Армянские архитекторы в мире: Братья Виген и Раффи Тарханяны

26 июня, 2017 - 14:09

Музей сирот Геноцида Армян «Арам Пезикян», открытый в 2015 году в Ливане, не только живая память полутора миллионов мучеников Геноцида армян, но и красноречивое свидетельство возрождения армянского народа. Выполнение проектных и дизайнерских работ по созданию музея было доверено компании «Дунбейт», с сопредседателями которой Раффи и Вигеном Тарханянами побеседовала корреспондент «Армяне сегодня».

– Вместо предисловия: откуда происходит фамилия Тарханян. Прошу представить историю Вашей семьи, предков.

– Корни нашей семьи идут из Урфы. Наш дед, Геворг, женился в Урфе с армянкой по имени Хатун. Вследствие Геноцида армян они покинули родину и добрались до Бейрута – района Зорак Эл Блат. У деда было пятеро детей – двое сыновей и три дочери.

Мой отец, Акоп Тарханян, родился в Бейруте, где познакомился с матерью, Манушак Нерсесян, и создал семью. Бог даровал им троих детей – Вигена, Каролин и Раффи. Отец был официальным фотографом президентского дворца Ливана, ответственным информационного отдела. Фотография всегда была в корнях нашего рода. Дядя, Григор Тарханян, со времен первого президента Ливана Бшара Хури был официальным фотографом президентского дворца. Позднее официальным фотографом президента Ливана Шарля Хельва  был мой отец. Эту должность он занимал до 1990-х годов. Он всегда присутствовал на президентских встречах, совещаниях, был известен в прессе. Он не только организовывал официальные съемки государственного телевидения, но и разрабатывал официальные сообщения, рассылаемые Арабскому миру. Всю информацию резиденции Президента  распространял в Арабском мире и западным СМИ. Отец пользовался доверием властной элиты. Благодаря своему авторитету он озвучивал все армянские праздники и важные даты в прессе и аудио- видеоисточниках – начиная с 24 апреля, армянского Святого Рождества и др.

– Чем является для жителя Диаспоры (в данном случае – Ливана) частица «ян» в фамилии: память, связующее с предками звено, носитель идентичности, повод отличиться от других, или?..

– «Ян» – печать идентичности армянина, а также выражение чувства благодарности  за возможность ощущать себя армянином, жить армянином, гарант гордости. «Ян» – несмываемая печать для того, чтобы считаться армянином. В то же время она содержит в себе национальную, христианскую печать.

– Расскажите пожалуйста о компании «Дунбейт Дизайн»: когда она была основана, какую ведет деятельность и в каких странах?

– Я, Виген Тарханян, в 1997 году окончил архитектурное отделение Academie Lebanaise Des Beaux-Arts (ALBA) университета Паламант. Брат, Раффи, в 2001-м окончил университет USEK по специальности дизайнер по отделке внутреннего интерьера.

В начале 2000-х годов решили основать  учреждение по архитектуре и внутренней архитектуре, тем самым продолжая традицию нашего деда по материнской линии Гранта Нерсесяна из Муша, став его последователями. Название нашего учреждения «Doonbeyt»  отражает армянский и арабский смысл слов «дом» и «жилье» английскими словами.

Дед был большим патриотом и благотворителем. Не сумев получить образование, он благодаря своей отважной натуре и трудолюбию занялся строительством и добился больших успехов. К сожалению, он очень рано скончался в 52-летнем возрасте. Воодушевленные им, мы избрали специальность архитекторов. Он был искренним, добросовестным человеком, и благодаря своей честности пользовался уважением окружающих.

Будучи потомками его семьи, мы испытали чувство ответственности продолжить его дело, преданность и традицию, стараясь еще более развить продолженный им путь, воодушевленные его высоким художественным вкусом, скрупулезной работой. Надо признать, что его работы оказали большое влияние на наш стиль.

Творческая работа в армянском стиле стала краеугольным камнем  учреждения Doonbeyt Design s.a.r.l.   Своей работой мы подтверждаем свое слово. Учреждение инициировало и реализовало множество проектов-лауреатов. Среди них стоит упомянуть лондонский приз International Property Awards.

Штаб-квартира нашего учреждения находится в Бейруте, Ливане. Однако поле нашей работы достаточно обширно. Работали в Ливане, Саудовской Аравии, Кувейте,  Египте, Швейцарии, Сербии и других местах. С нашей работой знакомы во многих странах Среднего Востока и Европы. Удостоились многочисленных призов.

Наша работа и деятельность главным образом сконцентрирована на пяти отделах – архитектура (Architecture), дизайн интерьера (Interior  Design), разновидности которого многочисленны – суперсовременные решения, внутренняя отделка дворцов, офисов, градостроительство (Urban Planning), самодостаточная архитектура (Robotic) и строительство населенных пунктов (Landscape). Отметим, что благодаря этим программам удостоились многих призов. Наша работа включает программы строительства и реконструкции, суперсовременные шикарные дворцы и музеи, пабы, торговые центры (мол), автомобильные салоны, ювелирные магазины, мастерские.

Своим опытом и коллективом мы разрабатываем программы и на собственные средства реализуем их. Недавно, в качестве соучредителей Doonbeyt Design s.a.r.l., мы, Виген и Раффи Тарханяны, к 100-летию Геноцида армян реконструировали памятник-часовню Антилиаса, а также построили музей сирот Геноцида армян «Арам Пезикян».

– В армянской действительности фамилия Тарханян стала особенно известной строительством музея «Арам Пезикян», открытие которого состоялось в 2015 году. Чем является для Вас эта работа (в профессиональном и эмоциональном плане). Благодаря чему Вам удалось возвести сооружение, которое сегодня волнует многих не только своим значением, но и архитектурными решениями?

– Еще до обретения известности в армянской среде нас уже знали за рубежом. На Родине нас узнали в связи со строительством музея сирот Геноцида армян «Арам Пезикян» и реконструкцией и ремонтом памятника Мученикам Кафедрального собора Антилиаса. Эта работа была выполнена по инициативе и поручению Его Святейшества Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I. Однако хотелось бы констатировать, что и прежде, начиная с 2000 года, мы выполняли различные ремонтные работы в церкви Св. Григор Луксаворич Антилиаса, где отремонтировали также библиотеку. По просьбе вышестоящих органов, разработали различные программы ремонта церкви с  перспективой на будущее.

Мы гордимся тем, что наша работа в армянской среде началась с армянской церкви. Церковь для нас  – символ веры, сохранения национальной идентичности, корней. И в то же время – источник христианского воспитания.

– Какие еще работы, связанные с армянскими реалиями, историей или культурой осуществляли?

– В рамках подготовки мероприятий 100-летия Геноцида армян в 2013 году под патронатом Его Святейшества Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I и при спонсорстве семьи Пезикянов основательной реконструкции подверглась памятник-часовня Кафедрального собора Антилиаса. Эта работа была поручена  нам. Подготовку планировки, стилизацию выполнил Раффи Тарханян. Оформление архитектурных решений реконструкции часовни выполнил Виген Тарханян. Официальное открытие состоялось 24 апреля 2015 года.

Эту работу мы выполнили как священный долг, в решениях искали путь, который бы навеки сохранил память о мучениках.

В год 100-летия Геноцида армян мы построили также музей сирот Геноцида армян «Арам Пезикян» при приюте «Птичье гнездо» в приморском городе Жибейл Ливана.

Мы убеждены, что иностранцы, посещая два этих священных места, имеющих историческое значение, узнают о муках нашего народа, о требовании народа, пережившего Геноцид, и присоединятся к защите наших прав.

Когда поступило предложение реконструировать «Птичье гнездо», разработать планировку, осуществить строительство музея и общий контроль за всем этим, убедились, что для нас настало время обратиться с призывом к народам мира. Воистину, этот комплекс, раскинувшийся на 2750 квадратных метрах, стал своеобразным сочетанием традиционной армянской и современной архитектуры.

Музей «Арам Пезикян» рассматривается как первый музей Диаспоры, посвященный памяти жертв Геноцида армян. Музей открылся 18 июля 2015 года.

В этой связи министр Диаспоры РА Грануш Акопян, оценив наши творческие успехи, а также деятельность, направленную на распространение армянского искусства в Диаспоре, вклад в процесс международного признания Геноцида армян наградила нас медалью «Аршил Горки». Награждение состоялось в присутствии премьер-министра Армении, министров, мэра Еревана, министров Арцаха, депутатов, представителей интеллигенции, архитекторов, деятелей искусства (прилагается видематериал https://youtube/UGh8krlnCQY).

– Армянская архитектура отличается своим своеобразным стилем. При создании своих работ пользуетесь этими традициями?

– Если проследите все наши зарубежные инициативы, то во всех наших работах непременно почувствуете дыхание армянской культуры, которая постоянно присутствует во всех наших творениях. Это естественно – ведь мы живем и дышим как армяне. В нашей мастерской постоянно звучит армянская музыка. На стенах наших офисов – картины армянских художников, в библиотеке –книги армянских писателей, с нами сокровища армянской культуры. Источник нашей работы – армянственность, которая и звучит в наших работах. Даже в проектах, осуществленных нами для иностранцев не трудно заметить армянский дух.

– Сотрудничаете ли с Общеармянской ассоциацией архитекторов и инженеров?

– Естественно. Мы являемся членами этой ассоциации как представители Ливана.  2015 году приняли участие во Втором общеармянском форуме архитекторов – возвращались с замечательными впечатлениями. Люди-носители разных культур посещают Армению, знакомятся с Родиной и друг с другом. Это в огромной мере способствует развитию отношений Диаспора-Родина. Всем этим, естественно, мы обязаны министру Диаспоры Грануш Акопян, которая не только объединяет  Диаспору с Родиной, но и Диаспору с Диаспорой.

– С какой частотой бываете в Армении? Как архитектор, что можете сказать о современной архитектуре Армении, в частности, Еревана? Видите ли Вы (или любой, посещающий Армению) тот «солнечный город», который мечтал видеть Александр Таманян?

– В Армении мы бывали четыре раза. Следует констатировать, что благодаря Александру Таманяну Ереван является одним из красивейших городов бывшего Советского Союза со своими замечательными архитектурными решениями. Да, перемены всегда подвергаются критике. Однако предпочтительно сохранять исторические традиции и баланс между старым и новым. Нынешний Ереван стал, по западным меркам, одним из красивейших городов Европы. Наряду с этой реалией есть и другая – новое поколение архитекторов. Наши молодые архитекторы, естественно, обладают своим собственным почерком.  Необходимо создать условия для работы молодых архитекторов, чтобы они могли продемонстрировать свой талант, стиль и мечты.

– В разных странах мира сегодня есть много известных архитекторов-армян. Что могут они сделать для Армении? Как возможно использовать их возможности и опыт?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу еще раз оценить организуемые по инициативе министра Диаспоры Грануш Акопян форумы армян мира, представляющих различные сферы.  Эту работу невозможно оценить словами.

Вы верно заметили, что в Диаспоре у нас множество известных архитекторов, которых нужно объединить. Уверены, что подобные встречи могут быть прекрасным поводом для обмена опытом между архитекторами Диаспоры и Армении. Архитектура очень развита в Армении, соответственно, можно организовать широкий обмен опытом, от чего, вне всякого сомнения, выиграют все.

– Задумывались ли о том, чтобы выполнить какую-либо работу в Армении? Можно ли ожидать такого решения?

– Нам кажется, что заветная мечта любого армянина Диаспоры – внести вклад в процветание Родины. Когда мы последний раз были в Армении в 2016 году, наладили знакомства с министрами, депутатами, предпринимателями, архитекторами… Нам были представлены различные проекты. Мы пока что изучаем их. В удобный момент мы непременно внесем свой вклад в благоустройство Родины.

Лусине АБРАМЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image