КОЗЫРНЫЕ КАРТЫ В ПАСЬЯНСЕ «ПИРАМИДА»

7 ноября, 2017 - 13:28

Во властных кругах Армении наблюдается очередная волна нервозности и напряженной атмосферы, связанная с предстоящей сменой власти. Судя по публикациям подконтрольной властям прессы, внутри правящей элиты, начинает раскладываться своеобразный пасьянс.

Смятение внутри власти накануне апреля 2018 года прогнозировали многие аналитики. Напомним, что в апреле следующего года завершится второй срок президентства Сержа Саргсяна, и окончательно вступит в силу новая Конституция, предполагающая переход от президентской к парламентской форме государственного управления.

Большинство наблюдателей сходится во мнении, что основная борьба за власть будет происходить на линии президент Серж Саргсян – премьер-министр Карен Карапетян.

Почему мы говорим лишь о развитиях внутри власти? А потому что стиль правления президента Сержа Саргсяна, исподволь направленный на разрушение реальной оппозиции и создание вместо нее подконтрольных правящему режиму политических сил, породил весьма уродливую ситуацию на политическом поле Армении. В результате, власть и созданная ею же оппозиция, хоть и выполняют отведенные для них различные функции, но бегут в одной упряжке. А настоящая оппозиция, которая является важнейшим институтом (во всяком случае в демократических странах), в Армении выброшена на обочину политической жизни. Это первое. Кроме того, возглавляемая президентом Республиканская партия Армения (РПА), благодаря своей редкой «изобретательности», создала бесперебойно работающую машину фальсификаций, во главу угла работы которой поставлена задача воспроизводства власти. Конечно же, при таком раскладе монополия на решение вопросов, связанных со сменой власти, принадлежит правящей элите.

Эти два обстоятельства, которые предполагают существенное ограничение участия оппозиции и общества в деле формирования власти, и создали нынешнюю модель, когда центром абсолютно всех важнейших внутриполитических процессов является власть. При таком положении дел, естественно, что все основные карты для пасьянса «Пирамида» будут выбираться из колоды правящей РПА.

С другой стороны, происходящие в стране внутриполитические события были бы лишены необходимой динамичности без «борьбы противоположностей». В рамках этой борьбы предписано искусственное противостояние между двумя полюсами: властью в лице правящей РПА и «радикальной оппозицией» в лице блока «Елк» («Выход»), о котором мы писали ранее. Напомним, что в блок входят три небольшие называющие себя прозападными партии: «Республика», «Гражданский договор» и «Cветлая Армения».

Именно это искусственное противостояние создает некую интригу во внутриполитической жизни, которую и берутся освещать многочисленные СМИ, подконтрольные президентскому дворцу. При этом одной из основных задач этих СМИ является организация пиара в пользу «принципиальной» позиции блока «Елк» по любому из обсуждаемых вопросов.

Но и это еще не все. Отметим, что президент Серж Саргсян, в отличие от своего нервного, истеричного, склонного к использованию насильственных методов предшественника Роберта Кочаряна, использует так называемую «мягкую силу». В ходе выборов разного уровня фальсификации осуществляются практически без какого-либо насилия. Подобный тонкий подход лежит и в основе большинства внутриполитических (или, скорее всего, внутривластных) разборок, в том числе и в процессах, связанный с борьбой за власть.

Хорошо известно, что Серж Саргсян никак не хочет расставаться с властью и пытается после окончания президентского срока «возродиться из пепла» то ли в роли главы Совета национальной безопасности, которому по сведениям некоторых источников, будут предоставлены очень большие полномочия, то ли в роли премьер-министра. Причем, о втором варианте СМИ начали говорить совсем недавно, отводя при этом действующему премьеру Карену Карапетяну роль вице-премьера. Кстати, на пресс-конференции 2 ноября глава правительства опроверг и назвал бессмысленными разговоры о том, что между ним и президентом достигнута договоренность о том, что в 2018 году он (Карапетян) займет пост вице-премьера. По его словам, после 9 апреля 2018 года Республиканская партия Армении совместно с партнером по коалиции партией АРФ «Дашнакцутюн» выдвинет своего кандидата на пост премьера.

Относительно того желает ли Карен Карапетян после апреля 2018 года оставаться на посту премьера и какие у него цели, он сказал: «Я четко заявлял, что готов продолжить работу, в рамках своих возможностей. Что я хочу делать? Возможно, это прозвучит несколько громогласно, но служить нашей стране. Я уверен, что у нас может быть лучшая страна».

Возвращаясь к вопросу о стремлении Сержа Саргсяна во что бы ни стало остаться у власти, отметим, что при любом раскладе конкурентом номер один для Сержа Саргсяна в его борьбе за власть является Карен Карапетян. Но формально премьер-министр является вторым после президента человеком в Республиканской партии, как можно его критиковать и тем более подвергать травле первого заместителя президента по партии?

Для этого власть, исходя из той же логики «мягкой силы», использует систематическую информационную атаку против премьера. Время от времени к этой информационной атаке, осуществляемой подконтрольными президентскому дворцу СМИ, присоединяется и «радикальная оппозиция» в лице блока «Елк», предоставляя своими критическими замечаниями в адрес неэффективно работающего правительства новую подпитку для очередной волны травли премьер-министра в СМИ. Можно сказать, что подконтрольная властям пресса и блок «Елк» являются двумя сообщающимися сосудами.

Действительно, никогда еще в Армении премьер-министр не становился объектом столь жесткой критики, как сегодня Карапетян.

В чем же обвиняют действующего главу правительства? Практически во всем – в замедлении темпов экономического роста, в отсутствии обещанных инвестиций, в повышении цен на ряд основных продуктов питания, в расхищении правительством общественных средств и пр. Некоторые журналисты договорилось до того, что Карен Карапетян потерял поддержку со стороны своего российского коллеги Дмитрия Медведева. При этом, правда, сколь-либо разумных доводов не приводится.

Но больше всего говорится о том, что заявка Карена Карапетяна на власть является несерьезной, так как он за весь прошедший год больше занимался пиаром, нежели политикой. А общество не услышало от него какого-либо политического заявления, также как и не видело стоящую рядом с ним политическую команду.

Между тем, по действующей сегодня в стране Конституции 2005 года главный мандат на власть находится у президента, который отвечает за внешнюю политику и за сферу безопасности. Именно поэтому во время формирования правительства кадровые назначения на пост министра иностранных дел, а также глав силовых ведомств делаются по согласованию с президентом. А, если президент ещё и возглавляет партию парламентского большинства, как в случае с Сержем Саргсяном, то он становится также главной фигурой во внутриполитической жизни страны.

Премьер-министру оставлены сферы экономики, социальных и гуманитарных проблем. Поэтому Карен Карапетян, который полностью выполняет правила игры, сосредоточил свою деятельность на указанных сферах. Он, не делает заявлений, относящихся к внешней политике или к вопросам обеспечения безопасности.

Таким образом, разговоры об отсутствии политических шагов или заявлений со стороны Карапетяна являются по сути бессмысленными и демонстрируют или полное непонимание существующих в стране реалий, или, скорее всего, весьма эффективно используются в информационной кампании против премьер-министра.

Однако, несмотря на откровенную травлю Карена Карапетяна в СМИ и в целом различные пропагандистские уловки, премьер остается одной из самых главных фигур в пирамиде пасьянса.

Некоторые наблюдатели выражают обеспокоенность тем, что неопределённость в вопросе власти является вызовом для правящей элиты, а то для государственной системы. При этом проводятся параллели с 1999 годом, когда существующее в стране двоевластие (имеется в виду президент Роберт Кочарян и премьер-министр Вазген Саркисян) косвенно способствовало теракту в парламенте 27 октября 1999 года. Тем самым, делается намек на то, что теракт в Национальном Собрании был результатом двоевластия.

На самом деле причины теракта в парламенте лежат в совершенно иной плоскости, но сейчас речь не о подоплёке трагических событий 18-летней давности.

На настоящий момент главные игроки в пирамиде власти, то есть президент и премьер-министр, не выходят за рамки своих обязательств и полномочий, не переходят границы корректности и не делают выпадов друг против друга. Выше уже было сказано, что Карен Карапетян совершенно не вмешивается в вопросы, связанные с внешней политикой, обороной или безопасностью. И, хотя время от времени президент делает заявления, относящиеся к сфере экономики, он также не нарушает правил игры, так как у него есть первичный мандат на власть и он является главой правящей Республиканской партии Армении. Пока публичные взаимоотношения между Саргсяном и Карапетяном носят корректный и мирный характер.

Правда, многие эксперты полагают, что главные события в период, предшествующий смене власти, развернутся во время обсуждения и принятия проекта государственного бюджета, а также чуть позже по времени, на выборах в парламенте нового президента. Действительно, это два больших политических повода для того, чтобы прояснить внутриполитическую ситуацию и возможные дальнейшие развития, и новые взаимоотношения внутри власти.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image