В Одесском доме-музее им. Н.К. Рериха состоялась премьера литературно-музыкальной программы «Отец и сын (Артур Айдинян и Станислав Айдинян)»

9 ноября, 2016 - 11:45

В Одесском доме-музее им. Н.К. Рериха состоялась премьера литературно-музыкальной программы «Отец и сын (Артур Айдинян и Станислав Айдинян)»

Ностальгия по настоящему.

Я тоскую не по искусству,

задыхаюсь по настоящему.

Андрей Вознесенский

Первого октября в Одесском доме-музее им. Н.К. Рериха состоялась премьера литературно-музыкальной программы «Отец и сын (Артур Айдинян и Станислав Айдинян)», рассказывающая о семье творческих личностей, хорошо известных в Одессе и за её пределами, семье, которая внесла в развитие культурной жизни Одессы неоценимый вклад, и продолжает делать это и сегодня.

В минувшее воскресенье состоялся повтор программы в клубе «Моадон» (БФ Хесед «Шаарей Цион» ), которым руководит Анна Львовна Розен. Такое случается нередко: самые яркие, самые неординарные программы повторяются именно здесь, поскольку аудитория здешняя являет собой интеллигентную публику, среди которой много ценителей настоящего, подлинного.

Цикл авторских программ Вероники Коваль «Дневные звёзды» рассказывает именно о таком настоящем и подлинном, ускользающем ныне от нас, живущих в совершенно ином времени.

Не отсюда ли в нас эта ностальгия по настоящему?

Помните? Андрей Вознесенский говорил именно о такой ностальгии.

Я ищу не подобья — подлинника,

по нему грущу, настоящему.

Герои литературно-музыкальной композиции «Отец и сын» хорошо известны в Одессе, как уже было сказано, и являются истинными подлинниками.

Опять же, делаю поправку на ту часть Одессы, которая жила и продолжает жить насыщенной событиями жизнью, жизнью, в которой огромное место занимают музыка, живопись, поэзия, театр… Настоящее.

Артур Айдинян – выдающийся певец, с уникальным мягким, бархатным тембром голоса( тенор), с прекрасными внешними данными, был практически слеп.

Зрение он утратил во время войны. Это было во время оккупации Греции, а именно там – в Салониках – родился и жил тогда будущий певец и народный артист Армянской ССР. Он состоял в подпольной молодежной демократической организации Сопротивления. В гитаре, под которую пел песни, прятал… листовки.

Зрение Артур начал терять после того, как оказался в застенках жандармерии.

Он был сыном владельца мебельной мастерской в Салониках и хлопковых плантаций, но война отбросила семью за грань нищеты. Дядя мальчика оплачивал уроки бельканто у итальянского певца.

После войны семья переехала в Ереван, на историческую родину.

С Одессой эту уникальную семью связал…Владимир Петрович Филатов.

В Армению Артур приехал почти полностью слепым и в 1948 году Минздрав республики направил его в Одессу, в знаменитую филатовскую клинику.

На пути в Одессу, Артур Айдинян пел под гитару пассажирам парохода «Грузия». И пассажиры, и экипаж судна были восхищены его голосом и манерой исполнения. Он был представлен капитану, Элизбару Савановичу Гогитидзе, который был дружен с Филатовым.

Именно его усилиями, его недюжинным даром врачевателя, целителя, хирурга от Бога, Артуру Михайловичу было возвращено частичное зрение, после двух операций в клинике на Французском бульваре.

Они подружились.

Впоследствии, Артур Михайловича и Лилия Трофимовна и их сыновья каждое лето проводили в Одессе. В 1966 году семья купила дачу на Французском бульваре – в память о Владимире Петровиче Филатове.

Здесь, на этой даче, 2 сентября 1997 года Артур Михайлович скончался после второго инфаркта. Похоронен на Втором Христианском кладбище, на армянском участке…

Пишу эти строки в надежде на памятную доску, сквер, улицу, переулок, названный в память о легендарном человеке, жившем в нашем городе, любившем и прославлявшем его.

Артур Айдинян пел на сцене нашего Оперного театра, на сцене Филармонии и в Доме Учёных. Пел он и в зале Политехнического института, и в клинике Филатова – для пациентов, давал множество сольных концертов.

Можно бесконечно долго говорить об этих людях, на чью долю выпало множество испытаний, и о том, с какой стойкостью, с каким достоинством они их переносили, не утрачивая при этом человеческих качеств.

Я всегда с замиранием сердца прикасаюсь к той, казалось бы безвозвратно канувшей в Лету эпохе, и испытываю настоящую ностальгию.

Ностальгию по настоящему.

Вторая часть программы рассказывает о сыне.

Станислав Айдинян – известный искусствовед, литературовед, поэт и прозаик, в своё время – литературный секретарь Анастасии Цветаевой. Он – один из организаторов Южнорусского Союза Писателей, организованного в Одессе пятнадцать лет тому назад.

Он является составителем и редактором литературно-художественной антологии “Одесские страницы” ежегодно выходящей с 2003 г. в составе культурологического журнала «Меценат и мир».

Вот что пишет о нём Анастасия Ивановна Цветаева в своём «Ночном эссе», посвящённом Станиславу:

«В работе со Станиславом я все глубже погружаюсь не только в разносторонность его дарований и широту его познаний в литературе, но и в его высокий вкус, в творческий темперамент, в привычку мыслить, оценивать и выражать, какие даются человеку только талантом писательского масштаба.

 

Кстати, мастерство его – редакторское не случайно. Я не оговорилась в характеристике ибо он, Станислав – действительно писатель. Его интеллектуальная проза возвращает к тем эпохам и странам, когда из прошлого в будущее прорастали вневременные произведения, плоды мысли, воображения, принимавшие форму эссе, легенд, философский новелл.

Словно свежей струей, горным воздухом повеяло от страниц Станислава Айдиняна, – в эпоху, когда начинают опоминаться от застоялости принудительного реализм, все в искусстве упрощавшего столько десятков лет.

Это – крылатая проза, отлетающая от буден, улетающая в область чистой мысли, философской символики.»

Но вернёмся к программе, сценарий которой выстроен авторами так, что невозможно оторваться от экрана.

Вероника – удивительный рассказчик. Мне доводилось бывать на нескольких её авторских программах проекта «Дневные звёзды», и могу сказать, что я постоянно находилась в ожидании, в преддверии тайны. И она открывалась, поскольку герои и героини её программ – люди с непростыми судьбами, часто трагическими, но неизменно яркими и неповторимыми.

Пядь за пядью разматывается нить судьбы: перед заворожённым зрителем открываются семейные альбомы и архивы, звучат голоса, и возникает незримая, но вполне ощутимая связь между героями и зрителями, та самая тонкая ниточка, протянутая ведущими, позволяющая каждому, умеющему слышать, ощутить себя сопричастным той эпохе, тому времени, о котором идёт повествование.

Техническая оснащённость зала «Моадон» позволила всем присутствующим услышать в прекрасном качестве несколько аудиозаписей с песнями в исполнении Артура Айдиняна и увидеть кадры из фильма «Сердце поёт», снятому по мотивам его биографии в 1956-м году на студии «Арменфильм», режиссёр Георгий Мелик-Авакян по сценарию Маро Ерзинкяна, причём в главной роли снялся сам Артур Айдинян. Основная часть фильма снималась в Одессе. Этот фильм обошёл экраны 70 стран мира, принеся певцу широкую популярность и за рубежом.

Концерты Артура Айдиняна любил пианист Генрих Нейгауз, великий учитель великого Святослава Рихтера.

В исполнении Елены Кукловой прозвучало несколько стихотворений и прозаических миниатюр из недавно вышедшей книги Станислава Айдиняна «Механика небесных жерновов. Стихи двух веков», очень тонких, исполненных философского смысла и подтекста, образных, и в то же время очень простых, доступных для восприятия и слушателю неискушённому, и философу.

Мне показалось, что эта, повторная программа была насыщеннее, и чуть камернее, возможно поэтому чуть ближе к зрителям стали её герои – отец и сын, и ведущие, преодолели ту отстранённость, которая присуща таким программам.

Тем более, что Елена была хорошо знакома с Артуром Айдиняном и его супругой Лилией Трофимовной, и обе ведущие: Вероника и Елена хорошо знакомы со Станиславом.

Ещё один штрих – спонтанный – выступление одного из зрителей, участника многих программ в «Моадоне», обладателя чудного баритона Иосифа Жеребкера, его воспоминания о впечатлении от голоса великого Артура Айдиняна, и том, как Станислав, будучи в Одессе, подарил ему диск с записями оперных арий и песен, внёс свою лепту в программу, сделав её еще интереснее.

В заключение позволю себе свой «маленький штрих»:

Мне посчастливилось быть знакомой со Станиславом, служить в журнале, главным редактором которого он является – наш удивительный и долгожданный «ЮС», о котором мы так мечтали – наше «Южное Сияние».В моей библиотеке есть книга «Скалы», любезно подаренная мне Станиславом на одном из моих творческих вечеров.

Теперь к ней прибавилась «Механика небесных жерновов», куда вошёл и так любимый мной цикл «Химерион» с гравюрами Г.Ф.Цомакиона.

В самом конце своего небольшого ревью мне осталось только поблагодарить авторов, героев, и всех участников этой программы от своего имени и от имени всех зрителей в зале, который был полон. Что само по себе неудивительно. Всех нас одолевает ностальгия по настоящему. И такие программы – лучшее средство для её преодоления.

В программе приняли участие:

Вероника Коваль – журналист, член НСЖУ, прозаик, кандидат филологических наук, член Южнорусского Союза Писателей, автор и ведущая программы.

Елена Куклова – актриса Одесской филармонии, лауреат международных и муниципальных литературных премий К.Паустовского, Ив. Рядченко, Б.Ахмадулиной, автор и ведущая программы.

Звукорежиссёр – Зорик Харлампиди

Прозвучали: песни и оперные арии в исполнении Артура Айдиняна в записи из семейного архива, предоставленные Станиславом Айдиняном.

Проза и стихи Станислава Айдиняна в исполнении Елены Кукловой.

Воспоминания А. И. Цветаевой из архива Станислава Айдиняна в исполнении Елены Кукловой.

Людмила ШАРГА / фотографии с персонального сайта Станислава Айдиняна

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image