Путин объединил российские Вооруженные силы с армянскими

29 июля, 2017 - 20:17

Объединенная группировка войск двух стран станет реальностью в течение ближайших недель.

Владимир Путин окончательно утвердил создание Объединенной группировки войск Армении и России. Накануне Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о ратификации соглашения об объединении сил двух стран. Позавчера российский президент подписал этот закон. Соглашение вступит в силу после того, как документ ратицифирует наше Национальное собрание. 20 июля правительство Армении одобрило ратификацию и передало вопрос в парламент.

Процесс, затянувшийся на несколько лет, близится к завершению. Но ни в армянском, ни в российском обществе до сих пор нет ясного понимания того, зачем именно создается эта группировка и решению каких именно задач она будет служить.

Основа для создания Объединенной группировки российских и армянских войск начала формироваться еще в середине 1990-х, когда подразделения вооруженных сил двух союзных государств начали проводить совместные командно-штабные учения. Попытки придать этому партнерству формальные рамки предпринимались не раз. В 1998-м году сторонами был подписан план совместного применения войск на случай возникновения внешней вооруженной агрессии. Договор о статусе 102-й российской военной базы тоже оговаривал механизмы совместного отражения атак возможных противников. Создаваемая сейчас официальная структура будет иметь более конкретные задачи и вполне определенные полномочия. В соглашении говорится, что Россия и Армения “в целях обеспечения безопасности сторон в Кавказском регионе создают Объединенную группировку вооруженных сил двух стран, способную обеспечить адекватное реагирование на вооруженное нападение, а также на другие вызовы и угрозы безопасности сторон”. Из текста опубликованного документа следует, что предложения по составу группировки и планированию способов ее применения будут вырабатывать министерства обороны Армении и России, а утверждать их будут верховные главнокомандующие, то есть главы государств.

Важный вопрос – кто будет назначать командование Объединенной группировки и кому оно будет подчиняться? Соглашение оговаривает, что назначать командующего будет президент (в будущем – премьер) Армении, Но кандидатура должна согласовываться с президентом России. В мирное время Объединенная группировка будет подчиняться непосредственно начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Армении. А вот в условиях войны командующий группировки “в зависимости от складывающейся обстановки” может подчиняться также приказам командующего Южного военного округа Вооруженных сил России. То есть в этом вопросе ясности меньше, чем хотелось бы. Не совсем понятно, что именно означает “в зависимости от складывающейся обстановки” и что будет в случае, если приказы начальника Генштаба ВС Армении и командующего Южного округа будут разными?

Хотя формально группировка еще до конца не сформирована, еще год назад президент Серж Саргсян подписал указ о назначении ее командующего. Им стал генерал-майор Андраник Макарян, возглавлявший прежде Четвертый армейский корпус Вооруженных сил Армении. (Кстати, именно он командовал военным парадом 21 сентября в честь 25-летия независимости Армении, в ходе которого впервые был продемонстрирован ракетный комплекс “Искандер”.) Уже известно, что в состав Объединенной группировки войдут все формирования 102-й российской военной базы, дислоцированной в Гюмри. Армянскую сторону будут представлять подразделения Четвертого армейского корпуса, расквартированного в Вайоц Дзоре на границе с Нахичеваном. Соглашение оговаривает, что каждая из сторон будет самостоятельно осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение своих войск, выделенных в состав Объединенной группировки. Соглашение заключено сроком на пять лет. Оно будет автоматически продлеваться на последующие пятилетки, если одна из сторон не заявит о желании прекратить партнерство.

Пожалуй, самый главный вопрос – кого и от кого собирается защищать Объединенная группировка? В соглашении, опубликованном на официальном российском интернет-портале правовой информации, говорится, что среди основных задач группировки - прикрытие сухопутной части госграницы Армении, в том числе совместно с силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ. В документе особо отмечено – “настоящее соглашение не направлено против третьих государств”. То есть “третьи государства” столкнутся с группировкой лишь в случае, если позволят себе военную агрессию против Армении или России. Весь вопрос в том, санкционирует ли Верховный главнокомандующий России применение сил совместной группировки в случае агрессии в отношении Армении со стороны Азербайджана, также являющегося союзником Москвы? Комментарии на этот счет звучат разные. Одни говорят, что Кремль обязан будет выполнять свои союзнические обязательства, другие утверждают, что военная эскалация в Нагорном Карабахе не приведет к вовлечению России, даже если военные действия перекинутся из Арцаха на территорию Армении.

Вот как объясняет мотивацию действий российской стороны московский эксперт по военным вопросам Владислав Шурыгин: “Создание Объединенной группировки означает только то, что Россия готовится отстаивать свои интересы на южных рубежах. При этом очевидно, что это не будет касаться Нагорного Карабаха, за который ведут спор Армения и Азербайджан. У России другая цель. Грузия собирается вступить в НАТО, и скоро на ее территории появятся военные базы альянса. Объединенная группировка войск России и Армении сможет их блокировать”. То есть, по мнению эксперта, Армения создает совместную с Россией группировку для того, чтобы помогать Москве бороться против Грузии и НАТО. Но у Еревана нет никаких проблем ни с грузинами, ни с Североатлантическим альянсом. Это подтверждает участие нашиих военных в проводимых в эти дни в Грузии крупнейших учениях НАТО. Наряду с коллегами из США и Британии армянские солдаты и офицеры отправились на полигон Вазиани отрабатывать совместимость вооруженных сил стран-членов альянса и стран-партнеров. Этим мы в очередной раз продемонстрировали, что не считаем создаваемую группировку единственным средством обеспечения своей безопасности.

Угроза нашей безопасности исходит, конечно же, не от Тбилиси и Брюсселя, а от Баку и Анкары. Ереванский обыватель, приветствуя объединение потенциалов армянской и российской армий, тем не менее хотел бы иметь более четкие гарантии того, что нас не попытаются втянуть в затеи, не имеющие ничего общего с нашими национальными интересами.

Артем Ерканян

Комментарии

Когда я писал о принужении к миру, имел в виду именно это вариант

А вот сейчас ужо то я умолчу

Я надеюсь, что Путин не дошел до того, чтобы стравить армян с грузинами в угоду Эрдогана и Алиева. Армяне будут воевать со всякой мразью, к которым грузины никак не соотносятся

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image