ПЛАН ПРЕЗИДЕНТА ВСТУПАЕТ В АКТИВНУЮ ФАЗУ
Крайне неопределенная внутриполитическая ситуация в Армении начала прояснятся накануне 9 апреля, того дня, когда окончательно вступит в силу измененная Конституция, завершится второй срок правления президента Сержа Саргсяна, уйдет в отставку правительство. Напомним, что 17 апреля в Национальном Собрании (НС) состоятся выборы премьер-министра.
Важные уточнения в будущую расстановку сил в армянской власти внес сам Серж Саргсян в недавнем интервью электронному изданию «Tert.am». Комментируя свое заявление от апреля 2014 года о том, что он не намерен баллотироваться на пост главы государства, президент призвал отказаться от «…примитивной практики словесных перепалок с вырванными из контекста цитатами». Серж Саргсян подтвердил свое заявление четырёхлетней давности: «Я однозначно заявил, что не буду более президентом. Но заявление имело политический контекст, и в нем говорилось об амбициях и подходах. Что касается амбиций – да, я и сегодня не претендую на должность премьер-министра. Но я никогда не считал себя человеком, руководствующимся предрассудками, с закостеневшим менталитетом. Я не могу не считаться с реальностью и полагать, будто не несу ответственности за будущее страны».
Относительно возможного выдвижения своей кандидатуры на пост премьер-министра Саргсян заметил, что в случае подобного решения со стороны правящей партии, он выдвинет свою кандидатуру только при одном условии: чтобы наряду с полноценным исполнением конституционных полномочий у него было больше времени уделять делу передачи молодым политическим лидерам всего многолетнего опыта: «Это крайне важная на сегодня задача. Всем нам предстоит работа по «выковыванию» новых политических лидеров, вне зависимости от их партийной принадлежности и политической позиции».
Несколько странный подход в вопросе молодых лидеров – если не забывать, что за последние 10-15 лет в чиновничий аппарат, в ряды правящей Республиканской партии Армении (РПА), в одноименную парламентскую фракцию, также как и в некоторые так называемые оппозиционные структуры, в первую очередь в блок “Елк” (“Выход”), просочилось достаточно много молодых деятелей, получивших образование на Западе. При этом не надо забывать про аппарат сотрудников самого президента. Ну, а если Серж Саргсян игнорирует их наличие, то почему он, находясь на посту президента 10 лет, не предпринял никаких усилий в деле подготовки новых лидеров? Неуж то этот вопрос стал актуальным только сейчас?
Вернемся к кадровому вопросу чуть позже.
В интервью изданию «Tert.am» Саргсян обозначил свои претензии и амбиции. Правда, это было сделано в косвенной форме. Его желание пересесть в премьерское кресло получило дополнительные очертания в ходе встречи с участниками оперативного сбора руководящего состава Вооруженных сил в Министерстве обороны Армении 19 марта. Говоря о необходимости последовательной борьбы с коррупцией в армии, о проведении строгого контроля в вопросе закупок, о мерах по поддержанию высокого уровня боеготовности и о семилетней программе (2018-2024 гг.) развития ВС, президент косвенно дал понять о своем намерении продолжить работу на посту главы государства.
Слова президента, не исключившего возможности баллотироваться в премьер-министры, по сути, стали венцом продолжающейся в течение последнего месяца-двух кампаний в подконтрольных властям СМИ. Отметим, что кампания проводилась в двух направлениях: первое – представить Сержа Саргсяна как безальтернативного и незаменимого государственного деятеля, а второе – внушить обществу мысль о высокой степени вероятности войны в зоне нагорно-карабахского конфликта. Интересно, что количество публикаций о вероятности возобновления войны резко снизилась после интервью Сержа Саргсяна изданию «Tert.am».
В течение февраля-марта Национальное Собрание приняло ряд законов, направленных на дополнительное усиление позиций будущего премьер-министра. Так, благодаря законодательным поправкам, силовой блок министерств был подчинен премьер-министру, также была создана должность первого вице-премьера по экономике. И та, и другая поправки изначально не были предусмотрены в измененной Конституции.
Многие эксперты уверены, что все это имеет непосредственное отношение к плану воспроизводства власти Сержа Саргсяна. Можно сказать, что этот план стартовал еще в 2014 году, когда начались разговоры о необходимости конституционных реформ, направленных на изменение государственной формы правления Армении с президентской на парламентскую республику. Таким образом, начальными этапами воспроизводства власти Сержа Саргсяна (ещё до законодательных изменений и кампании, посвященной идее его незаменимости) стали подготовка конституционных изменений и проведение по ним референдума в декабре 2015 года. Важным этапом в этом процессе стали выборы парламентом четвертого президента Армении. Здесь речь идет о человеке, который долгое время был отключён от происходящих в Армении событий, зато имел бы серьезные точки соприкосновения с Сержем Саргсяном в сферах, находящихся вне политики.
Процесс протаскивания посла Армении в Великобритании Армена Саркисяна на пост президента изобилует множеством нарушений, относящихся как к вопросу его гражданства и ценза оседлости, так и к совмещению должности посла с предпринимательской деятельностью.
В контексте все того же плана по воспроизводству власти вернемся к вопросу о молодых лидерах и в целом к кадровым перестановкам.
По мнению ряда аналитиков, Серж Саргсян уже сегодня делает шаги для укрепления своей власти на посту премьер-министра (некоторые эксперты даже считают, что Саргсян намерен создать ситуацию, при которой он мог бы управлять процессами, даже не находясь на посту премьера). С этой целью действующий президент уже начал формировать конфигурацию властной пирамиды. Первыми признаками этого процесса стали назначение экс-председателя Конституционного суда (КС) Гагика Арутюняна на пост главы Высшего судебного совета. В ту же логику укладывается и избрание парламентом экс-министра юстиции Грайра Товмасяна на пост председателя Конституционного Суда. Отметим, что Грайр Товмасян относится к плеяде, ориентированных на Запад молодых карьеристов, большая часть из которых получила «боевое крещение» именно в годы президентства Сержа Саргсяна.
Грайр Товмасян в 2010-13 гг.. был министром юстиции, с 2013 года он являлся членом Специальной комиссии по конституционным реформам при президенте Армении. В последующий период и до 2017 года Товмасян занимал должность руководителя аппарата сотрудников Национального Собрания. В апреле 2017 года он был избран в парламент по избирательному списку правящей РПА. 2 марта сего года депутат НС Товмасян был избран новым членом Конституционного суда, а уже через 20 дней стал главой этой структуры. Столь плавной и успешной карьерой Товмасян в первую очередь обязан своему «крестному отцу», хитроумному приспособленцу, умудрившемуся заслужить полное доверие всех трех президентов Армении – Гагику Арутюняну. По убеждению многих экспертов, избрание Товмасяна председателем КС явилось частью сделки между Сержем Саргсяном и Гагиком Арутюняном. Последний, согласно Конституции, вынужден был покинуть пост главы КС – в марте 2018 года ему исполнилось 70 лет.
Участие Гагика Арутюняна в успешном продвижении по картерной лестнице его крестника имеет еще более неоценимое значение, если учесть, что новоиспеченный глава КС получил юридическое образование не в Ереванском государственном университете, а в весьма сомнительном частном университете «Гладзор», уровень образования в котором оставляет желать лучшего.
Абсурдность этого кадрового назначения, которое является ярким примером царящей во власти ненормальной атмосферы, не ограничивается лишь ролью семейных уз и подозрительным образованием Грайра Товмасяна, не имеющего абсолютно никакого опыта судейской работы. В свое время президент Левон Тер-Петросян также назначил на пост главы КС человека, не имевшего опыта работы судьей. Но если тогда, на заре независимости Армении, можно было сослаться на дефицит кадров, то сегодня на фоне большого числа квалифицированных юристов (сегодня юристов наряду с Ереванским университетом выпускают также Славянский, французский и Американский университеты), это назначение выглядит, скажем так, более чем сомнительным.
Новоизбранный председатель КС уже успел отличиться оригинальностью мышления. В рамках продолжающейся в стране дискуссии о том, почему измененная Конституция предполагает тайное голосование при избрании президента и открытое при избрании премьер-министра, Товмасян заметил, что в основе открытого голосования лежит понятие о том, что выборы премьера являют собой политический процесс. А это означает, что позиция политического большинства в этом вопросе должна быть четкой. Издание «shame.am» называет этот подход Товмасяна курьезным и абсурдным: «Из такого объяснения нужно полагать, что выборы президента страны не политический процесс».
Далее назначенец Сержа Саргсяна и протеже непотопляемого Гагика Арутюняна, видимо, желая продемонстрировать глубокие знания, полученные в университете «Гладзор», заявил, что в основу конституционных изменений в вопросе выборов премьер-министра заложена германская модель. Однако в Германии на выборах главы правительства действует закрытая процедура голосования!
Учитывая этот и другие подобные примеры, нужно воспринимать как должное то, что одна из наиболее развитых советских республик сегодня находится в весьма неблагоприятных позициях в различных мировых рейтингах по уровню развития экономики, ВВП на душу населения, ситуации в экологии, высокой степени коррупции и пр.
И вот эта власть, основанная на криминально-олигархической системе, власть, поощряющая монопольный уклад экономики, следствием которого стала высокая безработица и огромная миграция из страны – желает воспроизвестись, ссылаясь при этом на такие категории, как ответственность за будущее, на сложную ситуацию в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, и в конце концов – на безальтернативность.
* * *
Стадия подготовки в общем процессе воспроизводства власти Сержа Саргсяна завершилась, и процесс воспроизводства вышел на финишную прямую. Сегодня заметно участились выступления экспертов, которые формально считаются нейтральными. Они заговорили об очень высокой степени вероятности избрания Сержа Саргсяна премьер-министром.
А что же политические силы? Представители власти уверены, что все идет по намеченному плану.
Внепарламентская партия «Армянский национальный конгресс» явилась единственной оппозиционной силой, которая жестко и последовательно выступала против конституционных изменений, изначально узрев в этом план по воспроизводству власти Сержа Саргсяна. Эта партия была инициатором и проводником кампании «Нет!», направленной против конституционных изменений и референдума 2015 года по этим изменениям. Остальные же оппозиционные силы или вели себя очень вяло, как партия «Процветающая Армения» (поддержала конституционные изменения) или вообще непонятно как. Например, представители партии «Гражданский договор» (ГД) заявляли, что разговоры о недопустимости конституционных изменений являются «ложной политической повесткой дня».
Странным образом, сегодня к акциям протеста против возможного назначения на пост премьера Сержа Саргсяна призывают представители именно этой партии и, в первую очередь, лидер ГД, глава фракции «Елк» Никол Пашинян. Отметим, что в самом блоке «Елк», в который входят партии «ГД», «Светлая Армения» и «Республика», нет единства мнений по вопросу проведения акций протеста. В отличие от «ГД», партии «Республика» и «Светлая Армения» считают, что время для уличной борьбы упущено, так как наиболее благоприятным был момент после парламентских выборов.
Некоторые эксперты полагают, что в НС в результате выборов 2 апреля 2017 года прошли именно те политические силы, которые или были «за» конституционные изменения, или потворствовали своим поведением их реализации.
Отметим, что в настоящее время на площади Свободы в Ереване по инициативе партии «ГД», а также ряда небольших внепарламентских сил, проводятся акции протеста против возможного выдвижения Саргсяна на пост премьер-министра. Впрочем, это очень малочисленные митинги, что можно объяснить отсутствием у этих карликовых партий, например, таких как «Демократическая Родина» необходимых ресурсов, и в первую очередь, территориальных структур. В целом, проводятся заведомо бесперспективные кучкования, зато у власти есть возможность продемонстрировать внешним силам реакцию оппозиции. Таким образом, в очередной раз при активном участии Никола Пашиняна проводится очередное выгодное для власти политическое шоу.
Какие-либо серьезные уличные акции протеста, способные оказать хотя бы какое-то влияние на процесс воспроизводства власти С.Саргсяна, отсутствуют. Если ситуация изменится, то не исключено, что это произойдет под тем или иным воздействием внешних сил.
Наира АКОПЯН
Комментарии
Ditord (читатель)
28 марта, 2018 - 22:00
Постоянная ссылка (Permalink)
Нужен новый протестный лидер
Оппозицией Сержу Саркисяну является 12-миллионный армянский народ во всем мире. Об этом знает любой гражданин Армении, любой армянин по обе стороны океана. Если в Армении появится мало-мальски адекватный лидер пусть даже малочисленной партии, за ним пойдет почти весь народ, даже не сомневайтесь. Поскольку даже одно имя Сержа Саркисяна, как точно подметила одна из активистов партии "Наследие", вызывает даже не ненависть, а дрожь отвращения у 99% граждан Армении и НК, не говоря о диаспоре. Поэтому на поле выпустили всех этих мелких сержовских шавок - николов-приколов, чтобы дискредитировать саму идею протеста.
Добавить комментарий