялось, ибо насколько написано, за ним никаких преступлений нет. Вот, понимаете, какая история.
Что касается Армении – это уже отдельно. Потому что вся мировая армянская диаспора, надо сказать, собирала деньги и собрала что-то вроде миллиона долларов, на каковой миллион долларов и была построена танковая колонна «тридцать четверок» «Давид Сасунский» – было такое дело. Не считая того, что еще отдельно иранские армяне собрали деньги. И кроме того, что в Армении были собраны деньги на танковую колонну «Генерал Баграмян» (Баграмян тогда еще не был маршалом). И то, что там теперь стоит такой памятник… Видите ли, в чем дело, вот стоит в Монголии памятник Чингисхану, великому создателю государства, империи и народа. Если бы у нас стоял такой памятник, это бы, наверное, выглядело бы дико.
Ну, про Украину сегодня мы не говорим. Понимаете, ведь, когда мы в 39-41 годах сотрудничали с Гитлером, никто из сотрудничавших не называется военным преступником, потому что потом разразилась война. Так вот, когда приходится бороться за независимость своей страны – она маленькая – то извивы возможны самые разные. Мы не оправдываем никого, кто сотрудничал с нацистским режимом. Но понять можно. Вот, понимаете ли, какая история.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image