Путешествуя по Армении

11 октября, 2016 - 09:25

Урха — Едессиа

Сегодня мы совершим очередное путешествие к истокам нашей истории – в город, значение которого для Армении трудно переоценить. Речь идет об одном из древнейших городов мира – знаменитой армянской Урхе или Едессии. Это был один из первых центров Армянского Северного Междуречья, основанный около половины IV тысячелетия до Р.Х. протоармянскими и халдейскими племенами, он изначально назывался Уруху или Урсу – от древнеармянского Орек (Хорьян), затем название города трансформировалось в Урху (под которым он фигурирует на протяжении всей армянской истории), а под семито-арабским влиянием транскрибировалось в Урфу (под которым стало известно миру). В эллинистический период и вплоть до эпохи крестовых походов Урха называлась Едессией – под этим названием в городе и происходили судьбоносные для Армении и всего мира события, о которых и пойдет речь ниже. Османо-тюркское иго до недавнего времени сохраняло название Урфа, но в последние десятилетия изменило его на Шанлыурфа, тем самым отуречив название и отдалив его от армянского «Урха».

Урха-Едессиа располагается в Армянском Междуречье, в гаваре Епратацик (то есть Приепратские земли), на плато Цавдеацвоц (арабское Ал-Джазира – Остров, так арабы называют всё Междуречье), в юго-западных предгорьях невысокого хребта Крманц или Кармундж (от армянского курм – жрец), севернее знаменитого Харрана. Издревле Урха являлась крупнейшим центром армянской культуры, также столицей Армянского Междуречья и Армянского Едесского царства. Самым известным царем Едессии был Абгар Великий, правивший в I веке. С именем царя Абгара связана древнейшая из сакральных традиций христианства, связанная с одной из наиболее почитаемых святынь – так называемом Плате нерукотворном, по-армянски – Сурб Дастарак (Святой Плат). Страдавший от серьезного недуга Абгар, прослышав о тех чудесах, которые вершил в Иудее Иисус, отправил к нему своего секретаря с тем, чтобы пригласить его жить в Едессию, а также помочь царю исцелиться. Иисус, заранее ведавший о своей судьбе, ответил секретарю Абгара, что не может уехать из Иудеи, где ему уготована божественная миссия, но весьма ценит веру и уважение, которые продемонстрировал армянский царь. Именно Абгару были направлены знаменитые слова Иисуса о том, что видевшие Мессию воочию люди не верили ему, а Абгар, не видя Иисуса и чудес его, уверовал. Секретарю царя Иисус сказал также, что народ царя Абгара, армянский народ, богоизбран, ибо велик в своем благородстве. Что же касается недуга Абгара, то Иисус разрешил художнику, сопровождавшему секретаря, нарисовать свой портрет и доставить его царю, чтобы тот исцелился. Но сколько ни старался художник – ничего не получалось. Тогда Иисус взял кусок ткани и после омовения вытер им лицо, и на платке чудесным образом отпечатался лик Мессии. Так появилась у человечества величайшая из реликвий – Сурб Дастарак или Плат нерукотворный, с единственным прижизненным портретом Христа.

Как и многие другие христианские святыни (Копье Лонгина, Чаша Грааля, часть Креста Господня и пр.), Сурб Дастарак (кстати, он достойно исполнил свою миссию по исцелению Абгара) был со многими трудностями доставлен в Армению – первую в мире христианскую страну, страну библейского Рая. Согласно первым, не опошленным еще христианским традициям, именно богоизбранный армянский народ был достоин хранить все эти святыни на своей благословенной земле, с тем, чтобы передать их потомкам. Однако история распорядилась иначе. Итак, Сурб Дастарак был благополучно доставлен царю Абгару в Урху-Едессию и много веков хранился здесь, замурованный в одну из крепостных стен города, храня его и народ армянский от бед и напастей. После окончания эпохи крестовых походов Армения, впервые столкнувшись с европейским вероломством и коварством, была оставлена один на один с превосходящими ордами мамлюков. Хранить далее Сурб Дастарак в городе, который вскоре будет захвачен инородцами, не представлялось возможным. Реликвия с величайшей секретностью и предосторожностями была доставлена туда, где, по идее, должна была остаться в неприкосновенности и сохранности на многие века – в столицу христианской Византии Константинополь. Однако и здесь история не оставила ее в покое – в середине XV века городом овладели тюрки. И армяне увезли Сурб Дастарак в Европу, где он и хранится в почете и сохранности до наших дней – в бывшей армянской церкви Генуи, которая после ухода из города армянской общины перешла под католическую юрисдикцию. Однако генуэзцы – не тюрки, на стенах церкви полностью сохранились многочисленные армянские надписи, аббаты прекрасно информированы об армянской принадлежности церкви, рассказывая о ней и о хранящейся здесь реликвии прихожанам и туристам. Сурб Дастарак хранится в особом окладе, оборудованном современными средствами охраны, и крайне редко выносится на показ. Ваш покорный слуга, в бытность боцманом армянского судна «Киликия», вместе со всем экипажем посетил Геную в 2004-ом году и был удостоен особой чести увидеть Сурб Дастарак своими глазами. Кстати, недавно один из самых достойных армянских политиков современности и один из руководителей партии Дашнакцутюн, безвременно ушедший из жизни Ваан Ованнисян, опубликовал, на мой взгляд, самый удачный опус сегодняшней армянской литературы, посвященный Сурб Дастараку, – историко-художественный роман «Мандилион», представив свой взгляд на историю и место хранения Плата.

В качестве нелирического отступления с немного туманным подтекстом хочу напомнить читателям об одной нестыковке в библейских текстах. Иисус появился в Иерусалиме на 33-ем году своей жизни, будучи прекрасно образованным и владея несколькими языками. В Библии нет прямых сведений о его жизни до этого, однако имеются косвенные намеки в различных списках и текстах о том, что образование он получил не где-нибудь, а именно в армянской Урхе — Едессии, имевшей отличные школы и богатую библиотеку. И родным языком Мессии был арамейский – читайте, армянский (почти дословное повторение не оставляет выбора для вывода – Араме был потомком Айка Наапета, одним из царей Армении династии Айкян).

Спустя несколько веков после ошеломляющей истории царя Абгара и Иисуса, Урха- Едессиа вновь выходит на первое место в армянской истории. Именно сюда для полного оформления и создания каллиграфической базы восстанавливаемого армянского алфавита направился в конце IV — начале V веков Месроп Маштоц. Именно армянские школы и знаменитые библиотеки Едессии привлекли мудрого и великого ученого, целью которого было окончательное формирование древнейшего из алфавитов, что он и сделал с подлинной гениальностью. Именно в Урхе-Едессии Маштоц надеялся найти книги на армянском языке, о которых он много слышал, в том числе и от знаменитого епископа Даниила. Однако, очень странное совпадение – буквально за неделю до приезда Месропа в городе случается крупный пожар, среди прочего, конечно же, уничтоживший дотла знаменитую библиотеку. Ну, о причинах и следствиях целенаправленного уничтожения древнейших пластов армянского языка, письменности, религии и культуры в целом – разговор отдельный… Маштоц же, как бы то ни было, осуществил свою миссию – и в Едессии, и в лежавшем неподалеку, на берегу Епрата, Самосате (древнейший Армен — Уримн, затоплен водохранилищем), воссоздав из древнейших в мире письмен идеальный в своей космической систематизированности алфавит. Кстати, истина, в конечном итоге, как бы ни была скрыта и искажена, выходит на свет божий. Примером тому служит тот факт, что в нынешнем году, при раскопках на городище Урхи – древнейшего Уруху (прототип шумеро-вавилонского Ура и Урука, ныне по-тюркски – Гебекли Тепе) была обнаружена гробница царя Абгара и членов его семьи. А ведь некоторые из псевдо-арменоведов до сих пор считают Абгара и Айка Наапета вымышленными, а не историческими персонажами…

Историю Урхи-Едессии, как и всей Армении, среди прочих, донес до нашего поколения уроженец этого города, армянский хронист-историк XII века Маттевос Урхаеци. Вплоть до 1915 года Урха оставалась крупнейшим центром армянской науки и культуры, здесь в начале XX века действовали 15 армянских школ, три церкви – Сурб Цоб или Сопи (София славянских и Суфи семитских языков, основана в I веке царем Абгаром), Сурб Ованнес и Сурб Саргис. 10 из 15-ти имевшихся в городе мечетей также являются бывшими армянскими церквами, переделанными в XII-XVII веках. В Урхе проживало около 35 тысяч армян. В 1895-ом и 1915-ом годах урхинские армяне продемонстрировали беспримерный героизм при самообороне от турецких банд. Знаменитая самооборона Урхи в сентябре-октябре 1915 года была возглавлена Мкртичем Еотнехпаряном и другими. Турецкие артобстрелы разрушили почти все 2300 армянских домов, остальное имущество уничтожили сами армяне, решившие драться насмерть. 23 октября остававшиеся в живых пали в последней схватке, 15 тысяч женщин и детей угнаны в Тер-Зор. Однако в ходе самообороны было уничтожено более двух тысяч аскеров, большое количество техники и припасов. Ныне под Аштараком создан поселок Нор Едессиа, в котором воздвигнут памятник героям Урхинской самообороны.

Григор Бегларян

Продолжение следует

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image