Линия сброса: если в Турции напряженно, это “аукается” и в Германии

9 августа, 2016 - 13:41

Руки турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана не должны дотягиваться до Германии. Такое мнение на днях высказал Джем Оздемир – один из одиннадцати депутатов немецкого парламента, имеющих турецкое происхождение. Однако подобный нейтралитет держат далеко не все турки Германии. Данный факт констатируется в материале «Многие турки Германии поддерживают Реджепа Тайипа Эрдогана» (Most German Turks Support Recep Tayip Erdogan), опубликованном на днях авторитетным британским изданием The Economist.

В отличие от исторической ситуации, схваченной Владимиром Высоцким в песне «Сам я – вятский уроженец» (“В Турции народу много, турок много, русских нет”, и так далее), сегодняшний текущий момент обстоит совершенно иным образом. Турок много не только в Турции. И сегодняшние турки – вовсе не те застенчивые скромняги, которых власти тогдашней ФРГ в 1950-1960-е годы набирали себе в качестве дешевой рабсилы. Стартовавшая в 1960 году турецкая трудовая миграция продолжается, по сути, до сих пор. Попадая в Германию, турецкие гастарбайтеры  обживаются, трудоустраиваются, обзаводятся новыми связями. Матереют, одним словом. Однако добропорядочными и законопослушными бюргерами, в большинстве своем, они так и не стали. Вообще, по мнению социологов, турки очень плохо интегрируются в немецкое общество, а турецкая молодежь признана самой агрессивной в Германии. А ведь этнических турок сегодня в Германии, по последним данным, – уже около 3 миллионов. Это крупнейшее в стране национальное меньшинство. Особенно много их в больших городах. Во Франкфурте-на-Майне, например, есть городские районы, где основное население – турки. А район Кройцберг в Берлине и вовсе слывет “маленьким Стамбулом”. В начальных классах многих школ обучаются всего 1-3 немецких ребёнка, остальные – этнические турки, выходцы из северной Африки, Пакистана и т.д. При этом значительным остаётся естественный прирост населения в турецкой диаспоре – от 1,2% до 1,5% в год. В общем, турок много – немцев всё меньше.

A немецкие турки (эта этническая группа и самоназванием уже обзавелась – Alman Türkler»), повторим, не становятся законопослушными гражданами Германии. У многих вообще нет немецкого гражданства, что, однако, не мешает им получать пособия и вкушать иные блага цивилизации, любезно и постоянно выделяемые им нынешней германской администрацией во главе с федеральным канцлером Ангелой Меркель. Однако ответной солидарности от них фрау Меркель, очевидно, ждет напрасно. Напротив – сегодня в Германии местные турки то и дело проводят политические демонстрации в поддержку действий президента Эрдогана. В последнее время, отмечает The Economist, после неудавшегося военного путча в Турции, число таких демонстраций особенно возросло. Например, 31 июля в Кельне на марш в поддержку Эрдогана вышли почти 40 тыс. человек. Демонстрацию организовали Союз турецких демократов Европы, международная лоббистская группа партии Эрдогана – «Правосудие и развитие». По оценке издания, демонстрация явилась прозрачным намеком на масштабы поддержки, каковой турецкий президент обладает в Германии, и на сложности, с которыми наверняка столкнутся политики ФРГ, если продолжат выступать против него.

Президент турецкий – избиратель немецкий

Как уже было отмечено, почти половина проживающих в Германии этнических турок (общая их численность в стране составляет около 3 млн чел.) сохранили турецкое гражданство. Что делает Германию четвертым по величине турецким избирательным округом – после Стамбула, Анкары и Измира. В 2015 году президентских выборах приняли участие примерно 570 000 немецких турок, и 60% из них проголосовали за партию Эрдогана, благодаря чему Реджеп-эфенди получил в Германии даже более высокую долю голосов, чем в своей стране. Немаловажный факт: около двух третей из 3000 мечетей, имеющихся сегодня в Германии – турецкие, и 900 из них финансирует DITIB (Diyanet Işleri Türk Islam Birliği – Турецкое государственное управление по религиозным делам) – организация, по сути, являющаяся одной из структур турецкого правительства.

  DITIB также координирует отправку имамов в мечети в Старом Свете и других регионах мира. Кстати, несколько лет назад эта организация открыла своё представительство в Брюсселе – с целью “блокировать ложные представления об исламе и растущую исламофобию в Европе». Такое решение было принято во время визита папы Бенедикта XVI в Турцию в 2005 году. Потому что, оказывается, “присутствие Турции в Европе доказывает возможность мирного сосуществования ислама и христианства”. И “Турция, будучи светским государством с мусульманской сущностью, может быть хорошим примером для мусульман, живущих в Европе”. Воплощению идеи во многом способствовало участие Турции в проекте “Альянс цивилизаций”, который возглавили тот же Эрдоган, который тогда был еще премьер-министром, и его испанский коллега Хосе Луис Родригес Сапатеро.

Остаётся сожалеть, что престарелый понтифик не вник в ситуацию должным образом, став, по всей вероятности, жертвой “лапши” под названием “восточная дипломатия”. А что касается “примера для мусульман, живущих в Европе”, то сегодня он более чем очевиден и столь же негативен – агрессивная исламизация, претензии на глобальное господство, поддержка боевиков ИГИЛ-ДАИШ и прочие мерзопакости.   

  

Присутствуют в Германии и другие турецкие движения религиозно-политического окраса, включая Hizmet (“Служение”) – движение, основанное Фетхуллахом Гюленом, который ныне живет в Соединенных Штатах, и которого Эрдоган обвиняет в руководстве попыткой государственного переворота в Турции, предпринятой 15 июля текущего года. (Сам Гюлен отрицает какую-либо причастность к заговору). Сеть Hizmet насчитывает около 150 вечерних школ, 30 частных школ, 30-40 культурных центров и других учебных заведений по всей Германии. 

В последние месяцы, констатирует The Economist, германо-турецкие отношения заметно ухудшились. После того, как парламент Германии в июне признал массовое истребление армян в Турции сто лет назад “геноцидом”, Эрдоган начал демонстративно холодно относиться к послу ФРГ в Анкаре. Он обрушился с критикой на депутатов Бундестага, имеющих турецкое происхождение, как Оздемир. Более того – он запретил все немецким парламентариям посещать немецкие армейские части, дислоцированные в Турции для борьбы с “Исламским государством” в рамках НАТО. А поскольку, согласно законодательству Германии, за армией надзирает именно Бундестаг, это может побудить Германию вообще вывести свои войска из Турции.

После попытки свержения Эрдогана (до сих пор, кстати, по этому поводу нет единого мнения; многие полагают, что этот “мятеж” инициировал сам Эрдоган, чтобы получить “карт-бланш” на расправу с политическими оппонентами; нечто подобное, помнится, практиковал Эдуард Шеварднадзе, а несколько позднее – Михаил Саакашвили) негатива в отношениях между Анкарой и Берлином стало еще больше. Сторонники Эрдогана ведут себя всё активнее. На упомянутой демонстрации в Кельне, к примеру, предполагалось, что турецкий президент выступит с видеообращением к соотечественникам, однако областной суд в последнюю минуту запретил это, чем сильно разозлил собравшуюся толпу. Некоторые сторонники Гюлена сообщили, что получили послания, в которых им угрожали расправой. Турецкое правительство требует экстрадиции многих из них.        Премьер-министр земли Баден-Вюртемберг Винфрид Кретчманн (Winfried Kretschmann) сообщил, что турецкие власти уже неоднократно обращаются к его правительству с настоятельной просьбой закрыть школы, которые считаются связанными с Hizmet-ом. Эти просьбы Кретчманн расценивает как «возмутительные».

Всё это происходит в период, и без того крайне запутанный для канцлера Ангелы Меркель. В марте она провела трудные переговоры касательно сделки с Турцией, которая обещала сдержать волны беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки, перекрыв им морской путь в Европейский союз через Эгейское море. Естественно, не за просто так: взамен ЕС обещал большие деньги плюс безвизовые поездки для турок и новые переговоры (весьма отдаленные, правда) насчет возможности вступления Турции в Евросоюз. Однако прогресс стопорится, поскольку Турция по-прежнему не соответствует всем условия для безвизового въезда. В результате турецкие политики нынче угрожают «потопить», казалось бы, уже достигнутые договоренности. Но ни Германия, ни Европа не поддадутся  шантажу и вымогательству. Во всяком случае, в этом заверяет вице-канцлер ФРГ и лидер Социал-демократической партии Германии (партнер партии Меркель по правительственной коалиции) Зигмар Габриэль, возглавляющий также Министерство экономики и энергетики. Однако провал сделки станет прямым ударом по Меркель, поставившей здесь на кон свой авторитет.

Deutschland über не alles

Многие немецкие политики засомневались в лояльности крупнейшего национального меньшинства в их стране. «Граждане должны приносить присягу верности государству, в котором они живут»,-  требует Фолькер Каудер – “серый кардинал” Германии, председатель фракции Христианско-Социального Союза (ХСС) в Бундестаге. Несколько лет назад, кстати, Каудер потребовал от Турции защищать живущих там христиан, о чем сообщал христианский мегапортал Invictory.org. Подобные упреки турецкое руководство, кичащееся, напомним, эксклюзивностью Турции как примера «мирного сосуществования ислама и христианства», воспринимает, конечно, без особого восторга. С другой стороны, и у самòй Германии рыльце, как говорится, в пушку: зазывая десятилетия назад гастарбайтеров на свои предприятия, немецкие власти тешили себя надеждой на то, что в один прекрасный день турки вернутся домой, и ничего не сделали для содействия их интеграции. Так что сегодняшние затруднения во многом оказываются обусловлены огрехами, допущенными в прошлом. Бумеранг выбросить нельзя – он непременно вернется и больно ударит…

                        Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image