Corriere della Sera: Немцам и туркам дали приказ ничего не видеть – Армин Вегнер не подчинился

16 июня, 2016 - 19:44

Дипломатический скандал вокруг резолюции Бундестага о признании Геноцида армян заслонил тот факт, что Германия признала своё сотрудничество с правительством младотурок, пишет итальянская Corriere della Sera.

Это заставляет вспомнить личность Армина Вегнера его письмо Гитлеру в 1933 году. Вегнер, прусский дворянин, объяснял фюреру, почему нельзя преследовать евреев. Народ, который сделал так много для строительства германской цивилизации, и с каким патриотизмом он делал это.

Через несколько месяцев к Вегнеру явилась полиция. Его посадили в тюрьму.

Вегнер известен и этим, другим – фотографиями о судьбе армян. С юности противник войны, в Первую мировую он решил стать офицером медицинских частей.

Во время войны Армин заразился тифом, но чудом уцелел. После этого он решил не оставаться безучастным к чужой беде. И на равнинах Киликии он увидел «поток армянских беженцев, которые с гор Тавра шли к пустыне без всякой цели». Сердце его сжалось при виде «заброшенных детей, голодных, без еды, без всякой помощи, прижавшихся друг к другу, дрожавших от холода по ночам, сжимавших в обледеневших руках кусок дерева тщетно пытаясь согреться. Казалось, судьба собрала на краю пустыни все ужасы мира».

Всем военным и гражданским, туркам и немцам, было приказано ничего не замечать. Но Армин замечал и безуспешно пытался усыновить кого-нибудь из этих детей. Власти заметили это, и офицер был понижен в звании. Вернувшись на родину, Вегнер не стал сразу сообщать об ужасах, которые увидел. Уже после войны, во время Веймарской республики, он организовал серию конференций, где показал фотоснимки, в том числе чужие. За то, что он рассказал об увиденном не сразу, и за то, что использовал чужие снимки, его обвинили и в оппортунизме, и в плагиате.

Но в действительности он потратил многие годы на то, чтобы собрать сведения о трагедии рассказывать о ней. В 1921 году он выступил в защиту Согомона Тейлеряна, убийцы Талеата паши. В 1919 году он написал письмо президенту США Вудро Вильсону, призвав его изучить армянский вопрос.

В эпоху нацизма Вегнер, тем не менее, не хотел отказываться от своей национальности, будучи немцем Просвещения. В Германии он не остался, уехав в 1939 году в Италию. Там он женился на польке Ирене Ковальской, занимавшейся художественной керамикой. Её еврейские корни по отцу не укрылись от внимания фашистской полиции, которая становилась всё бдительнее после принятия расовых законов 1938 года.

И тогда, в декабре 1938 г он пишет новое письмо – Бенито Муссолини. Вегнер уже усвоил нелёгкие уроки своего первого письма. Он назвал Муссолини «уважаемым учителем и фюрером». «Я направляю Вам эти строчки ещё и из-за моего восхищения итальянским ремесленным искусством», — написал он.

Эти строчки очевидно понравились лидеру фашизма. Муссолини отдал распоряжение оставить в покое семью Вегнера.

В Италии он и скончался – в Риме, в 1978 году.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image