Как маглев до Еревана не «доехал». Армения могла стать первой в СССР республикой с магнитным монорельсом

19 февраля, 2017 - 18:19

Экспонаты бывают разные, и не всегда их устанавливают в музеях. Неподалеку от подмосковного Раменского вот уже четверть века под целлофаном и густым слоем пыли стоит «гость из будущего» — фантастический вагон поезда, которому предназначалось преобразовать транспортную систему СССР. Вагон стоит в том самом цехе, где его и построили, и который уже сам стал своеобразным музеем, правда, никем не посещаемым.

Экспонат этот по праву мог бы стоять и в нашем музее, ведь изготовили этот вагон специально для Армении, где он должен был «летать» по скоростной трассе, связывающей Ереван с Абовяном. Сегодня об этом мало кто помнит или знает, но в конце 80-х эта ударная стройка с последующим пуском первого советского магнитоплана была одной из самых обсуждаемых тем.

А все началось с того, что в 1979 году в уже упомянутом Раменском прошел успешное испытание первый советский магнитоплан. И что было особенно важно, это совпало по времени с германским. Удачный опыт решили закрепить, но прежде чем придать ему широкий размах, следовало внедрить его в одной из братских республик. Выбор пал на Армению, где в то время обдумывали собственный амбициозный проект, полагаясь на щедрые вливания Центра. Так удачно совпали два проекта – союзный и местный, и на свет появилась государственная программа по созданию в Армении опытно-пассажирской системы протяженностью 3,2 км. В реализацию программы было вовлечено 40 организаций и 10 ведомств, общий объем финансирования составлял 16,3 миллиона рублей.

По словам Гургена Мушегяна – в те годы главного архитектора Еревана, в рамках Госпрограммы могли быть решены очень важные для республики, и прежде всего для ее столицы, стратегические задачи. С начала 80-х годов население Еревана росло опережающими темпами, преимущественно за счет роста рождаемости. Но был и другой фактор мощного прироста столичного населения – активная миграция сельчан в город. По расчетам, заложенным в Генплан столицы, миллионной отметки численность населения Еревана должна была достичь лишь к 2002 году, но этот рубеж, причем с солидным опережением, был взят уже в 1985 году. Сам по себе этот факт, конечно, радовал, но при этом он создавал множество проблем — жилищных, транспортных, здравоохранительных, образовательных и других. Возникла неотложная проблема – как в условиях массового «гонения на Ереван» разгрузить столицу? Так родилась идея создания городков-спутников, соединенных со столицей надежным и быстрым транспортом, позволяющим, не сменяя адреса, пользоваться всеми преимуществами столичной жизни.

В эту концепцию превосходно «вписался» проект строительства первой скоростной монорельсовой дороги в Армении. Магнитоплан или маглев (от англ. magnetic levitation – «магнитная левитация») обладал множеством преимуществ – был быстрым (его расчетная скорость в условиях Армении достигала 240 км в час), бесшумным, экологически чистым и дешевым – затраты были в 3-5 раз ниже чем метро.

После долгих обсуждений на всех уровнях решено было пустить первый поезд по маршруту Ереван-Абовян, который считался индустриальным спутником столицы и находился от нее на расстоянии 16 км. Здесь было сосредоточено большое количество промышленных и научных производств, в основном союзного подчинения. Работники многих из них были жителями столицы. Кроме того, в Абовяне было много молодежи, которая обучалась в столичных вузах, совершая каждодневные «пробежки» в оба конца. Магнитоплан же мог доставить пассажиров из Абовяна в столицу всего за минуту.

«После того, как скоростной поезд свяжет Ереван с Абовяном, планировалось перевести туда большинство из 13 вузов, сосредоточенных в столице. Так возникла идея строительства «большого кампуса» – комфортабельного студенческого городка со своими общежитиями, спортплощадками, зоной отдыха, кинотеатром, кафе и столовыми», – вспоминает Феликс Пирумян – советник президента Армении, в те годы управляющий трестом «Армтрансстрой».

Строительство дороги началось в 1986 году и должно было завершиться в 1991-ом. В перспективе планировали протянуть трассу до Севана, связав столицу скоростным транспортом с озерным побережьем. Были укомплектованы специализированные бригады строителей. Здесь требовался особый подход, ведь практического опыта подобной работы не было ни у кого. Предстояло возводить эстакады, по которым должен был «парить» скоростной поезд. В Ереван начали поступать сборные конструкции, на въезде в Абовян рабочие забивали сваи, ставили опоры. Был сконструирован и вагон, который должны были отправить в Армению. Но грянул 1988 год, и пережившей трагическую катастрофу Армении было уже не до магнитоплана».

Да, землетрясение перечеркнуло все планы. А потом в Армении, как и на всем постсоветском пространстве, грянули глобальные перемены, а вагон скоростного поезда, с помощью которого СССР в далеком 1979 году «забил баки» Европе, ныне пылится в заброшенном цехе в Подмосковье, хотя имеет такие же основания стать экспонатом в одном из ереванских музеев. Ведь именно наша столица первой в стране сказала ему: «Добро пожаловать!»

Лиана Петросян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image