"Абхазский" плен Армении: как запустить торговые коридоры Грузия-Россия?

27 декабря, 2017 - 13:50

Грузия использует вопрос запуска торговых коридоров для того, чтобы сбалансировать влияние Азербайджана, считают эксперты.

Реальный формат, при котором заработают торговые коридоры из Армении и Грузии в РФ через Абхазию и Южную Осетию, существует, сказал Sputnik Армения начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.

По итогам переговоров в Берне Служба доходов Грузии (действует при Минфине страны) подписала 19 декабря контракт со швейцарской компанией SGS, которая должна обеспечить мониторинг грузов в рамках выполнения грузино-российского соглашения 2011 года "О механизмах таможенного администрирования и основных принципов мониторинга товаров".

Соглашение было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России в ВТО.

По его словам Грузия требует контроля и за "внутренними" перевозками (между РФ и Абхазией, или РФ и Южной Осетией). Если этого фактора не будет, то появится повод для переговоров, хотя они и не будут носить официального характера, потому что Грузия не признает политическую легитимность Абхазии и ЮО.

"Формат запуска торговых коридоров есть. Главное, чтобы Грузия не настаивала на том, чтобы грузы, которые не носят транзитного характера (например, Владикавказ-Цхинвал) подвергались контролю со стороны швейцарцев. От Грузии нужно добиться этого", — сказал Атаев.

По его словам, в этом случае, Абхазия и Южная Осетия пойдут на какие-то уступки. А транзитные грузы могут идти опломбированными и учитываться швейцарцами. Если Грузия не откажется от этого, то изменения позиции, в частности в Сухуми, будет трудно.

"Политическая элита Абхазии настроена очень жестко. Это состоявшееся государственное образование и их голос, политический статус и вес будет незыблем в этом вопросе", — сказал Атаев.

Он отметил, что у России в этом вопросе превалируют экономические интересы, Грузия также заинтересована в открытии транспортных коридоров, так как в Тбилиси усматривают в этом соглашении определенное признание территориальной целостности страны.

При этом, сами Абхазия, Южная Осетия, а также Армения прямо не вовлечены в процесс, хотя и для Еревана выгода от открытия коридоров очевидна, особенно, в условиях периодических перебоев на Верхнем Ларсе. Проблема, по его словам, в том, что позиции всех трех акторов не учитываются.

"Но на мой личный взгляд, лоббистских действий пока недостаточно. Армянская община Москвы делала какие-то шаги в период Иванишвили, но их было недостаточно для актуализации разговора об открытии абхазской железной дороги", — сказал Атаев.

По его словам, Еревану не хватает лоббистского потенциала, чтобы работать с политическими элитами Южной Осетии и Абхазии.

"От реализации этих транспортных коридоров выиграют все. Не выиграет только Азербайджан, жестко реагирующий на эти процессы в своих СМИ. Еще в ноябре он потребовал, чтобы по этим коридорам, в случае открытия, не провозилась военная продукция", — сказал Атаев.

Атаев отмечает, что наиболее пассивна в этом вопросе Абхазия. Абхазская политическая элита, несмотря на наличие серьезного армянского населения, заявлений по поводу железной дороги не делает.

Что касается заявления главы Южной Осетии о том, что ЮО готова рассматривать вопрос открытия торгово-экономической границы с Грузией, то оно было довольно расплывчатым. С другой стороны, по его словам, в ЮО заметен определенный промышленный рост, есть некоторые проекты, которые в перспективе должны работать на рынок Южного Кавказа.

Политтехнолог Виген Акопян считает, что подписание договора грузинской стороной стало очередным шагом в долгом процессе. Он напомнил о визитах премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Москву и Тбилиси, после которых заявлял, что в вопросе альтернативы Верхнему Ларсу "все будет хорошо и процесс идет".

"В последние месяцы, скорее всего, по этому вопросу велись серьезные переговоры, в них активное участие принимала, естественно, Россия. Заявление грузинского премьера о предоставлении Армении и Турции возможного коридора в случае закрытия Ларса не было случайным", — сказал Акопян.

По его мнению, Грузия ведет многовекторную политику и пытается уравновесить азербайджанский фактор в стране, в том числе, за счет других региональных акторов, поэтому хотят использовать карту транспортных коридоров.

Он отметил, Грузия не раз заявляла, что проблема открытия коридоров носит политический характер. Возможно, что сейчас Тбилиси пытается компенсировать политические проблемы экономическими выгодами.

Об открытии коридоров через ЮО и, в частности, Абхазию, по словам Акопяна, говорить еще очень рано. Кроме того, прямой интерес России в открытии этих путей, по словам политтехнолога, пока не виден.

"Основной заинтересованной страной пока остается Армения. Если и РФ и есть какая-то заинтересованность, то она должна быть связана с Арменией, как со стратегическим партнером", — сказал Акопян.

Что получит Россия, пока не понятно, но ее интерес может проявиться в других вопросах, так как в политике все имеет свою цену.

Летом 2017 года заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии, посол Зураб Абашидзе договорились приступить к реализации подписанного в 2011 году договора "О торговых коридорах" между Россией и Грузией через Абхазию и Южную Осетию.

Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбрали швейцарскую компанию SGS.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image