Кризис в Азербайджане: манат продолжает терять свою стоимость, а на рынке зафиксирован резкий скачок цен на продукты питания

7 ноября, 2016 - 20:09

Центральный банк Азербайджана готов допустить ослабление курса национальной валюты страны – маната – к доллару. При этом невозможно ослабить курс маната без ущерба гражданам Азербайджана. Об этом в интервью сайту азербайджанской общественно-политической газеты «Эхо.аз» заявил эксперт в области экономики Огтай Ахвердиев.

По словам эксперта, ослабление курса маната – это необходимость, которую не избежать. К тому же, мягкую девальвацию в Азербайджане можно наблюдать уже на протяжении нескольких месяцев.

«До тех пор, пока национальная валюта Азербайджана не обретет свою реальную стоимость, курс маната будет падать.  Сложно принимать долгосрочные проекты подготовки к ослаблению, и уж тем более готовить проект двух или трехлетнего бюджета», - отметил Ахвердиев.

По утверждению экономиста, государственный бюджет Азербайджана целиком зависит от нефтегазовой промышленности.

«Стоит отметить, что государственные служащие теряют контроль над внутренней экономической ситуацией. Думаю, настало время пригласить квалифицированных иностранных специалистов, которые могут и готовы помочь спасти азербайджанскую экономику», - заключил Огтай Ахвердиев.

В свою очередь сайт бакинского бюро радио «Свобода» также пишет, что по мнению независимых экспертов, новая девальвация маната неизбежна. Но, правительство пока не дает никаких комментариев по этому поводу.

Так, согласно информации, официальный курс доллара составляет приблизительно 1,66 манатов. Однако экономист Натик Джафарли считает, что при отсутствии вмешательства на рынке, реальная цена доллара превысит 2 маната. «Если вырастет зависимость страны от импорта, а цена на нефть на мировом рынке упадет ниже 40 долларов, то в марте будущего года 1 доллар может стоить больше 2,50 манатов. Нас ждет резкое падение цены, девальвация маната», - заявил экономист.

По словам Джафарли, на судьбу азербайджанской нацвалюты воздействуют внешние и внутренние факторы. Внешний фактор – падение цены на нефть, повышение учетной ставки Федеральной резервной системой США. Внутренний фактор – зависимость от импорта, сокращение валютных запасов.

Как напоминает радио «Свобода», в октябре валютные запасы ЦБ сократились еще на 127 млн. долларов. Учитывая это, независимые экономисты считают, что ЦБ в конце 2015 года хоть и объявил о плавающем курсе маната, тем не менее, продолжает вмешиваться в процессы на рынке. Так, за последние два года ЦБ потратил 11,2 млрд. долларов для обеспечения стабильности маната. Отмечается, что в нынешней ситуации экономисты считают девальвацию неизбежной.

Эксперт по банковским вопросам Акрам Гасанов также отметил, что ввиду того, что главная продукция, которая приносит стране доллары – нефть – дешевеет, а ее производство снижается, сокращается и поток инвалюты в страну. Продуктовые и иные товары в основном импортируются и покупаются за доллары, из-за чего и создается дефицит доллара.

«Украина обеспечивает себя продуктами на 90%, а Азербайджан не может обеспечить даже на 10%. Вот мы и вынуждены даже продукты за рубежом покупать. Вот так и уходят поступающие доллары», – сказал Гасанов и добавил, что манат будет продолжать терять свою стоимость на протяжении еще нескольких лет. Таким образом, доллар, перейдя отметку в 2 маната, может достичь 4 манатов.

Как сообщает информагентство «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на Центробанк, за 9 месяцев текущего года кредитные вложения банков сократились на 23,1% по сравнению с прошлогодним показателем аналогичного периода. Также со ссылкой на Центробанк сообщается, что в январе-сентябре 2016 года на 17,5% сократились банковские вклады населения.

Кроме того, по сообщению азербайджанского информагентства «АПА», по сравнению с 2015 годом, в этом году сократились доходы крупнейшего сотового оператора в Азербайджане «Azercell». По словам президента сотовой компании Вахида Мюрсалиева, на доходы «Azercell» повлияли экономическая ситуация, девальвация маната и другие факторы. «Если учесть, что все оборудование “Azercell” импортируется, то эти факторы очень сильно отразились на нас», - заявил он, не исключив возможность отражения этого обстоятельства на тарифах сотового оператора.

Между тем, азербайджанский сайт «Хаккин.аз» пишет, что в последние дни в стране наблюдается рост цен на продукты питания. Этому способствует как рост курса доллара, так и вступившее в силу решение кабинета министров по введению новых пошлин на ввозимые товары.

В частности, согласно публикации, мониторинг цен, проведенный на рынках и торговых сетях Баку, свидетельствует о том, что рост цен особо ощущается на мясе, курятине, яйцах, фруктах и овощах. Таким образом, можно говорить и о подорожании всей продуктовой корзины.

«Раньше у нас в семье на продукты уходило в месяц 100-200 манатов, а сейчас не хватает и 600 манатов. Жить стало очень сложно. Даже обычный коробок спичек уже стоит 5 копеек, чего уж говорить о мясе, макаронах и овощах», - пожаловался «Хаккин.аз» житель азербайджанской столицы Муса Ахмедов.

Подчеркивается, что цены растут так быстро, что продавцы не успевают менять ценники. При этом продавцы отмечают, что несмотря на то, что в основном подорожание заметно на импортных продуктах, растут цены и на местные продукты.

«Рекордсменами» по росту цен стали и товары бытовой химии. Отмечается, что с каждым днем растут цены на различные мыла, шампуни и стиральные порошки. Связано это опять же с нестабильным курсом доллара и отсутствием производства этой продукции внутри страны.

Вместе с тем, как отмечает радио «Свобода», в то время как азербайджанские чиновники разглагольствуют о поддержке фермера и развитии экспортного потенциала, сельским жителям Азербайджана приходится отдавать ее практически даром. К примеру, в сезон хурмы стоимость этого фрукта на рынках страны не меньше маната за килограмм, однако сельчане вынуждены продавать скупщикам за 15-20 гяпиков. Селянин получает лишь 10% от розничной выручки за свою продукцию.

«На вопрос, почему сезонные фрукты и овощи так дорого стоят, бакинские продавцы печально разводят руками и традиционно ссылаются на расценки единственного в стране оптового рынка, расположенного в поселке Локбатан Гарадагского района. Мол, купили дорого, а накладываем гроши. Это не удивительно, ведь встретить в столице фермера, продающего свою продукцию - в диковинку», - говорится в публикации.

Таким образом, согласно материалу, сельчане не имеют доступа к рынкам, а единственный столичный «оптовик» многие годы монополизирован. «Сегодня правительственные чиновники много говорят о льготном кредитовании фермера, забывая, что главной проблемой для производителя является реализация готовой продукции. Сельчане не будут брать кредиты, если нет возможности сбыта», - заявил в интервью радио «Свобода» эксперт по сельскому хозяйству Вахид Магеррамов.

По словам Магеррамова, фермерам нужны не заявления чиновников о приоритетах государства, а реальные шаги по освобождению доступа к рынкам, в том числе зарубежным.

Тем временем, согласно радио «Свобода», жители поселка Гейтепе Джалилабадского района не имеют возможности согреться. В частности, жительница поселка Ильхама Теймурова пожаловалась на то, что на улице, где она живет, уже многие годы как не подается «голубое топливо». Когда чаша терпения жителей иссякает, они отправляются в Газоэксплуатационный участок Джалилабадского района, но каждый раз, наслушавшись сладких обещаний, возвращаются назад.

Семье Теймуровой зимой приходится использовать то дрова, то ветки сухие от деревьев во дворе, то газовый баллон. Но в этом году дрова сильно подорожали. «Дров даже на 2 месяца не хватает. Есть такие семьи, которые не могут купить даже 1 метр дров. У людей нет возможности, а государство нам газа не дает», - сказала она.

Другой житель Гейтепе Аслан Дамиров также заявил, что у его семьи нет возможности ни дрова покупать, ни газовый баллон наполнять через день. «Газа нет, а когда используешь электрообогреватели, счетчик “летает”. Дрова подорожали. 2-3 года назад метр дров стоил 5-6 манатов, теперь стоит 12-13 манатов. В газовом баллоне газ быстро заканчивается. К тому же это опасно. Однажды газовый баллон взорвался, мой малолетний ребенок сгорел. Одно спасение – закутаться и сидеть», – отметил Дамиров.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image