Ариф Юнус: В Азербайджане ислам становится формой выражения протеста против режима Ильхама Алиева

2 сентября, 2016 - 21:47

В Азербайджане наряду с шиизмом и суннизмом исповедуют также несколько видов так называемого турецкого ислама. Это в основном суфии, среди которых наибольшей популярностью пользуются нурчу (нурсизм). Об этом в интервью русскому бюро «Международного радио Франции» (RFI) заявил известный азербайджанский конфликтолог, бывший политзаключенный Ариф Юнус.

Организация нурчу (нурсизм) была создана Саидом Нурси в первой половине XX века. С ним был связан турецкий богослов Фетхуллах Гюлен, которого официальная Анкара обвинила в попытке организации госпереворота. Как отметил конфликтолог, Гюлен продолжил идеи Нурси.

«Если Саид Нурси говорил о том, что надо избавляться от религиозного мракобесия и делать акцент на развитии разума, интеллекта, пытаться понять Коран через разум, то Гюлен эти идеи просто продолжил и пришел к выводу, что надо создавать сеть общеобразовательных учебных заведений. Отсюда его любовь к созданию университетов, лицеев с очень высоким уровнем образования. В то же время он продолжил идею о том, что нужно перестать враждовать с немусульманскими организациями, налаживать контакты с христианами», - отметил Юнус.

По его словам, население Азербайджана после развала СССР изначально очень хорошо относилось к турецким проповедникам, ибо турки воспринимаются ими «как братья». Сторонники нурсизма вскоре открыли в стране свою газету «Заман» и другие СМИ, учредили ряд предприятий.

«Очередная смена власти с приходом Гейдара Алиева в 93-м не изменила положение нурчу в стране, наоборот, именно в период Гейдара Алиева положение сторонников нурчу или гюленистов – в Азербайджане их часто смешивали – укрепилось, они создали сеть коммерческих фирм, прибыль которой направляли на дальнейшую пропаганду. Они открыли в Азербайджане 11 учебных заведений: университет “Кавказ” и лицеи в различных районах страны», - подчеркнул эксперт.

Однако, турецкие власти периодически выражали недовольство их деятельностью в Азербайджане. Первый раз это было в 1998–99 годах, когда тогдашние турецкие власти открыто попросили Гейдара Алиева закрыть все лицеи Гюлена, но встретили жесткий отпор. Тогда Алиев жестко заявил, что не видит опасности в деятельности этих учебных заведений. Более того, он сказал, что Гюлен – самый яркий представитель всего тюркского мира. Хорошее отношение к гюленистам и нурчу сохранилось до 2006 года, но к началу 2007 года в стране начались репрессии. Светская оппозиция в лице партии «Народный фронт», «Мусават» и других структур фактически была разгромлена, и в этих условиях активно стали проявляться религиозные организации. Тогда началась широкая кампания репрессий также против религиозных организаций. По словам конфликтолога, именно с того времени начались проблемы.

Первый удар пришелся на шиитов, салафитов (ваххабитов). Тогда же начались трудные дни и у сторонников турецкого ислама. Однако, как отметил эксперт, их преследования носили более мягкий характер, в отличие от шиитов и особенно салафитов. Полиция просто врывалась в квартиры, в которых собирались верующие, отнимала у них книги, которые при этом спокойно продавались в Баку.

Но, ситуация изменилась, когда в очередной раз тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган приехал в Азербайджан и в марте 2014 года представил список активистов-гюленистов в этой стране. «Парадокс на фоне сегодняшнего заявления властей Азербайджана и тех арестов, которые проводились и, наверное, еще будут, заключается в том, что в 2014 году увольнялись высшие представители правящей команды. Правда, им потом находили другое место, но это была первая волна. Сейчас же ситуация изменилась с точностью до наоборот», - продолжил Юнус и добавил, что теперь азербайджанские власти начали кампанию против так называемых гюленистов среди оппозиции.

«Надо четко понимать, что есть действительно гюленисты и есть религиозный фактор, который используется властями Азербайджана для устранения своих оппонентов. Когда у нас начались преследования религиозных структур, под это попадали самые разные люди, не имеющие к ним никакого отношения. Этот фактор в азербайджанской политике власти используют», - подчеркнул он.

Он напомнил, что по обвинению якобы в связях с гюленистами уже арестованы представители оппозиционного «Народного фронта». Однако, по его словам, власти, особенно, в свете последних террористических актов на Западе, просто используют религиозный фактор для оправдания репрессий против оппозиции, считая, что на Западе это «проглотят» и не будут сильно выражать свое недовольство этим.

«Если ты арестовываешь лидера “Народного фронта” или активиста оппозиционной политической партии и называешь его армянским шпионом, агентом России или просто хулиганом или наркоманом, как было до этого, это вызовет сильнейшее раздражение. А когда ты говоришь, что тот или иной лидер, скажем, “Народного фронта” при этом еще якобы имам, да еще и сторонник гюленистов, кто-то на Западе может поверить в эту чепуху. Вот в чем смысл нынешней репрессивной кампании», - подчеркнул он.

Гюленистов в Азербайджане не очень много, и по подсчетам эксперта, до арестов в 2014 году их было не более 10 тысяч. Они в основном принципиальные противники активных действий и насилия. «Другое дело, повторю еще раз, что мы должны четко понимать, что под видом кампании против религиозных структур, под видом борьбы с терроризмом в Азербайджане идет борьба с политическими оппонентами», - отметил Ариф Юнус.

Кроме того, по словам эксперта, в Азербайджане есть салафиты, которые в подавляющем большинстве обычно верующие и далеки от политики. Но небольшая часть в свое время «принудительно радикализовалась», когда азербайджанские власти начиная с 2006 года начали тотальную кампанию репрессий.

«Если в провинции Азербайджана есть человек с бородой, его просто отводят в полицию и бреют ему бороду, что для верующих равносильно изнасилованию. Это тягчайшее насилие над его верой. Людей избивают, их шантажируют. Я знаю очень много примеров, когда под Новый год сотрудники спецслужб просто задерживали людей и говорили: «Или даешь 5 тысяч долларов, или пойдешь как сторонник „Аль-Каиды“ или „Исламского государства“». А он просто обычный верующий. Мне прямо говорили: «Если нас бьют, мы будем радикализироваться», - поведал эксперт.

Более того, он отметил, что представители светских партий, таких как «Демократическая партия», «Народный фронт», «Мусават», часто «уходят в ислам». По его словам, они делают это «в условиях разочарования от того, что Запад напрямую или косвенно поддерживает режим Ильхама Алиева».

«В этих условиях начался отток в ислам многих рядовых членов светских партий. Ислам становится выражением протеста, при этом далеко не всегда вы имеете дело с верующим человеком», - резюмировал эксперт.

Напомним, что на фоне преследования «гюленистов» в Турции власти Азербайджана стали косвенно обвинять азербайджанскую оппозицию в связях с сетью Фетхуллаха Гюлена. В частности, проправительственные СМИ обвиняли в связях с Гюленом лидера оппозиционной партии «Народного фронта» Азербайджана Али Керимли. В то же время сами азербайджанские власти всячески пытаются отмежеваться от движения «гюленистов» и связей с ним.

Отметим, что Фетхуллах Гюлен является лидером религиозно-философского движения «Нур». Будучи медиамагнатом, он также владеет крупными промышленными и финансовыми компаниями и холдингами по всему миру.

Ранее СМИ сообщали, что в 2014 году официальные круги Турции предоставили правительству Азербайджана список высокопоставленных лиц в администрации Ильхама Алиева и в азербайджанском правительстве, которые входили или имели связи с данным религиозным направлением. В списке чиновников, имеющих связь с нурсистами, были имена вице-президента Госнефтекомпании Азербайджана Халига Мамедова, председателя Госкомитета по работе с религиозными структурами Эльшада Искандерова, его заместителя Гюндуза Исмайлова, замминистра молодежи и спорта Интигама Бабаева, депутата Джейхуна Османлы, директора ЦСИ при Администрации президента Фархада Мамедова, председателя Молодежного фонда Фархада Гаджиева.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image