АРМЯНОФОБИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

7 января, 2014 - 14:19

Глава 9. Армянофобия в СМИ

Процесс усиления антиармянской пропаганды и насаждения ненависти в обществе необходимо рассматривать в контексте агрессии по отношению к армянской идентичности и к армянской государственности.

Особую нишу в этом процессе занимают СМИ и журналисты, которые, с одной стороны, являются активными потребителями государственной пропаганды и идеологии и находятся на «первой линии фронта», поскольку имеют непосредственный контакт с заказчиками и вдохновителями, а не опосредованный, как простые обыватели, а с другой – являются ее проводниками и реализаторами.

В этом контексте азербайджанская журналистика находится под двойным прессом: получив щедрую порцию ненависти и агрессии, пропускает их через себя, а до широких масс доносит уже в виде собственных умозаключений и мировоззрения, в нужных выражениях и окраске.

Наряду с агрессивной подпиткой и постоянными, не реализуемыми обещаниями скорой расправы над врагом существует проблема отсутствия выходов накопившейся отрицательной эмоциональной энергии. Без этого агрессия и ненависть направляется вовнутрь, что вызывает обострение криминогенной обстановки, рост суицидов и прочих деструктивных явлений в обществе.

Все это становится причиной фрустрационной агрессии – агрессии против тех, кто препятствует достижению значимых целей. А значимая цель в современном азербайджанском обществе перенаправлена с насущной на второстепенную. То есть решение социально-бытовых, правовых, культурно-образовательных проблем замещено армянофобией и вытекающей из нее задачи «возврата Карабаха». И пока Карабах не будет возвращен, пока армяне не будут истреблены[237], счастье на земле азербайджанской не наступит.

Журналисты, в отличие от простых обывателей, имея возможность выражать свои эмоции, но не имея прямого доступа к объекту ненависти, переносят свою агрессию из фрустрационной плоскости в вербальную. Таким образом они удовлетворяют потребности заказчика (власти), потребителя (народа) и свои собственные.

Самым ярким проявлением вербальной агрессии является поток оскорблений, льющийся со страниц передовой азербайджанской прессы, которую можно квалифицировать как активную прямую вербальную агрессию[a]. Активная прямая вербальная агрессия – форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно таких компонентов речи, как оскорбление или унижение другого человека, группы или общности.

Следует отметить, что помимо собственной аналитики азербайджанские СМИ активно цитируют экспертов, историков и артистов как из Азербайджана, так и иностранцев, которых приглашают в Баку и с удовольствием предоставляют площадку для нелицеприятных высказываний в адрес армян. Причем чем ярче и откровеннее оскорбления, тем больший позитивный резонанс они встречают среди азербайджанской общественности, гражданского общества и властных структур.

Спектр вольного стиля изложения и категориального аппарата довольно широк.

Банальные оскорбления и нецензурные выражения

    Если сравнить все государства мира, вместе взятые, с одной большой семьей, то, несомненно, «Великая Армения» в ней займет место уродца. Вечно этот уродец чем-то недоволен, в отличие от других старается напакостить, украсть. А когда требуешь вернуть украденное, начинает горько плакать, вопить, реветь, визжать, как свинья, мол, никто меня не любит. И что странно, старшие братья – Иван, Жан, Джон – не то что не наказывают несносного уродца, наоборот, всячески поощряют его, поглаживая по головке, что еще больше разыгрывает аппетит хапуги. Поощряют и помогают крохами с барского стола. Не остался в стороне и двоюродный брат Синь, который, видя, как прозябает в нищете уродец, подарил ему несколько сотен автобусов»[238].

    «И только после того как Турция согласилась принять их у себя, их просто выдворили из «великого херостана», содрав с них последние деньги за содержание и пользование общественным туалетом. <...>И нечего по-шакальи кидаться на Азербайджан и Рамиля Сафарова. Не вам оценивать наши действия, для этого нужны мозги, а не «эчмиадзинская бастурма»[239].

    Эй, подлый враг! Будь уверен, что мы возьмем не только Карабах, но и весь Иряван, это – наша высшая цель. Мы сотрем с лица земли вас и ваше фальшивое государство. Наша чаша терпения переполнилась. Земной шар каждый день будет спасен нами от сотен армян. Не особо надейтесь на своих “дядь”, “медведей” и “женщин”, поздно уже, мы дали вам достаточное время, чтобы вы убрались с наших земель. Эй, никчемные!
    Будьте уверены, что до Судного дня наше славное знамя возвысится в небеса на наших землях. Пусть никто не забудет, какой кровью мы защищали эту Родину! Мы будем биться до последнего армянина на этой Земле!»[240].

Сравнение армян с представителями растительного, животного мира или микромира

    Армянство – это как разновидность того же гриппа. Есть свиной грипп, а есть армянский грипп. В самом деле, почему бы не быть «настоящему армянскому гриппу», если есть армянский пылесос, армянская кукуруза и армянское пальто. Оно бы и не ничего, если зараза эта не принимала бы характер эпидемии, с которой надо беспощадно бороться. Мы не случайно начали со сравнения армянства с заразой. Мне уже неоднократно приходилось писать о том, что победить этот вирус можно, только познав его сущность и, выработав против него иммунитет, безжалостно уничтожать»[241].

    «Как известно, шакал — довольно робкий зверь, но при этом он отличается хитростью и нахальностью, промышляет отбросами, ворует при случае домашнюю птицу, выходит на поля. Шакал — типичный «помоечный» зверь, разносчик заразы и паразитов и на Востоке ассоциируется с мелочным заискиванием, лизоблюдством, подхалимством. Он олицетворяет также трусость и подлость. В этих странах слова «шакал», «сын шакала» — грубые ругательства. Характеристика этого зверька никого не напоминает? Правильно, его характеристика один в один повторяет образ жизни и поведение армян. Они точно так же, как и шакалы, трусливые, подлые, нахальные и хитрые. Глядя на их поведение, невольно приходишь к мысли, что в конце 19-го века образ Табаки Киплинг списал с недавно поселившихся на Южном Кавказе армян»[242].

Приписывание определенных коллективных качеств – армянская подлость, армянское коварство; армяне – воры, трусы, низшая раса и пр.

    «А потому, хорошо зная коварство и вероломство армян, их природную склонность к предательству своих друзей и союзников, лишившихся высоких постов, уже сейчас можно гарантировать, что после декабря этого года привыкшему к
    «армянскому гостеприимству» Затулину придется увидеть гнилую изнанку армянской душонки. Но это все будет потом, а пока Константин Федорович – желанный гость карабахских сепаратистов»[243].

    «Однако длительное отсутствие у армян навыков построения государства, дурная привычка воровать культуру, историю и земли соседних народов в итоге оборачивалась бедствиями для самого же армянского народа, который прошел за века огромный маршрут от Балкан, Средиземноморья, Малой Азии и до Кавказа. Неумение или нежелание строить нормальные отношения с соседними народами или же вероломное предательство их и является основной причиной бедствий и постоянного кочевого образа жизни армянского этноса»[244].

    «Ложь, коварство, подхалимство, трусость, дикость, варварство, безнравственность, нанесение удара в спину – основные симптомы «армянской болезни». В психологии армянских писателей, заразившихся этой болезнью, широко распространена некрофилия»[245].

    «Но, милейший, прошу прощения, так то же украинский народ, в наличии чести и достоинства у которого никто и никогда не сомневался. А о какой чести или достоинстве армян можно говорить? Еще в 19-м веке великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин хорошенько разглядел армян, написав в своей поэме «Тазит» знаменитое: «Ты трус, ты раб, ты армянин!» <...> Но наглость и высокомерие у армян довольно неплохо соседствуют с природной завистью»[246].

    Великий Бернард Шоу как-то изрек: «Ненависть – месть труса за испытанный им страх». Я вспомнил об этом афоризме неспроста – именно он наиболее точно объясняет причину той ненависти, которую испытывали, испытывают и будут испытывать армяне к представителям еврейского народа. Это действительно ярко выраженная месть труса. Мелкая, грязная, дешевая – в духе идеологов мирового армянства, которое из поколения в поколение холит и лелеет данное низкое чувство»[247].

    «Насколько прав был президент Ильхам Алиев в выборе адекватной терминологии, характеризующей эту безродную свору – ДИКАРИ! Только безземельное хайское дикарьё[b] способно убивать детей! Неправда, что дикари не имеют национальности. Она у них есть – армянская национальность!»[248].

Уничижительные комментарии в адрес армянских женщин

    «В Армении богиней проституции почитали Анаис[c] храм которой напоминал собой храм Мелитты в Вавилоне. Вокруг этого храма находились обширные поля, окруженные высокими стенами, за которыми жили женщины, посвятившие себя этой богине. Вход сюда разрешался одним только чужестранцам. Жрецы и жрицы этого храма избирались из представителей и представительниц самых благородных и знатных фамилий страны, причем продолжительность служения их богине определялась всегда их родными. Уходя оттуда, женщины эти оставляли в пользу храма все, что они заработали, и с успехом выходили замуж, причем женихи их справлялись в храме об их поведении. Девушка, которую посетило наибольшее число иностранцев, считалась самой желанной невестой»,– написано в этой книге. И этот труд Чезаре Ломброзо дает ответ на вопрос об истоках «армянской формулы чести»[249].

    «Впрочем, зная о любвеобильности большей части прекрасной половины армянского народа, о ее патологической тяге к сильной половине азербайджанского народа, нетрудно догадаться, какой «экзамен» устроил претендентке на вакантное место ее будущий начальник»[250].

    «Развратные и невоспитанные женщины встречаются среди представительниц любой национальности. Но распутство армянских женщин, представительниц древнейшей профессии, известно во всем мире. В действительности это говорю не только я. Например, известный русский историк Василий Величко писал: «Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда насильно и вынужденно…» <…> Армянская конституция тоже не запрещает проституцию. На самом деле, женщина этой национальности – проститутка, а мужчины – «красавцы»[d].

    «И еще один важный нюанс, который армяне не заметили (или не захотели заметить): никто не задался вопросом, почему Грачья Арутюнян лежал в палате в цветном женском халате? Неужели мужского не нашлось? А может ему нравится переодеваться в женскую одежду? Но, скорее всего, это национальный наряд армян. Женщины в них встречают клиентов, пока мужья зарабатывают в поте лица в России, ну, а мужчин в тех же нарядах водят по судам…»[251].

Личные оскорбления в адрес тех или иных представителей этнических армян, членов их семьи, предков, дружеского окружения и сотрудников

    «К сожалению, подонок, убийца азербайджанцев и насильник армянских девушек Карабаха до сих пор на свободе. Поразительно, но даже зная о таком «послужном списке» Бабаяна, армяне продолжают считать его героем и помпезно отмечать день рождения ублюдка. Видать, заслуги в деле изгнания азербайджанского населения из Карабаха перевешивают поруганную честь армянских девушек. Что ж, каков народ, таковы у него и герои. С днем рождения Вас, Самвел Андраникович[252].

Оскорбления в адрес неармян, занимающих мнимую антиазербайджанскую позицию

    «Хотим коснуться той сферы, до которой нашу страну стараются не подпускать даже на пушечный выстрел. Конечно же, вы догадались – это зарубежное телевидение. А если быть точнее, российское. И даже не той ее части, которая отвечает за вещание того или иного телевизионного материала, то есть редакционного коллектива, в котором как щупальца спрута невооруженным взглядом проглядывают армянские фамилии, а телевизионные конкурсы. В частности, музыкальные»[253].

    «Факт, что эта женщина (Кэролайн Кокс), получая деньги армянского лобби, уже много лет постоянно занимается деструктивной деятельностью, и никто в мире противостоять этому не может»[254].

    Новруз Мамедов: «На страницах различных печатных изданий неоднократно звучало, что у Казимирова, являвшегося сопредседателем Минской группы ОБСЕ в 1992-1996 годах, большие проблемы со здравомыслием и логикой. <…> Ведь эти качества сопровождают его с юности. Однако в последнее время старческий маразм, в связи с возрастом постигший этого находящегося на пенсии дипломата, добавил ему еще и политическую шизофрению. <…> Прекрасно понимая, что Казимиров согласен на любой шаг за деньги, его армянские пособники, пользующиеся сделкой, так обрадовались, что переносят разжеванные мысли из одной статьи в другую.
    <…> Это показывает, что больным мышлением обладает не только Казимиров, но и пишущие за него согласно заключенной сделке. <…> Уже ровно 20 лет Казимиров действует как наемный агент МИД Армении в России. Такие дипломаты не могут понять (потому что живут с парализованным мышлением), что на самом деле они создают большие проблемы для России. Казимиров - один из виновников самых больших катастроф ХХ века. В столь пожилом возрасте он вполне может гордиться своей шизофренией. Наверное, чувствуя, что доживает последние дни, Казимиров считает долгом в своей наемной деятельности выпустить всю накопившуюся в нем годами вонь, грязь, злобные намерения. Сам он ничего не говорит. Ведь он не может нормально говорить и поэтому дал согласие армянским друзьям писать все, что угодно со ссылкой на него. Для служащего армянам с 1992 года (растоптавшего честь и достоинство дипломата) старого хрыча уже не осталось ничего недозволенного.<…> Казимиров, во всяком случае, Вы себя хорошо знаете. Вы знаете, что очень мелки в своей злобности. <…> На самом деле вся ваша жизнь не стоит плевка <…> [255].

Здесь имеет место широкомасштабная эксплуатация «языка вражды», определяемого как форма самовыражения, включающая распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

Язык вражды – так принято обобщать все языковые средства выражения резко отрицательного отношения «оппонентов» – носителей иной системы религиозных, национальных, культурных или же более специфических, субкультурных ценностей. Это явление может выступать как форма проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости <…>. И, кроме того, как частный случай – может являть собой отсутствие культуры ведения дискуссии[256].

Применительно к азербайджанским СМИ можно выделить несколько типов «языка вражды».

Умышленный акцент на этническое происхождение героя статьи, его армянского окружения, или подозрения на это

    «Армяне воруют везде, даже за океаном, в Америке! В калифорнийском городе Бербанк задержаны двое армян, один из которых – подросток, вероятно, проходивший воровскую практику у более старшего товарища. А на очереди уже десятки тысяч жаждущих переехать в благословенные штаты из голодающей Армении. Так что, берегись, Америка! Армяне - народ талантливый и воровать умеет»[257].

Кричащий заголовок или анонс, не только не отражающий содержание статьи, но и обязательно содержащий оскорбительное или некорректное высказывание в адрес армян

    «Ненависть заложена в природе армян. Она беспредельна»[258]
    «Коварный план оккупантов»[259]
    «Очередная подлость армян в преддверии 20-го января»[260]
    «На заседании ПАСЕ Армении необходимо было предстать беззащитной девкой…»[261]
    «Очередная подлость армян с попустительства организаторов выставки»[262]

Статистическая эквилибристика, умышленное округление и увеличение цифр, масштабов и статистических данных с целью усугубить негативное отношение к армянам

    Миф о миллионе беженцев:

    Ильхам Алиев: «Растет и численность вынужденных переселенцев. Если в 1992 году их число составляло один миллион, то сейчас - 1 миллион 100 тысяч, возможно, даже больше – 1 миллион 200 тысяч»[263]

    Ильхам Алиев: « Как известно, в результате агрессии со стороны Армении было оккупировано 20 процентов азербайджанских земель, появилось более одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, которые жили в очень тяжелых условиях – в палаточных городках и в других непригодных для жизни местах»[264].

    Ариф Юнусов:[265] «1 февраля 1990г. Госкомстат Азербайджана официально зарегистрировал в республике 207,5 тыс. беженцев, устремившихся из Армении в Азербайджан, а также около 48 тыс. месхетинских турок. Впоследствии часть беженцев из Армении и Узбекистана выехала в Россию, но в любом случае численность беженцев из Армении и Узбекистана в Азербайджане колебалась всегда в пределах 210-230 тыс. человек. <…> В начале 1994 г. правительство Азербайджана заявило о наличии в стране более 1 млн. беженцев и перемещенных лиц. Позже ситуация в Азербайджане несколько стабилизировалась, и 1 апреля 1998 г. власти республики заявили о регистрации в стране около 233 тыс. беженцев из Армении и Узбекистана и 611 тыс. вынужденных переселенцев. Таким образом, по официальным данным, в Азербайджане всего зарегистрировано 844 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, что составляет около 11% населения республики. Однако по данным УВКБ ООН и MOM, в Азербайджане - 782 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Эти данные близки к истине и находят поддержку у независимых экспертов, полагающих, что число беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане составляет 750 тыс. человек, или 9% населения»

Отметим, что и Ариф Юнусов далек от реальной цифры, увеличив ее всего на 50% , тогда как официальный Баку их удвоил. Согласно данным и.о. президента НКР Леонарда Петросяна от 1997 года, число беженцев и перемещенных лиц составляет 583 тыс. чел[266].

    Из Армении в 1988-89 годы выехало 168 тысяч азербайджанцев, покинувших Армению через 8-10 месяцев после погромов армян в Сумгаите и насильственного изгнания более 350 тысяч армян из АзССР. Бывшую НКАО в 1991-92 годы в ходе военных действий покинуло практически все азербайджанское население – 40,6 тысяч человек, или 21,5% ее населения (по данным переписи 1989 г.).
    Отметим, что Азербайджан намеренно завышает численность азербайджанского населения бывшей НКАО, говоря о “60 тысячах” азербайджанцев, или о «трети населения НКАО» Азербайджанское население Шаумяновского района осталось в своих домах во всех 4-х азербайджанских селах, расположенных по периметру границ района в его северной и восточной частях. <…> Согласно вышеуказанным азербайджанским же данным, численность населения 7 районов, полностью или частично занятых Армией обороны НК, составляла в 1989 г. 483,9 тыс. человек.
    С учетом того факта, что Агдамский и Физулинский районы заняты частично, общее число перемещенных лиц, покинувших указанные районы, составило примерно 420 тысяч человек, из которых 45 тысяч, по азербайджанским же данным, вернулись в 1997 году в свои дома.
    Таким образом, из общего числа жителей указанных семи районов лишь 375 тысяч человек являются перемещенными лицами и беженцами Общее количество азербайджанских беженцев и перемещенных лиц в АР, таким образом, складывается из вышеназванного числа, к которому следует приплюсовать количество беженцев из Армении (168 тысяч человек, которые, как отмечалось выше, обменяли дома или получили компенсацию и поэтому лишь с натяжкой могут считаться беженцами) и Нагорного Карабаха (40 тысяч человек).
    Таким образом, в Азербайджане вследствие нагорно-карабахского конфликта насчитывается 583 тысячи беженцев и перемещенных лиц, что составляет 7,9 процента декларируемой Азербайджаном официальной численности населения Азербайджанской Республики.

    Миф об «оккупации» 20% территории Азербайджана

    Рамиз Мехтиев: «Армения, которая не считается с этими факторами, осуществила открытый акт военной агрессии, вовлекла Азербайджан в вооруженный конфликт и оккупировала 20 процентов территории страны»[267].

    В реальности же Армия обороны НК в ходе боевых действий заняла полностью 5 районов АР (Лачинский (1835 кв.км.), Кельбаджарский (1936 кв.км.), Кубатлинский (802 кв.км.), Зангеланский (707 кв.км.) и Джебраильский (1050 кв.км.)). Агдамский и Физулинский районы заняты частично, в целом примерно на 30 процентов (383 кв. км и 347 кв. км соответственно). <…> Общая площадь территории АР, находящейся под контролем НКР, равняется 7059 кв. км, что составляет 8 процентов от территории бывшей АзССР, то есть в два с половиной раза меньше 20%, о которых постоянно твердят руководители и представители АР, намеренно вводя в заблуждение международное сообщество и мировое общественное мнение[268].

    Следует подчеркнуть, что даже с учетом площади самой НКАО, общая площадь неподконтрольных Баку территорий бывшей Азербайджанской ССР равна 11309 кв. км, что составляет 13,05% процентов.

    С. Кара-Мурза дает довольно точное объяснение причине жонглирования цифрами: «Магическая сила внушения, которой обладает число, такова, что если человек воспринял какое-либо абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Число имеет свойство застревать в мозгу необратимо»[269].

Перенос акцента с внутренних проблем на агрессивную риторику и оскорбления в адрес армян

    «Наши дети смотрят на другие дома, видят, что другие люди живут хорошо, и им становится стыдно,– говорит Джамиля, вернувшись. – Пишите, что в этом виноваты проклятые армяне»[270].

Энциклопедия Britannica расистским квалифицирует убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы.

    «Но раз уж речь зашла о культуре, то не станем распылять внимание читателей на грязь, беспринципность, жадность, трусость, подлость, коварство, предательство, жестокость, зависть, цинизм и все то омерзительное, что переполняет внутренний мир армян»[271].

В современном Азербайджане вербальная агрессия считается хорошим тоном, несмотря на то, что все вышеперечисленное, помимо несоответствия профессиональной этике, еще и является нарушением именно азербайджанского законодательства и подпадает под статью 148 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики[272].

Статья 148. Оскорбление

    148.1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, либо общественными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до шести месяцев.

 

[a] Существуют также активные непрямые, пассивные прямые и пассивные непрямые виды вербальной агрессии

[b] События, связанные с гибелью детей в прифронтовой зоне. Азербайджан отказался проводить международное транспарентное расследование, ограничившись голословными обвинениями в адрес не Армении, а армян как этнической единицы.

[c] Подразумевается армянская античная богиня-мать, богиня плодородия и любви Анаит, дочь (или жена) Арамазда (верховного бога).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image