Деградация политического поля в Армении – до и после конституционной реформы

18 декабря, 2017 - 14:01

На сегодня в Армении зарегистрировано более 70 политических партий. Картина, характеризующаяся столь широкой многопартийностью, существует уже многие годы. Подавляющее большинство из этих партий не играет совершенно никакой роли в политической жизни страны, ибо созданы они не исходя из политической целесообразности или интересов части общества, а в основном исходя из интересов того или иного высокопоставленного должностного лица, того или иного олигарха, группы заинтересованных лиц или внешних игроков.

Большинство из этих партий, как правило, создается накануне выборов и нацелено на решение ситуативных задач. Далее, из-за отсутствия идеологии и реальной программы, многие из этих партий через определенное время сходит с политической арены, превращаясь то ли в политические кружки, то ли в «партии-вывески». Такие «партии-вывески» составляют подавляющее большинство среди более чем 70 официально зарегистрированных партий. Не исключено, что при определенном стечении обстоятельств некоторые из них могут быть реанимированы и запущены на политическое поле.

Так, однажды став частью проекта властей по созданию псевдоопозиции в конце 1990-х годов, партия «Оринац еркир» («Страна законности») на протяжении 17-18 лет четыре раза избиралась в Национальное Собрание страны. Причем, попеременно входила то в правящую коалицию, то в оппозицию. С течением времени, когда суть и задачи проекта под названием «Оринац еркир» стали понятны широкой общественности, эта деидеологизированная сила, исчерпавшая свои возможности, прежде всего, в роли «оппозиции», канула в лету. Покровители проекта «Оринац еркир» («ОЕ») во власти и в первую очередь нынешний президент Серж Саргсян, занимавший в годы запуска этого проекта посты силовых министров, стали рассматривать эту политическую силу как отработанный материал. Стоит отметить, что эту искусственную политическую силу в своих интересах в разное время использовали Франция, Великобритания и Россия.

Естественно, на место псевдоопозиционной партии «ОЕ» и некоторых других исчерпавших себя политических сил, должны были придти новые структуры. Таким проектом властей стал блок «Елк» («Выход»), состоящий из трех небольших прозападных партий: «Республика», а также созданных незадолго до парламентских выборов 2017 года партий «Гражданский договор» и «Светлая Армения».

По итогам парламентских выборов этого года блок, генезис и сомнительные инициативы которого мы рассматривали ранее, подробно получил 9 депутатских мандатов, набрав порядка 8% голосов. По сути, блок сыграл роль спойлера, оттянув оппозиционные голоса у партии «Армянский национальный конгресс».

Судя по убогой деятельности блока (об этом будет сказано ниже) и невысоким интеллектуальным возможностям его представителей, политический век этой структуры, изображающей радикальную оппозицию, продлится недолго. В противовес ранее использовавшимся властью в качестве «оппозиции» партиям «Оринац еркир» и «Национальное единение» (лидер Арташес Гегамян), у блока «Елк» практически отсутствует интеллектуальный потенциал.

Что касается партийных проектов внешних игроков, то здесь стоит упомянуть партии «Наследие» и «Свободные демократы». Оба проекта инициированы Западом (в частности, США), и оба проекта являются провальными, так как эти партии, даже несмотря на свое членство в парламенте, не сыграли сколь-либо существенной роли в политической жизни страны.

Как уже было сказано, в Армении сама идея формирования политических партий большей частью не связана с повесткой дня. Выше уже говорилось о задачах псевдоопозиционного блока «Елк», который пытается занять нишу оппозиции в лице партии «Армянский национальный конгресс» (АНК), возглавляемой первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном.

Между тем, для того, чтобы занять нишу реальной, а не опереточной оппозиции, блок «Елк» должен предлагать действенную политическую повестку дня, то есть поднимать те вопросы, которые волнуют общество. Однако эта политическая сила играет в игры, которые необходимы власти, озабоченной вопросами собственного выживания и воспроизводства. Последней необходимо продемонстрировать внешним игрокам, в частности, России, что в стране есть оппозиция, которая выступает против членства Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), считая интеграцию в ЕАЭС неэффективным направлением.

В рамках этого сценария властей так называемая «радикальная оппозиция» в лице парламентской фракции «Елк» выступила инициатором выхода Армении из ЕАЭС. Этой инициативе подыгрывала сама власть. Ведь после того как в профильной комиссии Национального Собрания (НС) предложение «Елк» о выходе Армении из ЕАЭС не получило поддержки, это оно было внесено в повестку дня пленарного заседания парламента. Хотя НС проголосовало против инициативы фракции «Елк» о выходе страны из ЕАЭС, в ходе обсуждения в парламенте, а также в ходе общественных слушаний нередко доминировал негативный тон. Интересно и то, что организованные парламентом общественные слушания по вопросу о выходе Армении из ЕАЭС были приглашены люди, в большинстве своем представляющие правозащитные организации. Возникают вполне естественные вопросы о том, что могут знать эти «эксперты» о Евразийском союзе и о его проблемах?

Таким образом, в НС было организовано большое шоу, дабы в очередной раз показать России, дескать, в стране есть такая оппозиция, которая поднимает вопрос о выходе Армении из ЕАЭС, и только власти являются союзниками России.

Последним действием в этом спектакле стало недавнее заявление президента Сержа Саргсяна о том, что он не слышал ни одного серьезного аргумента в пользу выхода Армении из ЕАЭС: ««Абсолютно нерациональное требование: здесь я вижу желание служить неким интересам или определенную убежденность, которая проистекает из неполного владения материалом». Что ж, вполне логичный завершающий аккорд.

Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что блок «Елк» еще пару месяцев тому назад выступил с еще одной куда более абсурдной инициативой о переименовании ереванских улиц, исходя из новых исторических реалий. Между тем, этот процесс был успешно проведен еще в первые годы обретения Арменией независимости. Насколько актуально поднимать вопрос о переименовании улиц в стране, где сегодня треть населения живет в бедности?

Некоторые эксперты считают, что о реальной оппозиционности блока «Елк» можно было бы говорить в случае самостоятельности этой силы. Однако до сих пор представители структуры, называющей себя оппозиционной, так и не сказали, из каких источников они получают финансирование. Между тем, есть достаточно веские основания считать, что так называемый оппозиционный блок финансируется одним из олигархов, близких армянской власти. Соответственно – члены блока «Елк» делают то, что нужно власти.

Кроме того, блок «Елк», впрочем, как и другая сила, выступающая в роли парламентской оппозиции – блок «Царукян», не борется за власть. Правда, в плане финансирования у блока «Царукян», все куда более понятно: он находится на содержании крупного предпринимателя, именем которого, собственно, и назван.

Но вернемся к вопросу о том, что ни той, ни другой искусственно созданной силе (блокам «Елк» и «Царукян»), власть не нужна. А если партия не борется за власть или за часть власти, то на каком основании ей можно считать серьезной политической силой?

Правда, и здесь с блоком «Царукян» или с основной силой блока партией «Процветающая Армения» (ППА) все более понятно, нежели с тройкой партий, входящих в блок «Елк». В частности, у структуры, возглавляемой Царукяном, имеются определенные экономические интересы, которые эта сила пытается защитить.

При этом не надо забывать, что ППА была изначально создана как политическая опора Роберта Кочаряна, который после окончания президентского срока в апреле 2008 года надеялся занять кресло премьер-министра. Впоследствии, по ряду причин эти планы реализованы не были.

В дальнейшем, из-за вынужденного ухода из политики зимой 2015 года «рейтингового» лидера ППА Гагика Царукяна, эта деидеологизированная структура во многом потеряла свой политический вес. Но только временно: после второго пришествия бизнесмена в политику, уже на выборах 2 апреля 2017 года возглавляемый им блок получил 31 депутатский мандат.

Несмотря на определенную популярность в обществе, блок «Царукян» или скорее всего, его ключевая составная часть – ППА, вызывает озабоченность некоторых аналитиков. Дело здесь не только в отсутствии у этой силы идеологии, или в том, что она была изначально создана исходя из конъюнктурных политических соображений, но и в том, что ППА была и остается партией одного человека.

Как уже было сказано, в Армении сама идея формирования партий большей частью не связана с политической повесткой дня.

Такая практика рождения политических сил, подходы большинства которых реально не соотносятся с происходящими в стране процессами, а тем более, с чаяниями большинства граждан, объясняется фактическим отсутствием выборной системы. Ведь на протяжении многих лет власти Армении, используя имеющийся в их распоряжении богатый арсенал фальсификаций, организовывали на выборах всех уровней нужные им результаты, обеспечивая тем самым, воспроизводство своей власти. Таким образом, система формирования партий в Армении является следствием отсутствия института выборов. С другой стороны, все эти параметры являются показателями несформировавшейся партийной системы.

На фоне перехода страны с президентской на парламентскую форму государственного правления фактор несформировавшейся партийной системы вызывает крайнюю озабоченность. Ведь процесс описанного выше формирования партий (точнее, лишь некоторые его детали) является практически перманентным. Следовательно, на политической арене – и, более того – в парламенте продолжают действовать искусственно созданные партии, своими действиями ведущих к дальнейшей деградации политического поля. В условиях принципиально иной роли парламента в конституционной схеме, которой предстоит окончательно утвердиться после апреля 2018 года, это может привести к весьма серьёзным последствиям.

Наира АКОПЯН

Комментарии

У детишек Армении такая игра называется «хагал в тун туник» (игра «в дом- дом»)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image