ВЕРСИЯ «МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА» ОТ АРМЯНСКОЙ ВЛАСТИ

23 января, 2018 - 01:21

Начало нового 2018 года в Армении ознаменовано некоторыми тревожными тенденциями. Речь идет в первую очередь о повышении цен, в том числе и на продукты первой необходимости, такие как масло, мясо, сахар и пр.

Естественно, любой, даже незначительный скачок цен очень ощутим в стране, где только по официальным данным, 30% населения являются бедными.

Некоторые политики и эксперты, многие СМИ отмечают, что подорожания происходят на фоне продолжающегося снижения реальных доходов граждан. По мнению ряда политиков, пока правительство обещает какой-то виртуальный экономический рост, темпы обнищания населения все более и более усиливаются.

В свою очередь представители власти не оспаривают наличие инфляции, указывая лишь на ее невысокую степень.

Некоторые политологи не исключают, что процесс повышения цен, начавшийся в канун нового года и получивший свое активное продолжение уже в 2018 году, может вызвать усиление напряженности в обществе с последующими акциями протеста. В этом плане весьма показательно заявление блока «Елк» («Выход») о проведении 19 января акции протеста против повышения цен. Прежде чем перейти к акции протеста, постараемся ответить на вопросы о причинах повышения цен и внутриполитических развитий вокруг этой проблемы.

Истоки повышения цен

С 1 января повысились тарифы на таможенное оформление более 40 наименований товаров, что привело к росту цен. Причем, в основном это товары широкого потребления, такие, как сахар, мясо, масло, автомобили и т. д. Увеличение таможенных пошлин и последующее повышение цен обусловлены, во-первых, присоединением Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Речь идет о новых пошлинах ЕАЭС, которые по части Армении были отсрочены до 2018 года.

Второй причиной повышения цен является вступление в силу с того же 1 января изменений в Налоговый кодекс (НК), принятых в декабре 2017 года. Новый НК предполагает повышение акцизных налогов на алкоголь, сигареты и пр., а главное на бензин и сжиженный газ, которые, как известно, имеют ценообразующий эффект на производство товаров и услуг. Кроме того, до 2018 года импорт и отчуждение дизельного топлива были освобождены от уплаты НДС.

Согласно расчетам Государственной комиссии по защите экономической конкуренции, в соответствии с изменениями ставок налогов, с 1 января с.г. акцизный налог на бензин составил 40000 драмов вместо 25 тысяч, а стоимость 1000 куб метров сжиженного газа возросла с 8300 до 25000 драмов. Отметим также, что поправки в НК нацелены на приведение процентных ставок акцизного налога на некоторые виды товаров в соответствие с процентными ставками, действующими в странах Евразийского экономического союза, поскольку Армения взяла на себя соответствующее обязательство.

По заверениям представителей власти, новый Налоговый кодекс призван обеспечить длительный рост экономики, стабильность и предсказуемость бизнеса, либерализацию НДС, налога на прибыль и пр. Акцизные ставки на сигареты, алкоголь, некоторые виды топлива пересмотрены с целью стабилизации бюджета.

Некоторые эксперты считают, что рост цен предусматривает увеличение налогового бремени.

При этом, эта часть экспертов считает, что для погашения долгов есть различные пути, в том числе, увеличение объема экономики или меры по обеспечению экономического развития. Однако правительство, дабы не теребить прослойку «неприкасаемых», выбрано наиболее лёгкий путь в виде увеличения налогового бремени.

Отметим, что власти объясняют повышение цен и налогов необходимостью выполнения требований со стороны международных финансовых структур, заинтересованных в погашении Арменией задолженностей по кредитам.

Первая часть «Марлезонского балета»

Другая часть экспертов полагает, что повышение цен не имеет логики, является неожиданным шагом, который не подкреплен серьезной мотивацией.

Определенное сомнение в вопросе обоснованности повышения цен выразил и президент Армении Серж Саргсян.

10 января президент созвал совещание, посвященное вопросу повышения цен, в котором приняли участие вице-премьер Ваче Габриелян, министры экономического блока, главы Центробанка и Государственного комитета по налогам и др. ответственные лица.

Серж Саргсян отметил, что ожидает от ответственных лиц (при сохранении конкурентных условий) осуществления строгого контроля за повышением цен на отдельные товары. Он также потребовал представить объективные причины и обоснования инфляции. Кроме того, президент потребовал представить решения по смягчению последствий повышения цен.

Но изменения в НК были соотнесены с бюджетом на 2018 год, вносимым поправкам правительство представило соответствующие объяснения в парламенте. В пояснительной записке правительства сообщалось о повышении цен, кроме того, был представлен довольно большой перечень товаров.

Некоторые аналитики уверены, что правительство действовало согласно экономической логике.

Поскольку начал действовать Таможенный кодекс ЕАЭС, то естественно, доходы от сбора налогов на границе изменились. Вместо этого было необходимо увеличить финансовые потоки из других источников, что и было сделано через эти изменения в НК. Вдобавок ко всему в 2018-2020 гг. Армения должна вернуть довольно большие суммы по кредитам, взятым ранее от международных финансовых организаций.

Важно помнить, что все эти кредиты брались в годы президентства Сержа Саргсяна. Предоставление того или иного кредита оформлялось в виде законопроекта, который принимался Национальным Собранием (НС). Затем Серж Саргсян, как глава государства, подписывал эти законы.

Сейчас, когда пришло время возвращать долги, поведение президента выглядит несколько странным. Как непонятно и то, что 26 декабря 2017 года президент подписал изменения в НК, а уже 9 января на встрече с министром финансов Варданом Арамяном он же призвал воздержаться от внесения «частых и глубинных изменений» в налоговое законодательство?!

И второе – на совещании 10 января Серж Саргсян потребовал провести строгий контроль за повышением цен на отдельные товары, а также представить объективные причины инфляции.

Но объективные причины роста цен налицо и о них не мог не знать глава государства и лидер правящей Республиканской партии Армении (РПА).

Что же получается? Республиканское правительство готовит изменения в законодательство, в данном случае в налоговое, парламент в лице большинства, а именно фракции «РПА», голосует за предлагаемые поправки, а президент и глава правящей партии уже через месяц требует предоставить объективные обоснования действий правительства? К тому же, поручает кабинету министров составить список социально важных товаров и осуществлять постоянный мониторинг за динамикой цен.

Однако хорошо известно, все основные позиции, по которым повышены цены, начиная с сжиженного газа и кончая пшеницей, контролируются частными монополиями, а точнее лицами, входящими в ближайшее окружение президента. Получается, что он выступает сам против себя или против своего ближайшего окружения?

Возникает резонный вопрос: почему Серж Саргсян ведет себя подобным образом и какую цель он преследует?

Согласно новой Конституции, 2 марта Национальное Собрание должно избрать президента, а в апреле – премьер-министра. В этой ситуации Сержу Саргсяну необходимо продемонстрировать силу своей команде, сплотить ее, предотвратить развития, которые могут ослабить власть.

Поведение президента, по сути, является «палкой о двух концах» – с одной стороны, он пытается удержать власть и соответственно, удержать свою команду, а с другой – делает шаги, направленные на ослабление премьер-министра Карена Карапетяна. В этом плане особое значение приобретает то, что совещание по вопросу о повышении цен было проведено в отсутствие Карена Карапетяна (премьер находился в отпуске с 8 по 12 января).

Но если премьер по каким-то причинам не устраивает президента, то у последнего с юридической точки зрения нет никаких проблем для того, чтобы освободить главу правительства с занимаемой должности. Серж Саргсян контролирует парламентское большинство, которое в любой момент может выразить недоверие действующему премьер-министру, вместо которого президент может назначить другого премьера, более удобного для себя.

Напомним, Серж Саргсян, когда ему было нужно, без каких-либо проблем избавился от двух предыдущих премьеров – Тиграна Саркисяна и Овика Абрамяна. Но вот в случае с Кареном Карапетяном вышла какая-то неувязка. Формально поведение президента говорит о его недовольстве работой Карапетяна. Однако президент почему-то не избавляется от действующего премьера. Скорее всего, это означает, что есть какие-то факторы, которые препятствуют Сержу Саргсяну действовать в привычном для него стиле.

По мнению ряда аналитиков, Саргсяну, который наносит аппаратные удары по премьеру и пытается его ослабить, избавиться от премьера мешает внешний фактор. А именно: поддержка кандидатуры Карена Карапетяна со стороны одной из великих держав. Предполагается, что такая поддержка исходит от России.

Вторая часть «Марлезонского балета»

Но армянская власть по своему обыкновению не могла не организовать параллельно атакам на премьера политическое шоу. Нередко та или иная интрига Сержа Саргсяна, как правило, имеет театрализованное сопровождение, например, «ЭлектроЕреван» 2015 года.

Вероятнее всего, на этот раз театральным сопровождением «обеспокоенности» президента по поводу роста цен было призвано стать состоявшееся 19 января шествие блока «Елк» под лозунгом «Нет подорожанию». Псевдоопозиционный блок, парламентскую фракцию которого возглавляет «первый оппозиционер» – Никол Пашинян, стремится в очередной раз продемонстрировать свои радикально оппозиционные подходы. На деле же блок в очередной раз выполняет заказ властей.

Блоку обеспечена мощная информационная поддержка: многие подконтрольные власти СМИ и политологи заявили о своевременности акции, направленной против повышения цен, о правильно выбранной стратегии и пр.

Другим важным действием второй части «Марлезонского балета» является забастовка водителей некоторых линий маршрутных такси, выступающих против повышения цен на сжиженный газ.

На самом деле владельцами всех линий маршрутных такси являются либо депутаты парламента от РПА, либо функционеры из этой партии.

Некоторые эксперты полагают, что власти «помогут» блоку в деле обеспечения массовости шествия. С другой стороны, вопрос не в том, насколько шествие будет большим (на поверку оказалось – вовсе не таким уж и большим), а в том, как оно будет показано по телеканалам и освещено в СМИ. Так, в акции «ЭлектроЕреван» участвовало не более одной тысячи человек, но подконтрольные власти СМИ представили всё таким образом, будто это движение всколыхнуло десятки тысяч граждан.

Не исключено, что нынешний спектакль адресован внешним игрокам, дабы продемонстрировать «непопулярность» премьера. Возможно, что недавнее шоу в какой-то степени может воздействовать на «простые чувства» граждан и, соответственно, ударит по имиджу Карена Карапетяна. Но это не снимает вопроса о том, почему президент, обладающий столь мощными рычагами власти, все-таки не снимает неугодного ему премьера?

Не хочет или не может?..

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image