Маэстро Арташес Овсепян, когда молчание красноречивее слов

24 июня, 2016 - 19:44

Памятник выдающемуся армянскому архитектору Александру Таманяну, барельефы станции Ереванского метрополитена "Давид Сасунский" и Ереванского коньячного завода дополняют образ Еревана. Эти работы принадлежат знаменитому скульптору Арташесу Овсепяну, которому на днях исполнилось 85 лет.

Еще при жизни маэстро стал живой легендой, его авторству принадлежит множество монументальных строений Еревана, в том числе и один из залов знаменитого Каскада.

Двери культурного центра "Гафесчян", в котором мы должны были встретиться с маэстро, оказались закрыты.

"Неужели не будет встречи", — подумала я и, замешкавшись, подошла к охраннику.

"Спуститесь на три эскалатора вниз и сверните налево", — послышалось в ответ. Быстрыми шагами направилась туда, куда указал сотрудник безопасности центра "Гафесчян".

Всю дорогу до центра и пару секунд в лифте обдумывала, как начать разговор, чтобы великий скульптор, прослывший также "маэстро молчания", побеседовал бы с нами.

Войдя в полупустой, большой и светлый зал, носящий имя Арташеса Овсепяна, сразу увидела работу мастера — барельеф "Давид Сасунский". Резные узоры завораживают, на них можно смотреть часами. Сразу вспоминаются фрагменты из одноименного армянского эпоса, борьба армянского народа. В этой композиции будто воплотилась боль армянского народа.

Посмотрела по сторонам в поисках мастера, но его все не было. Спустя пару минут, нам объявили, что из-за плохого самочувствия скульптор не будет. И тут вспомнились слова маэстро: "Мои скульптуры сами говорят за себя".

"Вынесите этот мусор из города"

Овсепян помог реализовать генеральный план Еревана, спроектированный главным архитектором Армении Александром Таманяном.

"Мы все выросли на творчестве Овсепяна, он является некой хрестоматией в мире скульптуры. Однако с ним, как с человеком я познакомилась три года назад", — рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения искусствовед Лилит Саркисян.

Она подтвердила, что маэстро на самом деле молчалив, иногда может быть резок. Подтверждением тому служит его последнее высказывание по поводу установления памятников выдающимся армянским деятелям Гарегину Нжде и Амазаспу Бабаджаняну.

"Вынесите этот мусор из города", — сказал Овсепян.

В отличие от современных городских скульптур произведения мастера являются примером синтеза национальных мотивов и актуальных элементов современности.

"Он настолько самодостаточен, что его абсолютно не волнует кто, как и что о нем скажет", — сказала Саркисян. На вопрос "чувствует ли сам маэстро себя одиноким ", ответила: "любой человек искусства — одинок".

Путь из Сарнакунка через Ленинград в Ереван

Арташес Овсепян родился в 1931 году, в деревне Сарнакунк (Армения). Искусствоведы считают, что место рождения отложило свой след на творчество скульптора. В 1954 году он поступил в Ереванское государственное художественное училище имени Терлемезяна, где его преподавателем стал Гукас Чубарян.

Именно Чубарян убедил Овсепяна поехать в Санкт-Петербург на учебу в художественную академию. Будущий скульптор считал, что он недостаточно владеет русским языком для столь смелой поездки. Однако все же отправился в Петербург.

Сейчас его скульптуры украшают Ереван, Нью-Йорк, Санк-Петербург. Овсепян до сих пор предпочитает каменистые породы, наполняя их новым дыханием.

Гуляя по улицам Еревана, почти в каждом уголке можно встретить творения Овсепяна. Это и изготовленный из базальта памятник Александру Таманяну, барельефы станции Ереванского метрополитена "Давид Сасунский", Ереванского коньячного завода и ряд других.

Лаура Саркисян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image