«ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДА НАДО ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В ОТШЛИФОВАННОМ ВИДЕ...»

21 октября, 2016 - 13:00

Интервью с летописцем Арцахской войны, кинорежиссером Самвелом ТАДЕВОСЯНОМ

- Наших читателей, прежде всего, интересует, кто такой Самвел Тадевосян?

- В 1984 году я окончил курсы кинорежиссера Армана Манаряна по специальности режиссер театра. Честно говоря, у меня не было особого желания работать в кино и театре. Арцахская война вернула меня в киномир.

Когда началось Карабахское движение, у меня, как и у многих соотечественников, было осознание долга, и я обязан был внести свою скромную лепту, если не в качестве военного, то в качестве документалиста, что позволяла мне моя профессия. В 1989 году А. Манарян снял в Карабахе первый документальный фильм об арцахской проблеме под названием «Взрыв». Я, как человек с определенным опытом, часто приезжал в Арцах. Одним словом, Манарян позвал меня принять участие в съемках фильма «Взрыв». Однако это меня не удовлетворило, и, как говорится, осень наступила раньше весны, я ушел из киностудии, экспериментального театра и приехал в Арцах. На душе было тревожно, будто кто-то надоумил меня: происходят большие события, и необходимо запечатлеть их документально. Я снимал все, что видел, начиная с ереванских митингов, политических мероприятий, шествий, демонстраций, вплоть до событий в аэропорту. Должен сказать, что я не был оператором, не являюсь и не буду. Взять в руки видеокамеру меня заставила война. Я режиссер, и, чтобы правильно работать с видеокамерой, мне нужен был «учитель», и им стал Шаварш Варданян - известный оператор, который, кстати, был ранен в Шуши.

- Можно ли сказать, что Вы участвовали в Арцахской войне как оператор-документалист?

- Я был в составе отдельного Шушинского батальона. Моим командиром являлся Душман Вардан (Степанян). Но прежде всего я был добровольцем и фиксировал все, что мог, поскольку осознавал их важность и историческое значение. Со мной рядом были Рубик Ованнисян, Акоп Погосян из отряда «Арабо», который снимал гайдукское движение в Шаумяне. Акоп всегда находился рядом с Шагеном Мегряном, как и масисец Вардан. На постах мы часто встречались с оператором Арцахского телевидения Сергеем Амбарцумяном. Всех не перечислить, их было много. Людей, которые придавали важное значение этой работе, и время показало, что мы были правы. Естественно, мы работали своими средствами, и это ничтожно по сравнению с тем, что ребята добровольно, без страха и мужественно шли на смерть. Для меня это были счастливые годы. По-моему, Карабахское движение было славным, коллективным бунтом, мы сбросили  большевистское иго, избавились от неволи, назвав черное черным, а белое белым.  Благодаря внутренней свободе отступили страх, голод, холод, война, трагедия похорон наших боевых товарищей. Эта общая война, которую я называю бунтом, принесла свои бесценные результаты, и наконец Арцах был освобожден, и здесь нет никакой лирики и эмоций, я просто исполнял долг, вносил свой скромный вклад. Отсутствие осознания этого долга вводит многих в заблуждение, и нам кажется, что родина должна нам, что друг и родственник должны нам. Нет, это не так. Осознание всего этого и привело меня в Арцах. Кроме Шаумяна, я побывал почти на всех боевых позициях. Повторяю, что я был не один, со мной были еще два оператора, один фоторепортер, два журналиста. Мы создали группу. Что я видел, то и снимал, даже быт рядового карабахца, традиции, свадьбу, траур, похороны, слезы солдата, плач матери, потерявшей сына, трупы людей после бомбежек. Никогда не хотелось бы, но мне пришлось снимать похороны Андо из Бердадзора, Душмана Вардана, Пето. Почему я все это перечисляю, потому что понимал, что снимаю исторические события. Я, как и многие мои друзья, спасал, как мог.

- Вы более известны как автор и режиссер цикла фильмов «Покорные герои». Как зародился этот цикл?

- Прежде всего отмечу, что на войне я потерял своих кровных родственников... Сыновей двух братьев моего отца, сына сестры отца, мой старший сын получил контузию и до сих пор не слышит на одно ухо. И вот война закончилась, было заключено перемирие. Хотя, по моему глубокому убеждению, война никогда не заканчивалась и продолжается по сей день. Естественно, мне хотелось привести в порядок имеющиеся у меня материалы. Так и приступил к киносъемкам, которые предполагают расходы. В 2000 году я представил Национальному (ныне Общественному) телевидению свою программу показа фильма раз в месяц, у меня было столько материалов. И не сочтите за нескромность, моя программа победила. Были другие, не менее интересные предложения, но победила моя программа. Тигран Нагдалян был тогда жив, мы сотрудничали, и я стал предоставлять Национальному телевидению цикл фильмов «Покорные герои». Первый мой фильм был посвящен моему другу студенческих лет Мовсесу Горгисяну. Там я проработал пять лет. В 2004 году открылся телеканал «Еркир Медиа», и я получил приглашение из студии авторских фильмов. Мне предложили продолжить цикл «Покорные герои».

К сожалению, в «Еркир Медиа» я снял всего три фильма, несмотря на дружелюбное отношение ко мне и к моему делу, средств не хватало даже для решения элементарных вопросов. Мне пришлось прекратить работу почти на четыре года. В «Еркир Медиа» я успел снять фильмы «Ашот» (Осколка), «Аветис Аветисян» и «Аршак». Стыд перед памятью ребят, чувство не до конца исполненного долга перед ними вновь вернули меня в строй. Я считал, что проявил слабость, прекратив работу.

Наконец-то я собрался с духом и возобновил работу. В 2006 году представил в Национальный центр кино три сценария. Я писал и прозу, и поэзию. За этот период  накопилось достаточно серьезных материалов, привел в порядок написанные во время войны черновики (на пачках сигарет, бумажках). Два из трех представленных сценариев победили, один из них назывался «Невыстрелившие патроны». Предварительный вариант был короткометражным, но затем фильм стал широкометражным. Днем я снимал, по ночам писал сценарии. Рождались новые эпизоды. Одно из преимуществ фильма в том, что нет ни одного актера. В главной роли - командир отряда «Сисакан» Ашот Минасян. И все персонажи - прошедшие войну ребята, исполняющие свою роль. В фильме более 130 человек. По сделанным расчетам обанкротился бы не только я, но и киностудия, а 2006 год был не очень богатым. Альтернативы не было, мы приняли смелое решение и, по-моему, удачное.

- Как зритель, могу сказать, что фильм действительно удался…

- С высоты пройденных лет могу сказать, что, если бы были средства, можно было бы раскрыть скобки. Фильм, как вы знаете, посвящен талантливому молодому человеку Агвану Минасяну, который, к сожалению, погиб. Роль погибшего Агвана в фильме исполняет единственный актер - студент, который был очень похож на Агвана. Чтобы ввести его в образ, потребовались огромные усилия, но, в конечном счете, все получилось. Он пообщался с ребятами, научился стрелять, понюхал порох и вошел в роль, и все получилось.

За этот фильм мы удостоились ряда премий, в том числе премии Киликийской епархии, золотой медали имени Акселя Бакунца, премии в Риге и так далее.

Главное не премии, а то, что нам удалось представить летопись военных дней, рассказать о Нахиджеване, что подняло шумиху, но мои редакторы и худсовет поддержали киностудию. Одновременно я продолжал цикл фильмов «Покорные герои», и, к счастью, у нас уже 28 фильмов из этого цикла.

- Кто герои Вашего цикла?

- Участники войны, погибшие ребята. Я создал новый цикл фильмов «Воины справедливости». Фильм о воинах региональных отрядов, на данный момент готов фильм «Ётнаберд» о капанском отряде, фильм посвящен Горису. Из этого цикла готовы уже три фильма. За это время закончил также работу над тремя игровыми короткометражными фильмами - «Ребята, мы пришли», «Горячие тропы», «Дорога в страну». В прошлом году закончил работу над фильмом «Град Гарун», которому недавно исполнилось 60 лет.

Снял фильм «Великий Тигран», посвященный командиру ополченского полка Арменаку Арменакяну. На сегодняшний день из циклов «Покорные герои» и «Воины справедливости» готово 40 фильмов. Но это еще не все, я в поисках, собираюсь издать книгу, написанную по следам войны. Пытаюсь реализовать новую идею под названием «Окопное искусство». Накопил большой материал о погибших деятелях искусства, собираюсь выпустить в свет двухтомник, разместить свои мемуары, рассказы и стихи. Из «Окопного искусства» у меня уже 18 клипов, это те песни и стихи, которые ребята пели и читали в окопах, на досуге, во время застолий. Два клипа уже в Интернете.

Недавно приступил к новому циклу «Зораканч». Он длится пять минут, и за эти пять минут я стараюсь охарактеризовать солдата. Из этого цикла по телеканалу «Еркир Медиа» показали 18.

Если вы помните, на премьере фильма «Невыстрелившие патроны» я поблагодарил также тех, кто хотел помешать мне, тем самым они подтолкнули меня поработать еще больше. Я не сетую и не обижаюсь, просто исполняю свой долг перед родиной и перед памятью павших героев. Придет время, и я отдам Богу душу. Скорбящие матери благодарили меня за то, что я обессмертил их сыновей, другой оценки мне и не нужно.

- В последнее время мы часто видим Вас в Арцахе... Чем Вы заняты?

- В дни апрельской войны я, как и многие, приехал добровольцем, получил оружие и присоединился к первой группе добровольцев, отправляющихся на посты «Егникнер». Был там недолго, так как проходила премьера фильма моего сына Гужа «Зов», посвященного Геноциду. Почему я оказался в Карабахе?.. Я обязан был находиться на своей родине. Очень быстро собрал группу, опыт у меня уже был, и вшестером мы отправились на разные посты. Кроме того, я часто бываю в Карабахе, потому что начал работу над новым циклом «История одного подвига». Пытаюсь рассказать о необычных случаях, например, Армен из Вайка сбил ДШК самолет, президент страны вручил ему деньги на строительство дома, но он установил памятник павшим товарищам, и только сегодня, спустя 20 лет, заложил фундамент своего дома. Таких примеров множество. У нас есть 11-12-летние герои. Каринтакец Нано привязал к собаке патроны и отправился к солдатам, по дороге убили и его, и собаку. Жемчужины народа надо возвращать ему в отшлифованном виде. Грядущее поколение должно знать, чьими детьми они являются, что они продолжатели дела наших великих героев - от Тиграна Меца до Ашота Бекора и Монте Мелконяна.

Что касается нынешних героев, у меня уже есть снятые сюжеты о 35 павших ребятах. В их числе Роберт Абаджян, Арменак Урфанян. Пять дней назад я встретился с Эдиком Малояном, побывал и в окопах, и в госпитале, видел ребят в экстремальных ситуациях. Я мечтаю сделать цикл «Зораканч» ежедневным. В году 365 дней, и я хочу, чтобы каждый день шла премьера. Материал есть, желание тоже, остается воплотить все в жизнь. У меня есть группа профессионалов, и, когда я подмигиваю, они уже знают, чего я хочу. Уверен, что упорства мне хватит, и мы еще много поработаем. Со мной считаются, поскольку видят, что я восполняю пробелы. Тем самым я хочу показать, что люблю эту землю, люблю павших за эту землю героев и тех, кто готов пожертвовать ради нее своей жизнью.

- Какова Ваша оценка независимости через четверть века и Ваша формула?

- Я глубоко убежден, что человек от рождения свободен по данному свыше праву. Свобода - это самая честная смирительная рубашка, в которой ты чувствуешь себя гражданином и полноценным человеком, армянином. Свобода никогда не дается человеку просто так, ее носят, а умеет носить тот, у кого есть волевые качества, осознание ценностей, чувство самопожертвования. Наши ребята шли защищать себя, армянскую идентичность. У нас большой долг перед этими ребятами. Иногда я размышляю: сумеем ли мы должным образом продолжить их дело? Что бы ни случилось, мы должны продолжать их дело. По-моему, независимость - это когда совесть и мысль сотрудничают, и то, что рождается в результате, ты ставишь на службу своему народу, своему государству. Самое главное, это моральный долг. С осознанием этого наши ребята и освободили Арцах, передали нам свободную и независимую страну, за что каждое поколение должно быть признательно им.

Сирвард МАРКАРЯН

Комментарии

Мне хорошо знакомо это чувство "упертого" Карабахца.И несмотря на это я был поражен волей героя очерка.Мне приходилось тоже "рыть носом землю" по высказыванию моего научного руководителя, но это было совсем не то, что я прочитал только что

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image