ПОЭТЫ МИНУВШИХ ВРЕМЕН

9 ноября, 2016 - 19:09

Просматривая наследие известного средневекового  поэта ХIII века Хачатура Кечареци, невольно задумываешься о том, что спустя много веков нас волнуют те же проблемы и насущные вопросы, которые имели огромное значение для наших далеких предков.

Родился Хачатур Кечареци  в 1260 году. Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он был  одним из 365 выпускников Гладзорского университета. Был настоятелем Кечарийского монастыря. Снискал славу "покорного златописца". Под  рукописным документом 1295 г. сохранилась его собственноручная подпись. Его имя упоминается в рукописях 1299, 1314-1315 годов.

БУДУЧИ ВИДНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АРМЯНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ элиты своего времени, Хачатур Кечареци, как и его единомышленники – крупнейший поэт ХIII в. Фрик, духовный предводитель Сюникской области Степанос Орбелян, историк Киракос Гандзакеци и др. - с глубоким отвращением относился к чужеземным поработителям, беспощадно грабившим армянский  народ. Этот период источники называют "горестным временем татаров". Согласно Вардану Вардапету, "чужеликие и иноязычные" монгольские отряды появились на Кавказе в 1220-1221 гг. Грузинский царь Георгий Лаша и атабек Иванэ спешно организовали оборону, но на поле сражения их постигла неудача. С награбленной добычей и богатыми трофеями монголы вернулись в Каракорум, доложив великому хану  о зеленых пастбищах, прекрасных долинах, о богатстве увиденных стран.

В 1236 году 30-тысячная монгольская армия под командованием Чармагана вторглась на Кавказ. Армяно-грузинские объединенные войска храбро сражались против многочисленных монгольских боевых отрядов, но им не удалось разгромить жестокого, алчного и кровожадного врага. В сложившейся ситуации влиятельные князья, некогда могучие Закаряны, Прошяны, Орбеляны и другие княжеские фамилии  были вынуждены покориться и признать верховную власть великого хана. По заключенному договору, впредь они были обязаны  со своими отрядами  участвовать в походах монгольских войск.

Невзирая на верную службу армянских и грузинских князей, коварные монголы преднамеренно создавали препятствия союзу их княжеств, ослабляя подвластные страны, что вызывало протест образованной части армянского общества. Фрик открыто писал:

Теперь труднее стали дела,

Когда татарин стал царем,

Лишил он весь мир всего,

Главарями назначив воров.

Киракос Гандзакеци, видя произвол военачальников и сборщиков податей ильханства, со скорбью писал: "Страна опустошалась от своих жителей… разгуливали по ней сыны инородные… и ничего не осталось, что бы не отобрали; стремительно кружились повсюду, как дикие козы, угнетали, разрывали, как волки… и не скучали при сборе добычи".

В СТИХОТВОРЕНИИ  "О РАЗОРЕНИИ КРАЯ ВОСТОЧНОГО" ХАЧАТУР КЕЧАРЕЦИ описал яркую  и страшную картину уничтожения княжеских домов и местного самоуправления, рассказал о разрушениях и беззакониях со стороны монгольских завоевателей, о "глумленном и бранном" положении трудового народа, его нищете и лишенной надежд безотрадной жизни:

Мы были пленены агарянами,

Оказались в руках беззаконных

И страдали от войск кровожадных…

Хачатур Кечареци сокрушается об  участи армянских князей, погибших вдали от родины в сражениях во славу монгольских ханов. Один из них – герой "Дамасской битвы" Садун Атабек.

Садун – любимец хана Абаги,

Хваленый во всех торжествах,

Открой глаза, как в Дамаске,

Смотри на области свои расшатанные,

Церкви – в большой опасности,

Священников – в тартаре.

Махканаберджский князь Садун Атабек был атабеком  и амирспасаларом, одним из активных политических деятелей  Армении и Грузии в период монгольского завоевания. Он был человек сильный и храбрый в бою, и Хулагу почитал его наряду с первыми своими богатырями. Он был владетелем Ахпата. Во времена его правления  своего высшего расцвета достиг знаменитый  духовный и культурный центр  Армении - Дехцутский монастырь.

Но, конечно, ближе всех Хачатуру Кечареци по духу, преданности Родине те из князей, кто до конца боролся с монголами против их ига и присутствия в Армении. Это "несравненный" и храбрый  полководец  Хутлубуга, который в союзе с грузинским царем "атласоликим Деметре" восстал против монголов и погиб, надев "кровавую одежду". Сердца их "вырваны", но дело их живет.

С особым чувством гордости и сострадания Хачатур Кечареци рассказывает о хаченском князе Хасане Джалале и его сыновьях, мученически погибших за свободу. Хасан Джалал был сыном благочестивой Хоришах, сестры амирспасалара Закарэ и атабека Иванэ. Он отличался исключительной набожностью и постоянно творил благие дела. Именно он в 1216-1238 годах  повелел построить Гандзасар -  "небоподобный храм славы Божией", где среди  христианских святынь покоится и Голова Иоанна Крестителя, кровь его отца Захарии и много других священных реликвий.

Когда в Армению прибыли новые ненасытные и кровожадные сборщики податей Аргун и Буга, они схватили Гасана Джалала,  видного полководца, принимавшего участие в антимонгольских  выступлениях 1259 года, пытали его, разграбили его имения, разрушили его  крепости – Хоханаберд, Дэд, Тциранакар, сравняли замки  с землей так, что и  следа не осталось, "будто вовсе и не было там никогда построек". Аргун не успокоился, даже отняв все у Гасан Джалала пока жесточайшим образом не умертвил его в 1261 году. Сын Гасана Джалала Атабек с большими предосторожностями и за большие деньги собрал останки своего достойнейшего отца и похоронил в Гандзасарском монастыре, в гробнице предков.

         ПОЭТ ВОЗДАЕТ ДОЛЖНОЕ АРМЯНСКИМ КНЯЖЕСКИМ РОДАМ, ПОСЛУЖИВШИМ ВО СЛАВУ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ:

Господин Прош – краса конницы,

Кто врата железные разрушил,

Был он десницей Нового Сиона,

Крепкой основой истинной веры армян.

Князь Прош (1223-1284 ), по имени которого весь род стал называться  Прошян, был сыном князя  Васака Хахбакяна. Он был одним из полководцев Хулагу, отличившимся выдающимися военными подвигами. Вместе с  тем он выкупал церкви, восстанавливал их и строил новые. Воспел автор и двух известных военачальников из рода Орбелянов:

Тарсаич  - из рода славного – Брат великого Смбата,  который своими дипломатическими способностями и другими достоинствами снискал расположение Мангу хана, отправившись в Каракорум и удостоился почестей при его дворе, обеспечив Сюнику независимое существование. При покровительстве и материальной поддержке Смбата Орбеляна были построены и восстановлены  многие церкви и монастыри, в частности, Татевский и Нораванкский кафедральные соборы. В 1265 году Смбат Орбелян отправился в Арцах. Посетив монастырь Дадиванк, он сделал щедрые пожертвования местной братии, о чем свидетельствует  дарственная надпись на северо-восточной стене  кафедральной церкви монастыря Дадиванк. За 20 лет  правления Смбат не смог осуществить только одну свою мечту – восстановить Армянское государство.

Его младший брат - Тарсаич,  знаменитый полководец, участвовал во многих сражениях и выиграл девять битв, за что был награжден высшим монгольским знаком отличия – "золотой балыш".

Поэт с любовью говорит о своем единомышленнике, духовном предводителе Сюника Степаносе Орбеляне, авторе “Истории области Сисакан", написанной в стенах его академии в Нораванке. Он же явился автором знаменитого “Плача”, в котором призывает армян, в разное время покинувших Родину и  растекшихся по миру, вернуться, чтобы   оберегать  и заботиться о ней, как это подобает в отношении родной матери.

Хачатур Кечареци молит Богородицу за Степаноса – цветка креста, Просветителя армянской нации… Он просит Господа "спасти от агарян трон и престол армян…"

Сам Хачатур Кечареци был настоятелем Кечарийского монастыря, заложенного выдающимся  ученым, философом-мыслителем, поэтом Григором Магистросом Пахлавуни. Здесь находилась и основанная им философская школа. Тут же, рядом с главным храмом – церковью Григория Лусаворича,   находится и  часовня-усыпальница Григория Магистроса. Монастырь, размещенный у самого края Памбакского хребта, пленяет своей органичностью и, кажется, хранит живое дыхание выдающегося ученого, все помыслы которого были направлены на спасение и сохранение целостности Армении и ее государственности. Здесь, в этой особой атмосфере, и работал "скромный златописец" Хачатур Кечареци.

ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХАЧАТУРА КЕЧАРЕЦИ, ДОШЕДШЕЕ ДО НАС, свидетельствует о том, что он много размышлял о цели и смысле своего пребывания в этом мире.  Его волновали мысли о греховности человеческой природы, противоречащей Великому Замыслу Творца.

   Был родником с водой сладчайшей –

   Грехом я сам себя мутил.

   Блистал я, был звездой ярчайшей...

   Найти путь спасения от греха и служить Господу – идеал Хачатура Кечареци. Живя в трудах в монастыре, он не отдалялся от мира и не переставал заботиться  о тех, кто в это скорбное и тяжелое время продолжал, каждый, как мог, способствовать выживанию народа и Армянской земли. Поэзия Хачатура Кечареци полна духовности и большой силы воздействия.

Природа дышала красотой, пленяли своим совершенством творения рук армянского народа, а  сотворенный Господом мир пробуждал самые высокие помыслы в душе поэта.

Предположительная дата  смерти  Хачатура Кечареци – 1330-1331 гг. В некотором отдалении  от  Кечарийского монастыря в 1220 году  была возведена церковь Воскресения, где захоронены несколько настоятелей монастыря Кечарис. Возможно, именно в этой церкви и нашел вечный покой Хачатур Кечареци.   Эпитафией могли бы послужить его же стихи:

   О Хачатур, дремать позорно,

   Твой час последний предрешен.

   Жизнь – это снег на склоне горном,

   Грядет весна – растает он.

Мэри ЧОЛАКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image