ИГРА "ПРЕСТОЛОВ". ЦЕЛИ И ГЛАШАТАИ

26 февраля, 2018 - 20:31

"Нужно было сдержать турок, чтобы они не пошли в направлении Сюника, и с этой целью в Капане был размещен российский батальон", - рассказал в эксклюзивном интервью "ГА" экс-министр обороны Армении Вагаршак АРУТЮНЯН.

- Г-н Арутюнян, в конце января 2018 года в силу вступил новый санкционный пакет Конгресса США против России, согласно которому государства, закупающие у Российской Федерации вооружение, также могут оказаться под санкциями США. Могут ли коснуться Армении эти санкции?

- Во-первых, речь в документе идет о значительных закупках. Мы должны понимать, какую цель ставят США, вводя очередную порцию антироссийских санкций. Их цель - подорвать экономику, развалить военно-промышленный комплекс России. Что касается Армении, то, повторюсь, в контексте стран со "значительными закупками" вооружения у РФ она не может фигурировать, в отличие от Турции и Азербайджана, например. Это в региональном масштабе. Если же США введут по этому признаку санкции по отношению к Армении, значит, они преследуют иную цель.

- Касающуюся непосредственно Армении…

- Именно. И подобный шаг будет рассматриваться как санкции, направленные на то, чтобы разрушить армяно-российские отношения, а не как санкции против России. To есть это будут санкции, собственно, против Армении. На данном этапе такое развитие событий маловероятно. Вообще в чем задача санкций, вводимых против того или иного государства? Подрыв его экономического потенциала, что в свою очередь приведет к подрыву военного потенциала и в целом к ослаблению государства - с целью давления на него в дальнейшем. А если не сработает, то осуществляются военные действия по отношению к уже ослабленному государству. Как это было в случае с Ираком, например. Словом, одной из задач США является ослабление России по всем направлениям. А если вводить санкции по отношению к странам, закупающим у России вооружение в значительных масштабах, то США придется бить санкциями по Китаю, Индии, Вьетнаму, это страны, осуществляющие миллиардные закупки. США такое не потянут - ни в юридическом, ни в экономическом, ни в каком-либо ином смысле. Поэтому действовать они будут выборочно. Пока подобный шаг США нужно рассматривать как политическое давление, какие оно примет формы в дальнейшем - посмотрим. Противостояние между Россией и США будет продолжаться. И понятно, что здесь вопрос не в Крыме, не в Украине...

- Конечно, США ведут борьбу за сохранение лидерства в мире, это очевидно.

- Да. Сегодня объективно центр тяжести - экономический, политический, военный и т.д. - смещается с Запада в Азию. И американцы это отлично осознают, о чем свидетельствуют их аналитические выкладки, доклады. Если США начнут терять лидерство, за этим в первую очередь последует их экономическое ослабление - на борьбу с этой тенденцией и направлена вся американская стратегия, которая на самом деле при Трампе не изменилась. Трамп лишь меняет тактику, тогда как внешнеполитическая линия осталась прежней.

А еще США предпринимают весьма опасные шаги. Выделить порядка 25 млрд долларов на модернизацию ядерных сил - что это значит? И вообще, что значит модернизация? Речь идет о снижении мощности боеголовок, что может стать уже не средством ядерного сдерживания, как это преподносится руководством США, а средством для эффективного поражения намеченных целей. И, соответственно, достижения преимущества. Малые заряды не приводят к глобальным вселенским катастрофам, но при этом эффективно работают. Так что все, о чем говорится публично, нужно рассматривать в двух плоскостях: реальной и в качестве средства целенаправленной дезинформации и давления.

- Давайте о плоскостях... К какой из вышеупомянутых плоскостей вы отнесете последние публичные высказывания Ильхама Алиева, прямо заявившего, что политической и стратегической целью Азербайджана является захват Еревана, Сюника и т.д.?

- Заявление Алиева надо рассматривать в глобальном контексте тех стратегических целей, которые перед собой ставит Турция. Одна из целей политики пантюркизма или, как сейчас принято говорить, неоосманизма - иметь сухопутную границу с тюркоязычными странами, от Турции до населенного уйгурами региона в Китае. И об этой цели руководство Турции прямо заявляет. Причем Эрдоган не единственный, кто об этом говорит, подобные цели анонсировали и другие президенты Турции. Не случайно для реализации вышеупомянутой политики в 30-е годы прошлого века турки произвели обмен территориями (это было выгодно им не территориально, а именно стратегически) с Ираном, чтобы получить доступ к Нахиджевану. На пути реализации следующего этапа пантюркистской экспансии - Армения, прерывающая эту самую сухопутную связь Турции с Азербайджаном через Нахиджеван.

Обратите внимание: Алиев не единожды своими заявлениями замахивался на Зангезур, Мегри и т. д. И не зря существовали различные планы по Мегри - чтобы получить сухопутную связь Турции с Азербайджаном и идти дальше в Среднюю Азию. Почему сегодня не Турция делает подобные, мягко говоря, скандальные заявления, а Алиев? Да потому, что Турция - страна, совершившая Геноцид по отношению к армянскому народу (одному из древнейших, внесших огромный вклад в развитие цивилизации), это страна, совершившая геноцид по отношению к грекам, ассирийцам. Сегодня то же самое происходит в отношении курдов.

То есть, если бы сегодня Турция заявила то же, что заявил президент Азербайджана, со стороны международного сообщества это было бы воспринято исключительно негативно. А потому Эрдоган роль "спикера" отвел Ильхаму Алиеву. И его слова ни в коем случае нельзя воспринимать как слова больного человека, сумасшедшего или не знающего историю. Он ее прекрасно знает. И речь здесь идет о выверенной политике в ее долгосрочной перспективе - никакой самодеятельности. Ильхам Алиев обслуживает сегодняшнюю идеологическую задачу Турции по созданию турецкого халифата.

- Как мы должны реагировать?

- Мы должны укреплять свое государство, военную мощь, поднимать экономику, вести правильную внешнюю политику. Зная цели Турции и Азербайджана, мы должны быть предельно бдительны. Вопрос, как будут реализовываться эти цели и какие проблемы это создаст той же Турции, - это другое дело. Турция сегодня погрязла в региональных проблемах - в Ираке, Сирии, Израиле, везде у Турции проблемы, со всеми соседями она не в ладах. Но глобальные цели пантюркизма остаются, и долгосрочная программа - тоже. И, кстати, эта угроза существовала всегда. В свое время Демирелю, который в начале 90-х годов был премьер-министром Турции, а в 1993-м стал президентом, предлагали ударить по Армении. Он сказал: "Еще не время, надо ждать правильного момента". И во время Карабахской войны, когда турки подвели войска к нашей границе и выступили с заявлением, что вступят на территорию Армении, мы поняли, что угроза реальная, тем более с учетом политических, геополитических и идеологических устремлений Турции.

И мы тогда написали письмо в Минобороны России (я лично этим занимался) с просьбой разместить в Зангезуре и на нахиджеванском направлении по батальону российских вооруженных сил. 1992-1993 годы, шли масштабные боевые действия... И при этом нужно было еще сдержать турок, чтобы они не пошли в направлении Сюника. Потому что такая цель у них имелась и войска были подведены. Однако турецкий план провалился. В Капане был размещен российский батальон, а в ответ на воинственные заявления Турции последовал ответ маршала Шапошникова, заявившего, что, если Турция вступит в войну, это приведет к началу третьей мировой. Возвращаясь же к тому, как надо относиться к последним заявлениям Ильхама Алиева, повторюсь: тому, кто следит за политикой Турции, очевидно, что президент Азербайджана обслуживает исключительно геополитические устремления и цели Турции.

Зара ГEВОРКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image