ЛЮДИ КАК ДВЕ КАПЛИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА

11 марта, 2017 - 17:49

"Подсознательно я всегда чувствовал, что я не турок, но не мог предположить, что я армянин. Когда выяснилось абсолютно достоверно, что у меня армянские корни, что я армянин, с этого дня моя жизнь навсегда изменилась", - говорит Е.Б.Аматуни. Его история - это история человека, чья национальная идентичность оказалась погребена, размыта, уничтожена кровавой волной Геноцида армян в Османской империи.

СКОЛЬКО ТАКИХ ИСТОРИЙ МОГУТ РАССКАЗАТЬ ПОТОМКИ АРМЯН, переживших Геноцид, живущих нынче в Турции, но не знающих, не догадывающихся о том, что ветви их генеалогического древа держатся за счет армянских корней? Каждая из этих историй трагична хотя бы потому, что это всегда трагедия - не знать, кто ты есть на самом деле, кто твои предки, не знать, не ведать своего прошлого и своей истинной национальной принадлежности. Аматуни повезло, будучи исследователем в Главном управлении государственных архивов Турецкой Республики, он начал изучать архивные документы и добрался до таких материалов, после которых не оставалось сомнений в том, что он армянин...

- Мой прадед бежал из Амшена в Сакарью в конце 90-х годов XIX века. Там он обосновался и там же женился на моей прабабушке, причем ее семейная история практически повторяет историю моего прадеда. Ее отец был вынужден бежать из Орду в Сакарью, там он женился на одинокой девушке - армянской сироте, лишенной отца и матери. Дочь, родившаяся от этого брака, впоследствии вышла замуж за моего прадеда. Такова вкратце история моей семьи, и это обычная история семьи, вынужденной спасаться от кровавой резни. Мои предки никогда ее не рассказывали, так же как и многие другие потомки армян, сегодня живущие в Турции, являющиеся мусульманами, понятия не имеют о своих армянских корнях.

Когда я впервые в 2012 году обнаружил правду о своих корнях, то несколько месяцев пребывал в полной растерянности. Моя жизнь изменилась, я еще больше углубился в исследования об истории моей семьи, работал в архивах, побывал в Амшене и в Армении. Мое видение мира и людей изменилось. Знаете, когда я приехал в Армению, было интересным внутреннее ощущение, что никто не видит во мне туриста, я был своим, я видел на улице людей, которые как две капли воды были похожи на моих родственников... Это было непередаваемое ощущение, словно ты вернулся домой после долгой отлучки.

- Трудно ли быть армянином-мусульманином в Турции?

- НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ НЕ ТАК ТРУДНО, КАК Я ОЖИДАЛ. Я не сталкивался с какими-то особыми трудностями, если не считать негативного восприятия со стороны ультранационалистических маргинальных группировок в Турции. Вообще надо отметить, что армяне-мусульмане, исламизированные армяне, "конвертированные" армяне - это разные понятия, разные концепции. Я продолжаю оставаться мусульманином-армянином, я вырос в мусульманской среде, равно как и мои отец и дед. О наших армянских корнях мы не знали более 100 лет. Я бы не сказал, что их наличие, если вы об этом говорите, сразу ведет к какой-то дискриминации. В маленьких городах, деревнях на востоке это может иметь место, но в больших городах, особенно на западе Турции, ваши армянские корни не особая проблема для мусульманского окружения. При этом я считаю: как можно больше людей, которые сегодня не знают о своей национальной идентичности, принадлежности к армянской нации, должны иметь возможность узнавать об этом, говорить открыто, должны общаться друг с другом, вместе преодолевать возможные барьеры.    

- Я знаю, вы многое делаете для того, чтобы объединить армян-мусульман из разных стран. Вы работаете над проектом, призванным рассказать армянам-мусульманам Турции, Сирии, Иордании и других стран об их армянских корнях, а также навести мосты между этими людьми и Арменией. Для этой цели действует сообщество Muslim Armenians на английском и Մահմեդական Հայեր на армянском в Фейсбуке. Почему это важно и каковы результаты ваших трудов? 

- Я начал работать в этом направлении с 2012 года, встречался со многими мусульманами, имевшими армянские корни. У всех из них разные истории - чьи-то предки в 1915 году были исламизированы, некоторые выросли в мусульманских семьях, подобно мне, и т.д. Мне действительно удалось наладить связь со многими армянами-мусульманами, живущими ныне в Турции, Сирии, Иордании, России, Канаде, Франции. Наша цель - укрепить наше сообщество, повысить самосознание и осознание своей идентичности, говорить, что мы - армяне, перестать прятаться и скрывать этот факт. Мы хотим, чтобы все те, кто сегодня в Турции знает о своих армянских корнях, набрались смелости и заявили об этом. Для многих не так-то легко  стать, скажем так, видимыми. Есть страх, что, заявив о своих армянских корнях, вы станете "неверным" в глазах общественного мнения и мишенью для ненависти со стороны радикальных националистических турецких группировок. Однако я уверен в том, что, если не опускать рук и работать в этом направлении, многое может измениться. Уже меняется. Мы можем общаться и уважать друг друга. Да, многие армяне, являющиеся мусульманами и живущие в Турции, еще далеки от признания своей национальной идентичности, иные даже отрицают ее, иные знают, но предпочитают скрывать. Однако в то же время неуклонно растет число тех, кто открыто говорит: мы - армяне. Это не может не радовать.  

- Где больше всего армян-мусульман?

-  АРМЯНЕ-МУСУЛЬМАНЕ ПРОЖИВАЮТ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ В РЕГИОНЕ АМШЕН. В таких областях, как Муш, Самсун, Ван, Агры, Диарбекир, много армян, живущих компактно с курдами. В Кайсери также немало армян-мусульман, которые представляются черкесами. Есть армяне и в Дерсиме, они представляются алевитами. Больше всего армян-мусульман компактно проживает в районе Расул-Айн, что на севере Сирии, их больше 25 тысяч. Знаете, зачастую сталкиваешься с ситуацией, когда внутри одной семьи люди либо скрывают, либо открыто говорят о своих армянских корнях. Скажем, один брат считает себя турком, другой - армянином. В любом случае, я считаю, что тенденция будет идти в сторону осознания и принятия. Армяне к нам относятся дружелюбно, хотя иной раз приходится слышать, что не может быть армян-мусульман, ибо армянин и христианин - это одно и то же. Но ведь мы есть - как же закрывать на это глаза? Это наши истории, они реальны, они порой трагичны, но они есть. Иной раз неуютно чувствуешь себя от высказываний националистически настроенных турок. Но самую негативную и агрессивную позицию занимают азербайджанцы, которые постоянно пишут на нашу страницу в соцсетях послания типа "белая змея или черная змея - она все равно змея"...

- Это отвратительно! А чем ознаменовался ваш визит в Армению?

- Будучи в Армении, мы нанесли визит в Министерство диаспоры, где нас очень тепло приняли. Мы представили свои проекты и здесь, и   компетентным кругам в Турции. Я считаю, что наибольший наш успех заключается в том, что нам удалось добиться возможности диалога и взаимопонимания между сторонами. И принятия... Я думаю, очень важно, чтобы мы слышали и слушали друг друга, проводили совместные конференции, узнавали друг друга поближе - без какой-либо политизации предмета. Есть вещи настолько сакральные, что от них просто дух захватывает и вся жизнь наполняется неким новым, высшим, духовным смыслом. В Ошакане я посетил могилу армянского правителя Ваана Аматуни (V век от Рождества Христова). Представьте, вы посещаете могилу своего предка через 1600 лет. Кто сегодня знает о своем предке через 1600 лет?! Ведь это совершенное головокружительное чувство. В этом смысле Ошакан для меня сакральное место. И я хотел бы вновь там побывать...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image