ТРОЕ ИЗ СЕМЬИ АКОПЯН
Работы известного рижского мастера, воспитанного в Латвийской художественной академии Каруша Акопяна, которому в прошлом году исполнилось бы 90 лет и которого нет уже с нами 35 лет, его дочери Лены - члена Союза художников Латвии и ее дочери Астри - на самом деле Астхик, что с армянского переводится как "звездочка", представлены в рижском зале Союза художников. В экспозиции почти 70 образцов их творчества. Много! Выставка называется Century lines ("Строки веков"). Ее открыл председатель Союза художников Латвии Игорь Добычин.
ИЗ ТОГО, К ЧЕМУ ПРИКОСНУЛИСЬ РУКИ КАРУША, МЫ ВИДИМ 11 лепок из шамота, помеченных 1979 годом, три крупные настенные чеканки (1980), которые объединены общим названием "История Армении", а также 24 графические работы, дающие особо полное представление о замечательном Мастере, которому для того, чтобы убедительно высказаться, доставало всего нескольких цветов, нескольких красок. А, скажем, для удивительно выразительного листа, озаглавленного "Жертвоприношение", ему хватило всего двух: черной и белой. Но также потребовались особые изысканные линии. У него они были таковыми. Поразительно, насколько в работах Каруша, более чем прекрасно владевшего европейской техникой своего труда, сохраняется национальный дух, насколько они армянские. Не просто внешне, а в своей сути. И сколь тонко он передает приметы ритуальности, обрядовости и связанные с ними чувства простых обывателей — а ведь создавались эти графические картины в советское время с его многочисленными "нельзя".
Лена Акопян, уже много лет проживающая в Норвегии (как и ее дочь), но хорошо помнящая латышский язык и разговаривающая также на армянском, представила на суд зрителей 26 работ, в основном созданных в последние четыре года, только три листа датированы уже дальним теперь 1997 годом. Лена, отменно владея ремеслом, отдает должное как обычной графике, так и ее нынешней, активно развившейся ветви - дигитальной. Ее работы, сделанные скорее, скажем так, в некоем условном скандинавском стиле, как мы себе его представляем, не так уж просты для восприятия. В них причудливо соединяются обыденное и фантастичное, необычно воспринятое и отраженное. Порой - отраженное в буквальном смысле. Несложно сообразить, что эти работы во многом плод многодневных размышлений художницы на тему, которую еще в 1963 году сформулировал в названии собственного популярного фильма кинорежиссер Стэнли Кубрик: "Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир".
КАК СМОТРИТСЯ ТВОРЧЕСТВО САМОЙ МОЛОДОЙ УЧАСТНИЦЫ ВЕРНИСАЖА - АСТРИ? Она, можно сказать, "поскупилась": обнаруживаются лишь три ее работы. Но и они, что и говорить, наполнены выдумкой. В них заметны неожиданные ракурсы видения и, несомненно, проявляется внимание к теме "человек и окружающая среда".
Остается ответить на совсем непростой в данном случае вопрос: объединяют ли некие черты творчество трех людей одной семьи, трех личностей, избравших профессией сферу изобразительного искусства? Пожалуй, да. Можно назвать несколько общих для них моментов. В том числе пристальный взгляд на отображаемый объект, тягу к метафоричности, поэтическому обобщению, определенную аскетичность в средствах выражения и точность их отбора. И, наконец, это возможность, которая "вручается" зрителю: домысливайте, фантазируйте вместе с нами.
Раффи ХАРАДЖАНЯН, Dr.art
Добавить комментарий