Никита Исаев: Россия ведет очень слабую политику в отношении стран постсоветского пространства

8 декабря, 2016 - 20:41

Россия приняла новую концепцию внешней политики. Чем она отличается от предыдущего аналогичного документа, какие отношения будет выстраивать Москва со странами постсоветского пространства, каковы перспективы урегулирования карабахского конфликта. На эти и другие вопросы в интервью агентству "Новости-Армения" ответил директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

"Новости-Армения" - Никита Олегович, чем, на ваш взгляд, новая концепция внешней политики России отличается от предыдущего документа 2013 года?

Н.Исаев - Любая концепция внешней политики носит установочный, рамочный характер и всегда идет по принципу «за все хорошее, против всего плохого». Она никогда не назовет врагов, более того, она всегда скажет, что необходимо со всеми дружить. Об этом говорил и президент Путин в своем послании Федеральному Собранию аккурат в тот день, когда была озвучена принятая концепция внешней политики России.

Более того, я напомню, что президент обозначил в своем послании необходимость дружить и с Западом и с Востоком, назвал и США, и Китай, и Индию, и страны постсоветского пространства. Сказал, что нам необходимо дружить и нам необходимо говорить о поражении однополярного мира, который строили англосаксы, и появлении многополярного мира, на чем, в том числе в основном, выстроена наша внешнеполитическая доктрина.

С точки зрения преемственности, доктрина подтвердила наш внешнеполитический приоритет – постсоветское пространство. Более того, в этот раз это звучит гораздо жестче с той точки зрения, что у нас есть шанс в рамках договоренности с новой американской администрацией Трампа на не просто восстановление отношений, а на разумный диалог в рамках реализации наших российских интересов на территории постсоветского пространства.

Нам крайне важно, чтобы Запад, в первую очередь США, прекратили дестабилизацию дружественных нам исторически стран по нашему периметру. То, что происходило, начиная с момента развала СССР и даже еще до этого, и явилось, в том числе катализатором для развала. Напомню события в Тбилиси, в Прибалтике и так далее…

"Новости-Армения" - Ожидаете ли вы активизации работ по сохранению русского языка и российского культурного и гуманитарного присутствия в постсоветских странах? Будут ли учтены ошибки и неэффективная работа прошлых лет, которые привели к вытеснению России из культурного пространства ближнего зарубежья?

Н. Исаев - Действительно, все, что мы слышим по этому поводу – это декларации. И относительно русского языка, и Русского мира в целом. Такого достаточно не до конца понятного термина, но очень активно применяемого не только в националистической форме, но и в целом.

Я считаю, что Россия вела и продолжает вести очень слабую политику в отношении стран постсоветского пространства, существенно уступая и в методах работы, и в объеме финансирования, и в качестве управления процессами по интеграции постсоветского пространства.

Мы видим фактически потерянные нами для политических отношений России такие страны, как Грузия, Украина, отчасти Молдова. Я уже не говорю о странах Балтии. И те выборы, которые состоялись в Молдове и в Грузии, – не факт, что изменят риторику, поскольку уж слишком сильно эти страны за это время стали завязаны на Запад. Но мы видим ослабление российских позиций и в стане наших основных союзников. В первую очередь, - это Армения и Беларусь.

Мы видим слабые позиции, несмотря на интеграцию в проект Евразийского экономического союза стран ШОС, государств Средней Азии. Мы видим уменьшение экономических отношений, ослабление торгового оборота с этими странами. Во многом это, конечно, связано с теми ошибочными методами, которые мы ведем.

Я считаю, что формат Россотрудничества, который ответственен за работу с нашими соотечественниками, вообще за продвижение русской культуры, русского языка, интеграционных процессов, должен быть категорически изменен. Во-первых, оно должно быть подведомственно не Министерству иностранных дел, где к нему, фактически, относятся по остаточному принципу, а быть замкнуто непосредственно на президенте Российской Федерации, который должен управлять этими интеграционным процессами. Я очень надеюсь, что в ближайшее время эти изменения в структуре управления работы с постсоветским пространством состоятся.

"Новости-Армения" – Вы уже частично ответили на этот вопрос, но все же, будет ли СНГ оставаться приоритетом российской внешней политики? Каковы перспективы трансформации Содружества независимых государства в ЕАЭС?

Н. Исаев - Да, я считаю, что приоритетом внешней политики России должны оставаться страны СНГ, и в целом постсоветское пространство. Более того, я считаю, что формат СНГ себя изжил, об этом открыто говорят лидеры стран Содружества, в частности, президент Беларуси Александр Лукашенко. Я здесь с ним солидарен. СНГ было создано в качестве очень быстро сотканного на коленке образования после развала СССР, вернее, в те же дни, и, естественно, было создано для того, чтобы постараться удержать это пространство.

Но оно не могло тогда быть сформатировано в качестве серьезного политического и экономического союза. Сейчас, по прошествии 25 лет, мы понимаем, что СНГ не решает практически ничего. Это крайне важно для совместных усилий по восстановлению некой геополитической картины на постсоветском пространстве.

В этом заинтересованы все республики, входившие в состав Советского Союза, безусловно, потому что за 25 лет многие из них понимают, что европейский и американский мир для них во многом является менее приоритетным, чем российский выбор.

"Новости-Армения" - Почему в концепции упоминаются всего несколько стран СНГ, в частности, Украина, Молдова, Грузия? Означает ли это, что Москва придает урегулированию конфликтов с этими республиками особое значение?

Н. Исаев - Не совсем так. Они называются в качестве проблемных точек постсоветского пространства, и это очень правильно. Я уже обозначил, что это проблемные точки, с которыми сейчас надо работать в первую очередь.

Это не значит, что мы должны оставить работу в других направлениях. Но это для нас уже проблема, поскольку режимы в этих государствах до недавнего времени были откровенно антироссийскими, а в настоящий момент пока не определившимися, до, скорее всего, вступления в полномочия нового президента США.

Такие риски мы не должны оставлять, мы должны работать с этими странами максимально эффективно, и возвращать их в зону интересов РФ.

"Новости-Армения" – Стоит ли ожидать активизации российского посредничества в карабахском конфликте?

Н. Исаев - Карабахский конфликт – достаточно тонкая тема для России. Понятно, что она имеет меньшее значение для России, нежели для Армении, Азербайджана и для НКР, в частности. Но, как мы помним, карабахский конфликт явился во многом отправной точкой развала Советского Союза. Поэтому, мы должны об этом обстоятельстве помнить и понимать это как свою политическую проблему.

Но при этом мы должны понимать, что крайне важно формировать геополитический и экономический союз на территории стран Южного Кавказа, Ближнего Востока, Средней Азии, полуострова Индостан (в первую очередь – Индия) для формирования третьей мировой силы в противовес США и Китаю, развивающихся темпами, которые приведут каждого из них в течение десяти лет к трети мировой экономики.

И тогда и Россия, и постсоветское пространство катастрофически утеряют свои возможности. Нагорный Карабах является разделяющим в этом отношении звеном между странами русского выбора, то есть Арменией, Россией, отчасти Ираном, Сирией и с другой стороны – Турцией и Азербайджаном, которые играют важную роль в этом регионе. Поэтому здесь работа должна идти исключительно скальпелем, в попытке найти принципиальный компромисс.

При этом, мое личное мнение, и я уже это высказывал – Россия в карабахском конфликте должна и настаивать на признании Нагорно-Карабахской Республики со стороны Армении, и делать это самостоятельно, поскольку рассиживаться на нескольких стульях будет невозможно.

"Новости-Армения" – Насколько вероятно урегулирование этой проблемы в обозримой перспективе? Какой будет политика России в Закавказье с учетом турецкого и иранского факторов?

Н. Исаев – Я считаю, что сейчас есть уникальная возможность и урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и, в целом, создания геополитического союза в связи с возможностями договориться с администрацией Дональда Трампа по отстаиванию интересов России и пророссийских сил на территории постсоветского пространства.

Скорее всего, будет размен, но этот размен будет идти по линии азиатского, азиатско-тихоокеанского региона, юго-восточной Азии, а если быть еще более точным, размен на сдерживание Китая в интересах западного мира.

И тогда у нас появится возможность совместно с США урегулировать это. Потому что во многом невозможность урегулировать нагорно-карабахский конфликт была связана с жесткой позицией США, направленной на дестабилизацию ситуации в регионе.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image