Станет ли Армения финансовым центром для ЕАЭС?

2 декабря, 2016 - 17:31

Присоединившаяся год назад к Евразийскому экономическому союзу Армения пока не ощутила реальных преимуществ от этого выбора. Тем не менее эксперты уверены, что экономический кризис даёт этой стране совершенно новые и во многом неожиданные возможности - например, стать финансовым центром кредитования для всего евразийского пространства.

Армения сделала свой исторический выбор в прошлом году. Хотя ещё несколько лет назад подобного исхода ничто не предвещало. Выступавший на круглом столе в Российском институте стратегических исследований советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев напомнил, что в своё время российское предложение о присоединении к ЕАЭС в Армении встретили довольно прохладно. «Тогда у Армении была другая картина мира - все готовились к ассоциации с Европейским союзом и рассматривали наше предложение как мало приемлемое», - рассказал Сергей Глазьев. Но наши эксперты посоветовали армянским коллегам внимательно прочитать договор об ассоциации с ЕС. Выяснились удивительные вещи - в частности, из документа следовало, что Армения должна будет соблюдать директиву ЕС по морскому промыслу - рыбной ловле в морях и океанах. С учётом очевидного факта отсутствия у Армении выхода к морю подобная директива выглядела более чем абсурдно. Евробюрократы даже не удосужились подогнать шаблонный договор под особенности конкретной страны.

Также Сергей Глазьев подчеркнул, что в Евразийском экономическом союзе Армения - равноправный партнёр и в настоящее время возглавляет Евразийскую экономическую комиссию. В случае ассоциации с ЕС о подобном равенстве и речи бы не шло, что вполне наглядно подтверждает пример таких стран, как Украина, Грузия, Молдавия, не только не получивших преимущества от евроинтеграции, но и во многом нанёсших таким договором ущерб собственной экономики из-за разрыва связей с Россией.

Но тем не менее спустя год после вступления Армении в ЕАЭС говорить о реальных успехах пока не приходится. Сергей Глазьев отметил разве что возросший товарооборот между нашими странами. А председатель попечительского совета Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Варткез Арцруни был еще более резок в оценках. По его мнению, страна не почувствовала никакого улучшения от евразийской интеграции, и ситуация в Армении «просто ужасная»: заводы стоят, а большинство трудоспособного населения просто-напросто покидает страну, уезжая в том числе и в Россию.

Общественный деятель, видимо, выразил позицию значительной части населения, ожидавшей немедленного улучшения экономической ситуации в стране, где большинство живёт на грани бедности. Именно разочарование от отсутствия видимых признаков изменения жизни к лучшему и вызвало падение уровня поддержки ЕАЭС на 15% у населения Армении. Приведя эти цифры, заместитель директора РИСИ Тамара Гузенкова в свою очередь обратила внимание на преобладающий в подходе армянской стороны «синдром жертвы» и «оттенок иждивенчества». Действительно, странно упрекать Россию в том, что народ уезжает из страны, если люди в условиях открытости границ предпочитают искать места, где легче жить, а не поднимать полуразрушенную экономику собственной страны.

К тому же, в подходе у евразийской интеграции существует явный дисбаланс между позицией руководства страны и тем, как это освещается в местных СМИ. По словам Тамары Гузенковой, армянское информационное пространство находится под глобальным влиянием западного контента, работающего против ЕАЭС. Получается, что в то время, как руководство Армении активно работает в структурах ЕАЭС, видя в этом перспективу для развития страны, в информационном пространстве картина прямо противоположная. И без объяснения населению, что ждать мгновенных результатов по меньшей мере наивно, настроения в обществе будут только ухудшаться.

Также замдиректора РИСИ отметила и ухудшение ситуации с русским языком в Армении, теряющим свои позиции по сравнению с английским. На её взгляд, для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо в первую очередь создавать совместные образовательные продукты, что позволит готовить новое поколение прагматичных менеджеров и экспертов, способных ускорить процесс евразийской интеграции.

Что касается заводов, которые не работают, то, может, это и к лучшему в новых экономических условиях. Тот же Сергей Глазьев отметил, что конкурентные преимущества Армении лежат вовсе не в создании некой материальной продукции, а скорее, виртуальной. Например, Армения опережает все страны СНГ по темпам роста в it-технологиях - в этом году рост в этой сфере составит 22%. По словам Глазьева, особенно важно, что под этот сектор создана и финансовая инфраструктура - венчурные компании, которые поддерживают эти стартапы и помогают армянским учёным и инженерам достойно выступать на мировом рынке. «Это очевидное конкурентное преимущество - квалифицированные кадры, поскольку информационные технологии - очень интеллектуальная, сложная и хорошо оплачиваемая работа», - подчеркнул Сергей Глазьев. И напомнил, что Индия вышла на первое место в мире по экономическому росту - в том числе за счёт информатизации своей экономики.

Именно создание финансовой инфраструктуры может стать базой для другого конкурентного преимущества Армении. Как рассказал советник президента, в Армении недавно прошла конференция, где одним из основных вопросов рассматривалось значение Армении как центра финансового транзита для евразийского экономического союза.

По словам Сергея Глазьева, сегодня российские корпорации идут за кредитами на восток. Причина - финансовое эмбарго Запада и собственная политика российского Центробанка, предпочитающего не вкладывать деньги в экономику. Почему бы тогда в этот процесс не включиться и Армении, предложил Глазьев. «Во-первых, в отношении неё нет финансового эмбарго. Во-вторых, у Армении колоссальные международные связи, которые позволяют привлекать капитал. В-третьих, в Армении квалифицированные кадры, которые хорошо разбираются в финансах, в it-технологиях и вполне способны создать реальный финансовый центр, который бы обеспечивал приток дешёвых кредитов для всего Евразийского экономического союза», - обосновал свою позицию эксперт. По его словам, для ЕАЭС было бы очень важно иметь свой центр долгосрочных кредитов для высокотехнологичных отраслей.

В конце года на Высшем Евразийском экономическом совете будет обсуждаться концепция единого финансового рынка. Сергей Глазьев уверен, что в этом финансовом рынке у Армении есть очевидное конкурентное преимущество: «Армения могла бы стать не только мостом с мировыми финансовыми организациями, но и собственным генератором долгосрочного кредита. Мы вполне можем получить аналог Сингапура для Евразийского экономического союза». Несколько неожиданный попорот темы евразийской интеграции для Армении. Что, впрочем, лишний раз подтверждает известный факт: кризис - это не только потери и проблемы, но и новые возможности.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image