С ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНА КРИТИКА В СМИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ АРМЕНИИ
Акции протеста нескольких сот студентов против принятого 15 ноября закона «О воинской службе и статусе военнослужащего», предусматривающего полную отмену отсрочки от воинской службы по учебе, практически прекратились. Напомним, что студенческое движение возглавила инициатива «Во имя развития науки».
Угасанию протестов группы студентов одного отдельно взятого вуза (имеется в виду Ереванский государственный университет – ЕГУ), способствовало несколько факторов. Во-первых, отсутствие поддержки в обществе. Ведь большая часть студентов, за редким исключением, служит в армии. А исключение составляют не те, кто хорошо учится, а те, кто получил высокие баллы на вступительных экзаменах в вузы. Именно эта категория, благодаря хорошо налаженной коррупционной схеме, получала отсрочку от службы в армии до окончания вуза. После чего более 80 % из этой категории в рамках тех или иных коррупционных схем, то ли «усиленно двигало вперед армянскую науку», то ли растворялось в просторах России и других стран, но уж никак не служило в армии.
Второй фактор – последовательная и одновременно внешне демократическая позиция властей. Несмотря на то, что несколько сот студентов ЕГУ, так и не добилось расширения протестного движения, власти видимо посчитали этот прецедент опасным в воюющей стране и сделали все для того, чтобы спустить протесты потенциальных уклонистов «на тормозах». Процесс пошел в русле компромиссов: в частности, по взаимной договоренности между депутатами парламента от правящей Республиканской партии Армении (РПА) и бастующими студентами была прекращена забастовка и голодовка студентов, взамен которых власти предложили организовать специальные обсуждения. Таким образом, уже после принятия закона, власти изобразили готовность выслушать предложения группы студентов ЕГУ.
22 ноября в Национальном Собрании (НС) под председательством вице-спикера НС Эдуарда Шармазанова прошел круглый стол с участием депутатов, представителей Министерства обороны и лидеров инициативы «Во имя развития науки». В ходе этой встречи было решено сформировать совместно со студентами рабочие группы, которые займутся изучением предложений протестующих против закона «О воинской службе и статусе военнослужащего». Следующая встреча состоится до 10 декабря. Скорее всего, идея создания рабочих групп по аналогии с формированием комиссий в советское время нацелена на то, чтобы благополучно похоронить неприемлемое и более того, опасное для армянской государственности движение.
И, наконец, третий фактор, который дал ответы на вопросы о том, почему во главе движения «Во имя развития науки» оказались молодые люди, уже отслужившие в армии, почему среди протестующих было много девушек, почему протесты получили широкую информационную поддержку и т.д. Оказалось, что Фонд Сороса «Открытое общество – Армения» ещё в начале октября выделил два гранта двум армянским неправительственным организациям. Первый грант на сумму в 20 тысяч долларов США фонд предоставил организации «Public agenda» («Общественная повестка») для создания альтернативной платформы, в рамках которой будет подвергнута жесткой критике предложенная министром обороны Армении концепция «нация-армия». Грант также предназначался для создания так называемых фокус-групп среди студентов с целью выяснения их позиции по данному вопросу. НПО должна была доказать, что Армения может обеспечить свою безопасность без дальнейшей милитаризации страны. Второй грант почти на ту же сумму был предоставлен другой армянской неправительственной организации «Регион» для проведения мониторинга ведущих армянских СМИ на тему освещения концепции «нация-армия».
Думается, дальнейшие комментарии излишни – так называемое движение за развитие науки и его лидеры разоблачены.
Но, если внесена определенная ясность в истоки и причины движения «борцов» за науку, то пока не совсем понятны некоторые оттенки другого процесса, как бы сопутствующего описанным событиям. Речь идет о выпадах некоторых политиков против министра обороны Вигена Саркисяна. Кроме того, события последнего месяца продемонстрировали, что объектом травли СМИ, подконтрольных президентскому дворцу, наряду с премьер-министром Кареном Карапетяном, стал министр обороны Виген Саркисян.
Кампания против министра обороны началась с сообщения жены экс-министра обороны Сейрана Оганяна Рузанны Хачатрян на её в Facebook о таинственном высокопоставленном чиновнике, который произносит высокопарные речи о необходимости военной службы, равенстве призывников, в то время как он сам уклонился от службы в Вооруженных Силах. «И сегодня он как большой “философ”, как великий “учитель”, грозя пальцем с различных трибун, пытается давать менторские наставления молодому поколению. В этом случае остается только воскликнуть: “О времена! О нравы!”» – пишет Р. Хачатрян.
В этой публикации многие уловили скрытый намек на министра обороны Вигена Саркисяна. Министерство обороны сразу же напомнило Рузанне Хачатрян об ответственности за предоставление ложных сведений. «Министр обороны Виген Саркисян никогда не уклонялся от воинской службы. В установленном законом Республики Армения порядке он выполнил свой конституционный долг по защите родины, прослужив в вооруженных силах Армении в качестве офицера», – заявил пресс-секретарь министра обороны Арцрун Ованнисян.
Трудно сказать, что или кто толкнул на подобный шаг амбициозную даму, которая за годы пребывания своего супруга на посту министра обороны успела защитить не только кандидатскую, но и докторскую диссертацию в области стоматологии. Важно то, что её публикация в Facebook нашла дальнейшее продолжение в некоторых СМИ, поспешивших заверить читателей в том, что публикация жены Сейрана Оганяна нанесла удар по политической карьере министра обороны.
Среди политиков наиболее активным в этом плане оказался не прошедший военную службу глава псевдоопозиционной парламентской фракции «Елк» («Выход») Никол Пашинян, который призвал депутатов и СМИ подробно изучить и разобраться в публикации жены экс-министра обороны. Однако «радикальный оппозиционер» Пашинян, за «благими помыслами» которого скрывается служение действующему режиму, на этом не остановился. Он отправил военному комиссару Армении Генриху Мурадяну депутатский запрос, относящийся к военной службы министра. Согласно ответному письму военкома, опубликованному армянской редакцией радиостанции «Свобода», в 2000 году Виген Саргсян был призван на действительную военную службу сроком до трех лет, будучи назначенным на должность референта отдела организационного обеспечения административного аппарата министра обороны. А до осеннего призыва 2000 года Виген Саргсян воспользовался отсрочкой для продолжения учебы, согласно действующему на то время закону. Генрик Мурадян также отметил, что «Виген Саргсян в 2000 году получил квалификацию в качестве офицера запаса и получил начальное воинское звание лейтенанта запаса.
Ранее Виген Саргсян заявил, что в его биографии не было эпизодов уклонения от армии. В 1992 году, в возрасте 17 лет, он поступил на факультет международных отношений Ереванского государственного университета, а также параллельно заочно учился в Санкт-Петербургской государственной академии управления. В этот период он воспользовался своим правом на отсрочку. «Я служил в Вооруженных силах в порядке, установленном законом, чем я очень горжусь», – заявил министр.
Все это основательно сбавило обороты пиар-кампании против министра обороны. СМИ, как по команде из одного и того же центра, сразу же забыли про публикацию Рузанны Хачатрян.Однако на этом нападки на Вигена Саркисяна не закончилась, получив «второе дыхание» во время разгара вышеупомянутого так называемого студенческого движения «Во имя развития науки». Подконтрольные президентскому дворцу СМИ писали, что министр обороны одержал победу над студентами, но при этом потерпел политическое поражение. Его обвинили в отсутствии демократических подходов и должной гибкости во время обсуждения законопроекта в Национальном Собрании. Не обошлось и без обвинений министра в отсутствии политической харизмы. Некоторые СМИ написали, что Виген Саргсян не сумел самостоятельно, без поддержки президента, даже обеспечить кворум на заседании постоянной парламентской комиссии по обороне.
В. Саркисян считался выдвиженцем президента Сержа Саргсяна. Выше уже было сказано, что В.Саркисян служил референтом в 2000-2003 гг. у министра обороны, занимаемого в тот период нынешним главой государства. Далее с 2003 по 2009 год Виген Саркисян был помощником президента (Роберт Кочарян, с апреля 2008 года Серж Саргсян), с 2009 по 2011 гг. он был заместителем руководителя аппарата президента. В октябре 2011 года назначен на пост руководителя аппарата президента, который занимал до октября 2016 года, то есть вплоть до назначения главой оборонного ведомства.
Исходя из этих фактов, многие эксперты уверенно считали Вигена Саркисяна человеком президента и фигурой, лишенной какой-либо самостоятельности. Имя министра обороны упоминалось в ряде аналитических раскладов на будущее. Согласно этим построениям, если нынешнему президенту не удастся занять кресло премьера, и он будет вынужден довольствоваться вариантом управления страной с поста Генерального секретаря (председателя) РПА, то наиболее предпочтительной фигурой на посту премьер-министра является полностью подконтрольный президенту Виген Саркисян.
Некоторые политологи рассматривали фигуру Вигена Саркисяна как альтернативу Карену Карапетяну на посту премьера. Показателем высокого доверия президента к своему протеже стало и то обстоятельство, что именно министр обороны возглавил пропорциональный список правящей РПА на парламентских выборах этого года.
Что могло стать причиной серьезных нападок на министра обороны, пользовавшегося казалось неограниченным доверием президента Сержа Саргсяна? Прежде чем ответить на этот вопрос заметим, что кампания против В.Саркисяна не ударила, да и не могла ударить по его реноме. Инициированный им и принятый парламентом законопроект «О воинской службе и статусе военнослужащего» – это, пожалуй, единственный закон за долгие годы, который направлен на восстановление социальной справедливости. Особенно приветствовали принятие этого закона военнослужащие.
На этом фоне заявления в подконтрольных президентскому дворцу СМИ о том, что политическая карьера Вигена Саркисяна потерпела фиаско, истеричные вопли некоторых политиков о том, что министр служил не в армии, а в кабинетах Минобороны, являются второстепенными.
А теперь о том, почему вдруг протеже Сержа Саргсяна стал объектом критики в провластных СМИ. До окончания второго президентского срока Сержа Саргсяна осталось всего несколько месяцев. Совершенно очевидно, что в этом русле внутри власти идут различные процессы, о которых лишь приходиться догадываться.
Некоторые эксперты всегда считали Вигена Саркисяна (если выражаться несколько прямолинейно и упрощённо) креатурой США. В этом плане он рассматривался как некий антипод Карену Карапетяну, который (с аналогичными оговорками) считается креатурой Кремля.
По мнению некоторых наблюдателей, сильные позиции России в Армении значительно снижают успех западных проектов, что может вытолкнуть их участников на политическую обочину. Не исключено, что именно исходя из этого, министр обороны мог бы начать медленный «дрейф» в сторону премьер-министра, отдалившись от комбинаций нынешнего главы государства.
Наира АКОПЯН
Комментарии
Гость (читатель)
29 ноября, 2017 - 19:11
Постоянная ссылка (Permalink)
Там, где появляется Наира
Там, где появляется Наира Акопян мальчикам и девочкам от горшка два вершка делать нечего.
Добавить комментарий