РУКОПИСИ АРМЯНСКОЙ КОЛОНИИ КРЫМА

24 мая, 2017 - 18:40

Основная часть из более чем 300 сохранившихся армянских рукописей, созданных в Крыму, относится к периоду ХIV - ХVIII вв. - времени существования этой уникальной колонии в армянской истории. Большинство манускриптов имеют выдающиеся параметры музейных экспонатов и являются раритетами коллекции фонда армянских рукописей Матенадарана (Института и музейного комплекса древних рукописей РА). Небольшое число их хранится и в некоторых музеях и собраниях мира.

Таврида - один из первых оЧагов армЯнской колонизации. Веками наряду с другими народами - местными и пришлыми армяне вносили свой вклад в культурный феномен Крыма. Армянам, искавшим спасение от врага на этой благодатной земле, довелось пережить здесь немало исторических коллизий: годы спокойной жизни среди дружелюбных соседей и вражеские нашествия, кровавую резню 1475 г. и две депортации (1778 и 1944 гг.).

Первые связи армян с Тавридой относятся ко времени Тиграна Великого (I в. до н.э.). Далее имеются достоверные сведения о проживании армян в Крыму, относящиеся к VII в., - периоду жестокого гнета Арабского халифата, вынуждавшего народ покидать свою страну. Следующий мощный поток эмигрантов в ХI в. был спровоцирован нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.

Однако наибольшую волну вынужденных переселенцев из Армении вызвали монгольские нашествия ХIII - ХIV вв., в корне изменившие армянские поселения Крыма. В начале ХV в. у генуэзских купцов появился исторический термин "Приморская Армения", когда армянские поселенцы развернули в Крыму активную деятельность: начинается строительство, в том числе храмов, развиваются ремесла, сельское хозяйство, расширяются торговые отношения. При храмах действовали школы. Согласно армянским рукописям, еще в начале ХIV в. усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ. В ХV в. особой славой пользовалась духовная семинария монастыря Св. Антона в Кафе, студенты которой были знакомы с трудами Порфирия и Бонавентуры.

Свидетельством процветания армянской колонии в ХIV - ХV вв. можно считать утверждения ученых о том, что население Кафы, например, составляло около 45 тыс. человек, в большинстве своем - армяне. Они же составляли значительную часть торговцев и ремесленников Сурхата, Судака, Карасу-базара, Херсонеса и др. городов полуострова. Сохранившиеся в некоторых уголках юго-востока Крыма руины архитектурных сооружений - церкви, монастыри, крепостные стены, мосты, декоративно оформленные родники (фонтаны) - являются материальными свидетельствами высокого культурного уровня эпохи расцвета армянской колонии.

ВРЕМЯ ВНЕСЛО СВОИ КОРРЕКТИВЫ В ЖИЗНЬ КРЫМСКИХ АРМЯН. К ХVII в. из 45 армянских церквей в Кафе осталось 32, в конце ХIХ в. - 17, сегодня их только 7.

В Феодосии армяне имели отдельный квартал, именуемый в русской официальной документации конца ХVIII в. "армянской слободою". Здесь находятся четыре из семи храмов, в том числе и венец армянского зодчества Крыма - храм Усекновения головы Иоанна Крестителя. Исследователи утверждают, что в средневековом Сурхате существовал армянский квартал, где находилось более шести армянских церквей, к сожалению, не сохранившихся.

В Бахчисарае армянский квартал располагался близ ханского дворца. Два храма этого квартала, судя по источникам ХVII в., вели активную деятельность, в том числе просветительскую, при них активно действовали скриптории. Знаменит и монастырь Сурб Хач, престол Армянской Апостольской Церкви в Крыму, где восседали местные армянские духовные предводители, управлявшие делами колонии. На барабане купола храма сохранилась эпиграфика, датированная 1358 г.

В монастырских кельях и скрипториях трудились многочисленные переписчики рукописей, изготовители пергамена и бумаги, художники-миниатюристы, серебряных и эмльерных дел мастера, переплетчики, реставраторы, консервировавшие и обновлявшие древние образцы. В создании и оформлении книг крымские армяне достигли феноменального уровня - по кодикологическим показателям крымской группы манускриптов ученые единогласно выделили их в отдельную группу средневековых рукописей. Признав тем самым оригинальность и неповторимость как всего комплекса продукции скрипториев, так и наличие ярких творческих индивидуальностей в общем потоке производства и иллюминации рукописных книг в рамках традиции.

Конкретность и печать индивидуальности в решении кодикологических задач и особенно иллюминирования и иллюстрирования кодексов, демонстрируют все сохранившиеся армянские крымские кодексы из разных собраний. История сохранила имена выдающихся мастеров, руками которых были созданы эти шедевры.

Художник-миниатюрист Киракос работал в Крыму в середине ХIVв. Он создатель иллюстративного цикла большого Лекционария, переписанного в Сурхате в 1356 г. Параллельно с ним работал выдающийся мастер микрографии каллиграф Оксент, трудами которого в 1434 г. переписана и украшена самая маленькая по размерам - 3,4 х 4 см. - рукопись календаря (коллекция Матенадарана). Великолепные образцы миниатюры и каллиграфии созданы Кристосатуром и др.

Печатью гения отмечена и рукопись Библии - 27 05 Матенадарана, переписанная и украшенная в 1368 г. мастером Степаносом. Интересно, что он фактически продолжил и привел к завершению манускрипт, начатый его коллегой (коллегами?) еще в конце ХIII в. в одном из скрипториев армянского поселения в Италии. Дописав недостающую часть текста, он дополнил в согласии с ним и иллюстративный цикл Библии. Этот же манускрипт был обновлен в ХVII в. выдающимся мастером Никогайосом Цахкараром из Кафы, о чем сообщается в памятной записи.

НАИБОЛЬШУЮ СЛАВУ НА ПОПРИЩЕ ПЕРЕПИСКИ И ИЛЛЮМИНАЦИИ армянских кодексов в Крыму снискали три поколения мастеров из рода Натера. Основоположник этой плеяды был родом из Каринской области Армении. Волею судеб, подобно многим своим соотечественникам, он вынужден был покинуть родину, спасаясь от бесчинств татаро-монголов. Еще до переселения в Крым Натер обучил своих сыновей искусству каллиграфии. Большую часть жизни он провел в крымском городе Сурхат, где близ монастыря Сурб Хач переписал и украсил большую часть своих рукописей.

Клан Натера - его сыновья и внуки внесли выдающуюся лепту в процветание армянской колонии в Крыму. Манускрипты, изготовленные каллиграфами и миниатюристами этой семьи (сыновьями Аветисом, Степаносом, Кристосатуром, Григором и др.), содержат как выдающиеся по своему уровню декоративные и сюжетные миниатюры, так и важные исторические сведения из жизни армян Крыма и других народов. Искусство каллиграфии и миниатюры усвоили и два внука Натера. Позднее Натер с женой переехали к сыну в Киликийскую Армению. Там он неутомимо продолжал переписывать рукописи. Две из них сохранились.

 С захватом власти в Крыму татаро-турецкими ордами начался спад в жизни армянской общины. Уничтожались и христиане, и книги. Лишь столетие спустя началось возрождение армянской колонии Крыма. В скрипториях продолжили свою деятельность мастера искусства рукописной книги, по-прежнему копировались старые фолианты, украшались иллюстративными циклами и декоративными миниатюрами. Несмотря на почти полную анонимность манускрипты демонстрируют и традицию, и индивидуальности мастеров многих поколений, посвятивших себя служения своему народу.

Даже после начала армянского книгопечатания, основоположником которого стал Акоп Мегапарт в 1512 г., рукописные книги были по-прежнему востребованы в Крыму. Угроза ассимиляции мобилизовала армян на единение вокруг веры и национальных традиций, против порабощения со стороны Оттоманской Турции, а затем Сефевидской Персией в ХVI - ХVIII вв. Рукописи, слово начертанное, рассматривались как основное средство объединения и противодействия поработителям.

Жизнь крымских армян относительно стабилизируется в 70-х гг. ХVI в. Снова входит в нормальное русло работа скрипториев, особенно расширившихся в ХVII в. Рядом со старыми создаются новые - Бахчисарайский скрипторий, Карасу-базарская духовная академия, и аналогичные заведения при монастыре Сурб Ншан, Сурб Хач и др. В их стенах получили образование епископ Хачатур Кафаеци, епископ Вардан Кафаеци, Мартирос Крымеци и др.

В начале ХVIII в. армянская колония Крыма стремительно пополняется как за счет переселенцев из Армении, так и беженцев из армянских колоний. С конца ХVI по конец ХVIII вв. здесь было переписано и украшено значительное число манускриптов трудами таких мастеров, как Нагаш Эолпэ, Николайос Цахкарар, Хаспек и др.

ОСОБО СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ ГРУППУ РУКОПИСЕЙ, СОЗДАННЫХ В ХVII В., - они составляют большую часть из сохранившихся фолиантов, и художника Никогоса, ученика священника Захарии из Кафы, работавшего при храме св.Саркиса и создавшего множество списков. Современники высоко ценили его талант и усердие, что становится очевидным при знакомстве с памятными записками рукописей. Миниатюрист и писец Никогос умер в глубокой старости, оставив после себя богатую коллекцию рукописей, украшенных миниатюрами. Коллекция эта дает обширный материал для изучения рукописного искусства в армянской колонии Кафы ХVII в. Из рукописей Никогоса известны 31: 2 Шаракноца, 1 Часовник, 1 Молитвенник, 1 Маштоц (требник), 1 Четьи-Минеи, 2 Гандзарана,1 Псалтырь, 3 Библии и 19 Евангелий. В Матенадаране хранятся 27 из них.

Исследователи считают, что рукописные памятники ХVIII в. в общем раскладе оформлены однотипно, они больше тяготеют к ремесленным работам с низкими профессиональными показателями и часто далеки от высокого искусства. Из мастеров этого периода следует отметить Кристосатура. Он работал в основном по образцам Хаспека, во многом уступая последнему в мастерстве. Все это происходило уже в преддверии тех времен, когда рукописная книга окончательно уступает место печатной книге со всем ее арсеналом изобразительных средств и возможностей, тиражирования и доступностью.

Своеобразие армянских крымских манускриптов обусловлено как верностью национальной традиции, так и активной диффузией элементов иных культур, составлявших фон всех культурных контактных зон в истории развития переписки и украшения рукописей. Присутствие наслоений византийских, итальянских, скифо-сарматских, татарских, турецко-сельджукских и оттоманских элементов, славянских и европейских рефлексов, привнесенных в течение столетий в ткань местного культурного субстрата, сформировали тот самый кодикологический стиль, подобного которому не сыскать нигде более.

В настоящее время в одном из выставочных залов Матенадарана открыта выставка манускриптов, переписанных и иллюминованных в армянской колонии Крыма.

Раиса АМИРБЕКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image