АРМЕНИЯ: ЗА КУЛИСАМИ СЛУХОВ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ ТРАМПОМ

6 июля, 2017 - 23:14

Интрига последних дней в Армении связана с несколько необычным событием – возможной встречей президентов Армении и США Сержа Саргсяна и Дональда Трампа, подготовкой которой уже занимаются дипломаты. Посол Армении в США Григор Ованнисян не исключил, что главы государств могут встретиться в ближайшее время.

Состоится ли встреча Сержа Саргсяна с президентом США?

По словам посла Армении в США Ованнисяна, на каком-то этапе нужно было организовать встречу глав государств: « В Армении происходят процессы. Мы становимся парламентской республикой. Нужно будет наших коллег из США, руководство страны на самом высоком уровне уведомить об этом».

Это, по меньшей мере,  странное объяснение. Для США переход Армении с президентской на парламентскую форму государственного управления не является великим событием. Во-вторых, разве у США нет посольства в Ереване, которое информировало бы Госдеп о том, что происходит и будет происходить в Армении? Словом, заявленный послом Армении в США предлог для встречи не имеет абсолютно никакого смысла, а реальная причина, видимо, другая, но она не афишируется.

Некоторые СМИ полагают, что причиной заинтересованности армянской стороны во встрече Сержа Саргсяна с президентом США Дональдом Трампом является новый виток напряженности в Сирии, где, как известно еще остается немало армян. Поводом для формирования подобной точки зрения стала повестка дня созванного на днях президентом заседания Совета национальной безопасности (СНБ), в ходе которого был представлен проект  концепции по управлению природными ресурсами и рассмотрены вопросы, связанные с  состоянием продовольственной безопасности. Кроме того, на заседании СНБ обсуждались события на Ближнем Востоке в контексте безопасности армянских общин.

В ответ на эту точку зрения, напомним, что  с того момента как в Сирии начался кризис, у Сержа Саргсяна были встречи с тогдашним президентом Бараком Обамой, с госсекретарем Хилари Клинтон. Тема Ближнего Востока на некоторых встречах обсуждалась, однако она никогда не была главной.

Другая часть аналитиков считает, что речь идет не о каких-либо внешнеполитических или геополитических проблемах, и что в основе идеи об организации  этой встречи лежат личные интересы Сержа Саргсяна. Действующий армянский лидер якобы пытается добиться поддержки Вашингтона во внутриполитических вопросах, а точнее – в вопросе реализации проекта по воспроизводству своей власти.

Конкретная публичная позиция США по этому вопросу не высвечивается. Американцы раскритиковали ход референдума по конституционным изменениям, который состоялся в декабре 2015 года, подвергли критике парламентские выборы этого года; время от времени посол США Ричард Миллз  напоминает о высоком уровне коррупции в Армении и предупреждает о последствиях этого явления. Но смена формы государственного правления является формально внутренним делом страны, и потому американцы об этом публично не высказываются.

Правда, по мнению ряда экспертов, США вполне устраивает смена формы правления в Армении. Более того, согласно приверженцам этой точки зрения, именно американцы были одними из инициаторов конституционных реформ в стране, являющейся членом ЕАЭС. Вместе с тем, поддержка со стороны США перехода к парламентской республике, ещё не говорит о том, что эта страна бурно одобряет планы Сержа Саргсяна по воспроизводству своей власти. Аналогичная ситуация была и в Грузии, где смена формы правления имела место не без участия США, позиция которых относительно ключевых внутриполитических процессов до конца оставалась непонятной. Во всяком случае, бывший президент Михаил Саакашвили рассчитывал на поддержку американцев. Он надеялся победить на парламентских выборах 2012 года и продолжить править страной уже в качестве премьер-министра, но не получилось…

Интересно, что слухи о возможной встрече между Саргсяном и Трампом, при всей её невысокой вероятности, тем не менее, спровоцировали множество оценок. Заслуживает внимания подход, согласно которому стремление армянской стороны организовать  встречу с президентом Трампом объясняется невыгодной для правящей элиты и в первую очередь президента  жесткой позицией Москвы по отношению к известному плану Сержа Саргсяна. Подобные выводы этой части экспертов основаны на недавнем заявлении замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна, по словам которого, в вопросе обеспечения безопасности Армения, прежде всего, должна надеяться сама на себя. Излишние надежды на кого-то другого «могут завести слишком далеко в неверном направлении». Далее Кочарян, что называется, раскрыл скобки: «Россия – наш союзник, и мы придаём большое значение отношениям с ней. Не нужно просто связывать излишних надежд».

Безграмотное, бестолковое и безответственное заявление чиновника, претендующего на роль интеллектуала. Это заявление человека, который не понимает, что такое военно-политический баланс в регионе в ситуации, когда российская военная база является его неотъемлемой частью, и если ее не будет, то Армению не ждет ничего хорошего. Военная база и наличие российских пограничников дает возможность Армении концентрировать свои силы и ресурсы на азербайджанском направлении. Либо Кочарян ничего не понимает в вопросах военно-политического баланса, либо просто хочет продемонстрировать характер. И то, и другое является проявлением некомпетентности и неадекватности

Кроме того, горе-интеллектуал как-то упустил из виду, что за годы правления Сержа Саргсяна страну покинуло свыше 300 тысяч человек. Излишне говорить о том, какое это могло иметь воздействие на армянскую армию и на ее ресурсы. Господин Шаварш Кочарян, видимо, забыл и то, что оружие Армении поставляет Россия, причем по внутренним ценам. Интересно, что этому безграмотному заявлению вторят различного рода политологи, которые призвали власти Армении пересмотреть отношения с Россией. За доллары от ряда западных фондов эти политологи  выполняют свою функцию: расшатывать армяно-российские отношения, будоражить и настраивать армянское общество против России.

Кто Вы, господин Шаварш Кочарян?

В 1992 году Шаварш Кочарян, будучи заместителем председателя постоянной парламентской комиссии по внешним связям, вместе с главой комиссии Давидом Вартаняном, несмотря на протесты МИД и администрации президента (их обвиняли в необоснованных придирках),  всячески торпедировал ратификацию договора «О статусе российских войск в Армении». Вартанян и Кочарян ссылались на отсутствие в документе сроков и положения о денонсации договора, указывали на неприемлемость ратификации одной из статей договора, относящейся к  праву собственности российских войск на землю. Они убедили своих коллег-депутатов в том, что необходимо проголосовать за документ, но без сомнительного пункта о  праве собственности на землю.

В результате вышла несуразица: парламент  проголосовал за ратификацию  договора без этой статьи, что естественно, не могло считаться ратификацией. Впоследствии данный неуклюжий эпизод  армянская сторона замяла, так как был подготовлен проект нового договора «О российской военной базе в Армении». Эти события подробно описал в своей книге «Моя миссия в Армению» тогдашний российский посол в Армении Владимир Ступишин.

Политическая биография  Шаварша Кочаряна знаменательна тем, что высокопоставленный дипломат  поменял четыре партии: вначале это была коммунистическая партия (Кочарян даже занимал должность парткома в одном из НИИ); затем на пике карабахского движения он вовремя переметнулся в стан Армянского общенационального движения (АОД); впоследствии вышел из АОД и вошел в партию «Национально-демократический союз», созданную Вазгеном Манукяном (*); наконец, отделился и от Манукяна, основав Национально-демократическую партию.

И  еще один штрих к портрету: Ш.Кочарян является членом Совета попечителей Ереванской школы политических учений Совета Европы, где он, кроме всего прочего, читает лекции. Конституция Армении не запрещает депутатам и дипломатам заниматься преподавательской деятельностью. Но возможно на некоторые настроения Кочаряна все-таки оказывает воздействие получаемая в школе Совета Европы зарплата?

Не исключено, что и поведение некоторых чиновников в лице Кочаряна, и очередная волна критики политики России некоторыми политологами являются завуалированным ответом армянских властей на вероятную поддержку, оказываемую Москвой премьер-министру Карену Карапетяну.

Новый этап во внутриполитических развитиях

Сегодня подавляющее большинство СМИ продолжает указывать на сильные позиции Сержа Саргсяна в правящей Республиканской партии, в пирамиде власти, в парламенте и на политическом поле в целом. Много говорится о скрытом противостоянии между президентом и премьер-министром, некоторые эксперты пытаются разгадать планы Сержа Саргсяна на период после апреля 2018 года, когда закончится его президентский срок. При этом, авторы некоторых прогнозов едва скрывают свой восторг способностью Сержа Саргсяна  поддерживать и подпитывать атмосферу неопределенности, выражают уверенность в том, что заявления президента о доверии премьеру  и возглавляемому им кабинету направлены на усыпление бдительности Карена Карапетяна.

Однако мало кто заметил, что  во внутриполитическом развитии постепенно наступает новый и важный этап, не в последнюю очередь связанный с актуализацией внешнего фактора. Президент никак не может обойти или проигнорировать позицию ведущих внешних игроков. Постоянные визиты главы государства в Брюссель на различные форумы Европейской народной партии (в то время как на эти мероприятия можно было бы направить какого-нибудь партийного функционера) говорят о том, что он стремится использовать эту площадку для встреч с европейскими лидерами, в ходе которых возможно, предпринимаются попытки проталкивания собственных интересов. Аналогичный вывод можно сделать и относительно вышеупомянутой затеи по организации встречи между Саргсяном и Трампом.

В целом, чем ближе срок окончания президентства Сержа Саргсяна, тем сильнее роль внешнего фактора, возможности воздействия на который у него крайне ограничены. Власть мечется: лихорадочная подготовка к той или иной встрече и неадекватные заявления некоторых чиновников отражают определенную нервозность, что, конечно же, постепенно трансформируется в неуверенность. А неуверенность – не лучшее свойство для власти, тем более, если она хочет продлить своё существование в будущем. Рано или поздно гибкая команда президента сопоставит и проанализирует эти процессы и, возможно, сделает соответствующие выводы. Если, конечно, не будет слишком поздно.

(*) Вазген Манукян – член комитета «Карабах»,  бывший премьер-министр (1990- 1991 гг.), бывший министр обороны (1992 – 1993 гг.).

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image