ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ – СИМВОЛ АРМЯНСКОГО ЦИРКА

20 февраля, 2018 - 21:28

Леонид Енгибаров – символ цирка 60-х годов, запомнившийся навеки в памяти всех тех, кто хотя бы раз видел его выступления. “Клоун с осенью в сердце” за свою короткую жизнь успел оставить незаменимый след на манеже. В честь народного артиста Армянской ССР, в Ереване Енгибарову поставлен памятник.

Автор скульптуры Левон Токмаджян с воодушевлением вспоминает об артисте, признается, что не пропускал ни одного выступления Енгибарова на Родине. Больше всего архитектора привлекала в Леониде его философская натура, которой он обделял свои номера.

“Лично с Енгибаряном я встретился в Минске,- рассказывает Токмаджян. – Я пел в хоровой капелле Армении, и мы поехали на гастроли в Беларусь. На улице я увидел большую афишу “Леонид Енгибаров”, но, к сожалению, в этот день у нас был концерт”.

Не сумев побороть в себе желание посетить цирк, Токмаджян обратился к главному дирижеру капеллы, маэстро Чекиджяну, и попросил перенести их выступление. Оправдывая свою просьбу тем, что визит хора очень обрадует их соотечественника, Токмаджян добился своего.

“Нас было около 80 человек. Мы все кричали: “Браво, Леня, браво!”. Он был немного удивлен такому сверхтеплому приему, – вспоминает Левон Токмаджян. – Самое поразительное для меня то, что у него был номер, где зрители кидали ему цветы на цирковой манеж, а Енгибаров проходил мимо цветов, и с презрением смотрел на зрителей. И получилось так, что я взял с собой розу, и во время выступления бросил на арену, а он на изумление публики подошел и поднял мой цветок”.

После окончания представления скульптор решил обязательно подойти к Леониду за кулисами. “Я пошел в гримерную, открыл дверь и увидел, как он, обняв мою розу и чуть наклонив над ней голову, стоит. Спустя годы в моей композиции, посвященной Енгибарову, я точь-в-точь изобразил его по этому воспоминанию”, – рассказывает Токмаджян.

Прошли годы. Леонид Енгибаров уже давно ушел из жизни. Токмаджян же и не думал, что когда-нибудь ему предстоит работать над памятником великому клоуну-миму. В 1998 году Амбарцум Галстян, на тот период мэр столицы, предложил Токмаджяну создать по желанию мастера любые две скульптуры, которые были бы установлены в Ереване. Первой мыслью был памятник Енгибаряну, второй же – Кара-Бале. Эти два хорошо запомнившихся образа из детства и юношества мастера.

Через несколько месяцы работа была окончена. Памятник установили рядом с цирком. Сегодня, в связи с реконструкцией здания, скульптура Енгибарова временно перемещена. После реконструкции помещения её установят обратно.

Токмаджян признается, получил много критики в свой адрес. В частности его ругали, за то, что он изобразил Енгибарова слишком худым, но скульптор не принимает этих замечаний. Для него настоящий клоун Енгибаров был именно таким: гибким и худым, “человеком, из которого можно было слепить что угодно”.

Мариам Мхитарян, перевод с армянского автором

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image