Цивилизационная роль Армении в условиях глобализации
Бениамин Пайлеванян, кандидат технических наук МГИМО (У) МИД России
Выступление на международной научной конференции «Армения в диалоге цивилизаций» (Нижний Новгород, 28 апреля 2011 года)
В контексте усиливающихся беспрецедентных глобализационных процессов в мировом сообществе, активного налаживания крепких политических, экономических и культурных взаимосвязей между государствами особо актуальным и своевременным является доскональное рассмотрение путей повышения безопасности и стабильности формируемого нового мирового порядка.
При этом нельзя не констатировать тот факт, что в случае ошибочного выбора направления стратегического вектора устойчивого развития неминуемо будет поставлена под удар вся созидательная деятельность народов Земли, ведущаяся в рамках ООН, аффилированных с ней учреждений и иных подобных организаций.
Осознавая ответственность перед настоящим и будущими поколениями, понимая крайнюю важность и востребованность обсуждаемого вопроса, мировое сообщество должно совместными скоординированными усилиями подготовить теоретические положения и реализовать конкретные практические методы, которые внесут весомый положительный вклад в правое дело принципиального искоренения античеловечных элементов в политической действительности и планомерного внедрения результативных способов гармоничной поступательной модернизации человеческой популяции.
В настоящее время целями в области развития, согласно ООН, являются: ликвидация крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования: поощрение равенства обоих полов и расширение прав и возможностей женщин: сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование продуктивного глобального партнерства.
Для скорейшего решения поставленных задач целесообразным видится не только достижение синергии между странами путем мирного справедливого взаимовыгодного урегулирования внутренних (гражданских), межнациональных и межгосударственных конфликтов в тех или иных регионах, создание новых и совершенствование существующих биотехнологий и других перспективных научно-прикладных инноваций, но и, помимо всего прочего, постепенное масштабное выковывание высоконравственного духовного общества, начиная с детского возраста, с помощью адекватного многогранного семейного воспитания и преподавания соответствующих гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях (школах, высших учебных заведениях и т. д.).
Вместе с тем равным образом представляется важным привитие широким слоям населения уважения и терпимости к многочисленным народностям, живущим на Земле, а также лояльного отношения к чужим традициям и религиям через различные средства массовой информации, таким как Интернет (социальные сети, блоги, форумы и т. п.), телевидение, радио, культурные учреждения и мероприятия (театр, выставки, кино, эстрада), социально значимые проекты и другие популярные ресурсы. Ведь движение к безопасному миру зависит от уровня толерантности всех участников процесса, включая граждан.
Можно с уверенностью сказать, что одним из важнейших источников нравственных канонов, моральных законов, норм и правил, от которых должен отталкиваться человек будущего и на основе которых должно базироваться его мировоззрение, являются древние цивилизации, в том числе Армения.
Сегодня отчетливо прослеживается тот факт, что у современного общества потеряны ценностные ориентиры, преданы низвержению духовные цели жизни, возведены в культ материальные потребности. Нельзя не заметить и многие другие болевые точки современного социума, например:
■ личная ответственность индивида за достоверность своих слов и уместность поступков оказывается лишней в обезличенной социальной интернет-среде;
■ здоровый образ жизни пребывает в забвении под натиском вездесущих агрессивных рекламных кампаний по продвижению алкогольных напитков и табака, пустого времяпрепровождения и неумеренного потребительства;
■ вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.) и негативные черты характера (гордыня, лень, зависть, жадность и т. д.) имеют возможность успешно встраиваться в систему мироустройства;
■ эколояльная эргономичная малоэтажная жилая застройка повсеместно уступает место диспропорциональным, но высокоприбыльным высотным домам;
■ благоприятная общественная экология и общий всесторонний комфорт с легкостью игнорируются благодаря личным средствам передвижения и прочим атрибутам эгоистического индивидуального обособления и т. п.
Масштабно запущенный процесс всемирной глобализации наряду с положительными тенденциями (к примеру, в сфере обмена опытом и знаниями в различных профессиональных областях) привносит также немало существенных негативных процессов, а именно: всеобщая культурно-бытовая унификация этносов, кардинальное снижение уровня экологической безопасности мира и т. д.
Учитывая вышесказанное, непременным является объективный системный анализ и распространение основополагающих принципов устройства культуры и быта древних народов, в том числе армянского, сохранившихся до наших дней и представляющих собой составные блоки прочного фундамента созидательной ментальности.
Ведь широко известно, что с незапамятных времен в армянских семьях традиционно воспитываются такие благородные черты человеческой сущности, как умеренность и искренность, духовность и нравственность, уважение и любовь к родным и близким.
Вместе с тем классическое армянское воспитание на генетическом уровне с малых лет закладывает в психологию личности такие важные лидерские качества, как уверенность и энергоэффективность, стрессоустойчивость и адаптивность, самообладание и крепкая сила воли, преодоление уныния и позитивный настрой, подлинный (осознанный, обоснованный, прочувствованный) оптимизм.
При этом сама история человечества доказала созидательную мощь вышеперечисленных принципов — на протяжении тысячелетий они не раз помогали армянскому народу достойно выживать и продолжать свое существование даже в самые мрачные времена.
В связи с этим, по мнению автора, высокая цивилизационная роль Армении в условиях глобализации заключается в том, чтобы на правах носительницы одной из древнейших и высококультурных традиций в мире кропотливо выработать и представить в доступной форме вариант универсальной современной концепции морально-этического развития общества с учетом веками сохранившихся характерных воззрений и имеющихся реалий современности с целью ее последующей кастомизированной популяризации в школах, университетах и иных образовательных учреждениях, где осуществляется становление будущих поколений.
В заключение хотелось бы отметить, что важными актуальными компонентами стабильного формирования нового глобального общества, которые должны прививаться личности как можно с более ранних лет, являются также системное конструктивное рационально-интуитивное мышление, комплексное совершенствование, постоянное обучение и гармоничное развитие на основе качественной информации, искоренение ложных стереотипов и навязанных псевдопотребностей.
При этом непременным является то, что государственные органы должны активно осуществлять профессиональный контроль за биопсихосоциодуховным состоянием населения в фоновом режиме, анализировать и при необходимости корректировать те или иные отклонения от нормы.
Как видится автору, все это будет способствовать переходу разбалансированной человеческой популяции к гармонично прогрессирующей цивилизации, станет основой устойчивого развития, жизни и деятельности суверенных народов и мира в целом.
Публикуется по: Армения в диалоге цивилизаций. Материалы международной научной конференции, 28 апреля 2011 г. — Нижний Новгород:ДЕКОМ, 201
Добавить комментарий