"Черный список" Азербайджана: русский бейсер Павел Ольшанский

28 сентября, 2017 - 20:57

Прыжки как повод познать мир. (Прыжок не цель, а повод отправиться в путешествие)

Синдром Непрекращающегося Путешествия – это про него. Коренного москвича, выпускника Московского геологоразведочного института, однажды решившего, что лучше гор могут быть только прыжки с них.

В 1993 году он совершил свой первый прыжок с парашютом, в 1997 – первый base jumping. Бейсджампинг – это экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. B.A.S.E. — акроним от английских слов: Building (здание), Antenna (антенна), Span (перекрытие, мост), Earth (земля).

Это перечень основных типов объектов, с которых выполняются прыжки. Спортсменов называют бейсджамперами (от англ. basejumper) или просто бейсерами.

Бейсджампинг считается наиболее опасным видом прыжков с парашютом и на текущий момент рассматривается как крайне экстремальный спорт. С тех пор напрыгано-налетано очень много, во многих точках земного шара: в Чили и Крыму, в Швейцарии и Узбекистане, в Карабахе и Норвегии, Италии и Афганистане.

-Павел, у вас как у бейсера есть nick name?

Как-то так сложилось, что меня зовут просто Паша или по фамилии Ольшанский, друзья и хорошие знакомы иногда зовут меня Паштет.

- Молитесь ли Вы перед прыжком?

-Нет, перед прыжком я не читаю молитв и не повторяю мантры. Мне кажется, что куда важнее спокойно проверить снаряжение и оценить обстановку перед прыжком. Если говорить подробней, то приходится учитывать ветер на экзите и на площадке приземления, продумать план прыжка, лишний раз посмотреть, где находятся запасные площадки приземления, если экзит новый, то проверить его. Особых заповедей у бейсеров нет или, точнее, они мне не известны.  Как и у остальных парашютистов не принято говорить "последний", говорят "крайний".

Почему я прыгаю? Это самый часто задаваемый вопрос и ответа на него у меня нет, так же как и нет ответа, зачем мы живем. Так уж получилось, что я начал прыгать и мне это понравилось. Раз уж мне повезло родиться, то жить нужно интересно. Хотя прыжки сами по себе были бы пресны и быстро надоели.

Интерес к прыжкам для меня не отделим от путешествий. Уже несколько лет я по Европе я передвигаюсь на своей машине. С каждым годом улучшая качество передвижений по миру. Первый раз я поехал на седане, потом на джипе, затем стал ездить на пикапе, а в прошлом году пересел на микроавтобус. Когда ты передвигаешься на машине по миру, ты можешь видеть, как устроены страны изнутри. Останавливаться в не туристических местах, наблюдать за людьми и если повезет, то пообщаться с местным населением.

Передвигаясь по странам, я стараюсь посещать не музеи, а ресторанчики с национальной кухней, винокурни и пивоварни. В Чили это было местечко Писко с одноименным напитком, который готовиться из мускатного винограда, в Германии - это монастырь Ау в Баварии с прекрасным темным пивом и шницелем, в Италии капучино с тирамиссу, винокурня Джиовани Поли с граппой и вкуснейшими настойками, абрикосовый самогон в гроте у Вардкеса рядом с Арени, который может конкурировать с чилийским писко. Как здорово, что в мире существует вкусная простая армянская еда, венгерский гуляш, афганские люля из баранины по пути в Мазари Шариф, египетская кура-гриль в окрестностях Каира, чешская бехеровка и многое-многое другое.

Павел, первый base jumping в Нагорном Карабахе совершили вы. Что это была за поездка?

-Осенью 2011 года мой друг Ашот Тумасян пригласил меня посетить Армению и Нагорный Карабах с целью найти там места интересные с точки зрения Бейсджампинга. Моим проводником по этим замечательным местам были Антуан Ананян и Александр Оганян. Путешествие началось с посещения ресторана в Ереване, где я попробовал прекрасное красное сухое вино, произведенное в Армении. Для меня это было открытие: раньше я думал, что в Армении делают только коньяк. На следующий день мы сразу отправились в Арени, где в процессе дегустации я обратил внимание не только на вина, но и на скалу, вид на которую открывался прямо с завода.

Но по плану сначала был Нагорный Карабах. Туда мы и отправились. По пути мы заезжали в монастыри, которые меня поразили своей строгой красотой, отсутствием излишеств, но в тоже время всегда величественные. Татев один из них, к нему идет канатная дорога, с которой открываются прекрасные виды гор и ущелье. В некоторых местах канатка проходит на высоте 300 метров от земли. Это очень заманчивый объект для прыжка, но договориться официально не получилось, а хулиганство в наши планы не входило.

В Нагорном Карабахе мы остановились в Шуши и сразу отправились в ущелье Дждрдуз. Это очень красивый каньон, который сам по себе является достопримечательностью. Особенно запомнился водопад Зонтик и старинный мост, название которого я не запомнил. Для занятия бейс-джампингом это ущелье оказалось не столь удобным, чем для созерцания красот и остатков древностей. Но мы все-таки нашли скалу, с которой удалось прыгнуть, но надо заметить, что это место не для начинающий.

Еще меня заинтересовал троса, натянутые между над ущельем. Они успешно защищали Степанакерт от налетов вражеской авиации во время войны.

Исследовав трос, мы поняли, что он вполне пригоден для совершения прыжка, но нам не хватало снаряжения. Антуан через своих друзей в Степанакерте быстро решил эту проблему. На следующей день трос был покорен, хотя это было значительно сложнее, чем казалось при подготовке.

Пока добрался по тросу до середины ущелья, от нагрузки стало сводить руки и было опасение, что не смогу открыть парашют. Но, взвесив все, решил прыгнуть. Получился прекрасный прыжок над красивейшим лесом в Нагорном Карабахе. После прыжка отправились в Степанакерт, чтобы отпраздновать первый бейспрыжок в Нагорном Карабахе и Армении.

Почему-то мне казалось, что Степанакерт должен был выглядеть, как Кабул, в котором я был в 2003 году, с разбитыми дорогами и руинами. Но следов войны нигде не заметил.

Мы посетили ресторан с местной кухней и запланировали на следующий день поездку в Тигранакерт. Но этой поездка не состоялась из-за танковый учений. Из Карабаха возвращались через Арени, где поднялись на приглянувшуюся мне из винзавода гряду скал. Вся гряда оказалась пригодна для прыжков. Когда я вышел на экзит, меня заметили жители села расположенного внизу и стали кричать что-то. Я прыгнул и на приземлении ко мне подбежала целая толпа.

Оказывается, они в шутку кричали, что бы я прыгал, но не знали что вверху парашютист, и когда я прыгнул сильно перепугались. Крайним местом для прыжков, которое мне удалось найти, это был Нор-Ачинский мост высотою 160 метров. Это прекрасное место для занятия бейс-джампингом как для опытных спортсменов, так и для начинающих.

Мосты с точки зрения бейс-джампинга считаются самым безопасным объектом. В данном случае все удобно место для отделения, пространство для раскрытия и площадки приземления.

Несколько лет назад рядом с Сочи проводили бейсфестиваль, на который съезжались бейсеры из СНГ. Но там мост по своим характеристикам намного хуже Нор-Ачинского: он всего 70 метров высотой и площадки приземления там намного хуже. Было бы, конечно, очень интересно провести подобное мероприятие в Армении. Есть только один явный минус -  это удаленность. На этом мое путешествие завершилось. Было грустно уезжать от полюбившихся людей, с которыми провел совсем немного времени, но казалось, что знаком уже много лет, возвращаться в промозглую и хмурую Москву к пластиковым помидорам от армянского солнца и стола с овощами и фруктами из ближайшего селения.