Клинический случай в состоянии нефтяного похмелья

20 сентября, 2016 - 20:52

 На заседании Совета глав государств СНГ в узком составе, прошедшем в Бишкеке в минувшую пятницу, президенты Армении и Азербайджана обменялись жесткими комментариями после своих выступлений. Для тех, кто не очень хорошо знаком с контекстом карабахского конфликта, выступления двух президентов можно воспринимать с одинаковой долей доверия. Однако оба президента говорят кардинально разные вещи и имеют совершенно отличные друг от друга позиции и доводы. Кто же из них прав и кто лжет? На этот вопрос могут ответить лишь факты.

«Я посчитал своим долгом дать комментарий на слова президента Армении. Исходя из того, что нагорно-карабахское урегулирование решается в других международных структурах, я не счел необходимым говорить сегодня об этой теме. Но, услышав очередную жалобу армянской стороны, посчитал своим долгом прокомментировать это. Армянская сторона этими жалобами уже надоела всем международным организациям. Представляете, ситуация достаточно парадоксальная: Армения оккупирует территорию суверенного государства, нарушает его территориальную целостность, изгоняет коренное азербайджанское население из Нагорного Карабаха и из семи прилегающих районов к Нагорному Карабаху, делает миллион человек беженцами и вынужденными переселенцами, разрушает все на оккупированных территориях, – а это подтверждено докладами двух миссий ОБСЕ, – включая наши исторические, религиозные, культурные памятники, всю инфраструктуру, и потом на протяжении более 20 лет занимается имитацией переговорного процесса»», – заявил И. Алиев.

Между тем, реальные факты говорят вот о чем.

Начнём хотя бы с того, что из сторон конфликта явно не у армянской стороны есть навязчивая, я бы сказал, маниакальная привычка поднимать вопрос карабахского конфликта во всех, повторяю, во всех инстанциях и на всех площадках. Этим последние полтора десятка лет планомерно занимается азербайджанская сторона. Причем, совершенно не имеет значения, что в принципе является темой обсуждения. Для азербайджанской стороны абсолютно все «связано» с нагорно-карабахским конфликтом, начиная от экологии и заканчивая проблемой рождаемости.

В одном, конечно, можно согласиться с Ильхамом Гейдаровичем. Ситуация действительно парадоксальная. Однако ее парадоксальность состоит совершенно в другом. 18 октября 1991 года Азербайджан провозгласил независимость, основываясь на законах и Конституции СССР. Но все дело в том, что и НКАО заявила о выходе из Состава Азербайджанской ССР, также основываясь на букве и слове законов и Конституции СССР. 20 февраля 1988 года состоялась внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, на которой было принято решение «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». А уже 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР было провозглашено создание Нагорно-Карабахской Республики.

Азербайджанская сторона же на решение о воссоединении области с Арменией ответила агрессией. Конфронтация вскоре перешла в открытое противостояние, а затем – в продолжительную кровопролитную войну. Неопровержимым фактом является то, что нынешние границы – результат развязанной азербайджанской стороной войны.

Стоит также отметить, что оккупированными со стороны Азербайджана и сегодня продолжают оставаться восточные части карабахских районов Мартуни и Мартакерт, Шаумянский район и Геташенский подрайон. Под контроль же Сил самообороны Карабаха перешли сопредельные районы, которые в вопросе обеспечения безопасности сыграли роль буфера, перекрыв возможность дальнейших бомбардировок населенных пунктов Арцаха со стороны Азербайджана. Так что независимость Карабаха имеет такое же отношение к территориальной целостности Азербайджана, как,  скажем, к территориальной целостности Мали.

Что касается постоянно муссируемого тезиса Баку об «одном миллионе азербайджанских беженцев», то таким же незыблемым фактом является то, что согласно данным международных структур, численность всех, повторяю, всех беженцев с обеих сторон конфликта еле-еле дотягивает до одного миллиона. Основываясь на опубликованных азербайджанской же стороной предвыборных списках, можно утверждать, что численность азербайджанского населения, проживавшего в НКАО и прилагающих районах, составляла не более 400 тысяч человек.

А утверждение главы Азербайджана, о «коренном азербайджанском населении» ясно доказывает, что мы явно имеем дело с клиническим случаем (хотя и с высшим академическим образованием). Хочется лишь в очередной раз посоветовать азербайджанской стороне почитать фундаментальные исторические труды и источники, где черным по белому написано, какой народ является коренным на данный территориях.

Однако, как говорил, один из героев советских мультфильмов, продолжаем разговор

о разоружениях «всего». Ни одна международная организация, в том числе и миссия ОБСЕ, начиная с 1994 года не зафиксировала ни одного факта намеренного разрушения памятника исламской культуры армянской стороной на подконтрольных ей территориях. Вот кто разрушает все, ну или почти все армянские памятники культуры на своих территориях, так это азербайджанская сторона. Попробуйте найти мало-мальски сохранившиеся армянские кладбища в Баку. И не пытайтесь, вы их не найдете.  Надгробиями русско-армянских могил – внимание – вымостили дорогу в Баку. Это тоже неопровержимый факт.

Сотни армянских церквей, культурных и исторических памятников на территории Азербайджана также превратились в мишень азербайджанской агрессии, в лучшем случае превратившись в хлева для скота, в худшем – стерты с лица земли, о чем свидетельствуют доклады Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

А апогеем азербайджанского вандализма стало уничтожение кладбища средневековых армянских хачкаров около города Джульфа на территории Нахичеванской Автономной Республики. В 2010 году сообщения очевидцев о разрушении кладбища были подтверждены Американской ассоциацией содействия развитию науки на основе анализа спутниковых снимков региона.

Что же касается имитации «переговорного процесса», то явным как ясный день и неопровержимым фактом является то, что именно азербайджанская сторона сорвала возможность достижения ощутимых результатов во время переговоров в  Ки-уэсте в 2002г. и в Казани в 2011г.

Однако, продолжим, президент Азербайджана обвинил армянскую сторону в разжигании апрельский событий.

«Более пятисот домов мирных жителей Азербайджана были подвергнуты артиллерийскому обстрелу армянской армией, более ста домов было разрушено, около десяти мирных граждан, среди них дети, были убиты, погибли», – заявил глава азербайджанского государства.

Хотелось бы напомнить Ильхаму Гейдаровичу, что военные действия начались после того как азербайджанская сторона в ночь с 1 на 2 апреля предприняла наступательные действия на южном, юго-восточном и северо-восточном направлениях карабахско-азербайджанской линии соприкосновения с применением артиллерии, бронетехники и авиации. В результате нанесенного ВС Азербайджана ракетного удара из установок «Град» по дороге в школу погиб 12-летний Вагинак Григорян, еще двое детей были ранены.

Все мировое сообщество содрогнулось от кадров глумления азербайджанскими военнослужащими над трупом погибшего солдата Армии обороны НКР, езида по национальности Кярама Слояна, которому азербайджанские военные отрезали голову и устроили впоследствии «фотосессию».

То же мировое сообщество содрогнулось еще раз, когда были опубликованы фотографии из села Талыш (Талиш) Мартакертского района Нагорно-Карабахской Республики с телами трех стариков. Пожилые люди  были зверски убиты из огнестрельного оружия, при этом у них были отрезаны уши.

Продолжим цитировать «сакраментальные» мысли руководителя Азербайджана.

«Есть высшая международная структура – Совет Безопасности ООН. Выше этой структуры нет. И Совет Безопасности принял в начале 1990-х годов четыре резолюции, в которых требуется безоговорочный и немедленный вывод армянских оккупационных сил с территории Азербайджана. Эти резолюции не выполняются. Армения их игнорирует и пытается незаконным заселением и искусственной перекройкой административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области создать новые реалии. Это совершенно незаконно, преступно, и это преступление продолжается до сих пор. Мы привержены мирному процессу, мы конструктивно работаем, существует Минская группа, но армянская сторона использует этот формат только для того, чтобы сделать переговорный процесс бессрочным. Они не хотят мира, они хотят держать наши территории под контролем постоянно и обвинять Азербайджан везде в том, что вроде бы мы чего-то нарушаем. Мы пострадавшая сторона. Мы никого не оккупировали. Наши территории под оккупацией, 20% территорий, признанных международным сообществом как территория Азербайджана», – заявил И. Алиев.

В данном контексте хотелось бы освежить память азербайджанской стороны и напомнить, что в столь любимых ими резолюциях СБ ООН по Нагорному Карабаху есть ясный призыв о прекращении военных действий и переходе к мирным переговорам. Однако Баку и тогда, и сейчас даже не думает выполнять этот пункт, осуществляя все новые и новые провокации на линии соприкосновения вооруженных сил и на границе с Арменией.

Что же касается дифирамб Минскому формату, то именно азербайджанская сторона постоянно заявляет о нерезультативности Минской группы ОБСЕ, пытаясь просунуть вопрос решения карабахского конфликта куда только возможно.

Похоже, мы действительно имеем дело с клиническим случаем (хотя и с высшим академическим образованием), причем, в состоянии явного нефтяного похмелья.

Асатур Саркисян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image