102-я годовщина Геноцида армян: ожидания и упущения

24 апреля, 2017 - 12:54

24 апреля все мировое армянство будет отмечать самую печальную для каждого армянина дату - очередную, уже 102-ю годовщину Геноцида армян в Османской Турции.

Накануне очередной годовщины Геноцида армян вновь активировались обсуждения в связи с посланием президента США – в том плане, использует ли он своем послании слово «геноцид». Произнесет ли Дональд Трамп слово «геноцид» или нет? Все чаще и все активнее с приближением 24 апреля звучит этот вопрос. Так было почти каждый год, и каждый год армяне встречали 25 апреля с некоторым разочарованием, что и на этот раз президент мировой сверхдержавы не произнес то слово, которое мы хотели услышать. В случае Трампа есть небольшая разница. Если в прошлом президенты США в ходе своих предвыборных кампаний давали армянской общине, армянским организациям обещания в связи с признанием Геноцида – с тем, чтобы претендовать на получение более миллиона голосов со стороны армян, то на президентских выборах в 2016 году не только Трамп, но и его соперница Хиллари Клинтон в заявлениях касательно Геноцида армян были, мягко говоря, не очень щедры, если не сказать, что их команды и вовсе проигнорировали эту тему, не сделав ее частью обсуждаемых вопросов.

Трудно сказать – эта тема сама по себе впредь неинтересная или не актуальная? В США изменились подходы, и кандидаты впредь не считают голоса армянской общины чем-то существенным? Или же попросту все это поглотила так сказать российская тема, «рука» Путина и так далее? В любом случае, если у бывших президентов были обещания перед армянской общиной, как, например, у Барака Обамы, то нынешний президент Трамп, а также и Хиллари Клинтон – в случае, если бы стала президентом, не имеет никаких обязательств перед армянской общиной – в том плане, чтобы что-то сделать или сказать на тему Геноцида армян.

Тем не менее, независимо от того, есть ли данное обещание или нет, безусловно, что любое послание на эту тему будет обусловлено в данной ситуации сопоставлением политических интересов и перспектив, и если посчитается необходимым, то Трамп скажет что-то, что-то новое – независимо от того, давал ли он обещание или нет. А если необходимым не посчитают, то обещания, как мы видели в прежних случаях, очень быстро забываются, и здесь, конечно, обижаться как ребенок или чувствовать себя обманутым не нужно, а всего лишь нужно созреть и осознать, что мы имеем дело с большой политикой, где руководствуются интересами, а, следовательно, и у нас есть задача так сформулировать и представить свои интересы, чтобы на международной повестке суметь добиться созвучных им шагов. А это в первую очередь означает, что для армянской Диаспоры уже давно настало время выйти в поле совершенно новой методологии обслуживания армянского вопроса, стержнем в котором будет армянская государственность. Не правительство, а государственность.

В системе международных интересов у Армении как у субъекта, нет более эффективного средства, чтобы представить себя, следовательно, какой-либо армянский вопрос должен быть представлен через призму этого средства. Это не означает, что армянское государство должно выступать в роли предводителя движения требовательности. Речь идет о том, что армянская Диаспора и армянское государство должны совмещать усилия в том, чтобы формулировать и представлять интересы государственности на международной арене, то есть в вопросе формирования международной субъектности Армении и расширения ареала. Армянский вопрос, вопрос геноцида здесь на какое-то время могут даже и не затрагиваться напрямую, но эффект укрепления государственной субъектности, многовекторного повышения международной роли несомненно будет ощутим и распространится и на достижении весомого коэффициента в обслуживании армянского вопроса. Со времен независимости Армении – за 25 лет – эта трансформация должна была произойти, но это время упущено. Когда еще до возникновения независимой Армении Диаспора по своей нынешней методологии была последовательна в армянском вопросе, это было полностью понятно, Диаспора посредством этого пыталась стать фактором в той системе международных отношений, где остальные игроки было политически-юридическими, военно-политическими субъектами, а армянство – нет.

Армянская государственность существует вот уже 25 лет, но в армянском вопросе методология деятельности остается неизменной, более того, и даже где-то имеет противоречия с точки зрения государственных интересов и стратегии, часто даже государственность неуместно втягивается в рамки старой методологии. Давно настало время посредством новых подходов, мышления, представлений и перемен добиться изменений в методологии и принципах. Эффективность этого очень скоро начнет ощущаться не только в вопросе международного признания Геноцида армян, но и в ряде иных политических, экономических и военно-политических вопросов, которые с точки зрения государственных интересов и безопасности Армении в обозримом будущем будут более чем важны.

Георг Хачатурян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image