АРМЕНИЯ: ЛИДЕР ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ СТАНЕТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ

3 мая, 2018 - 16:18

Национальное Собрание после многочасового обсуждения 1 мая так и не выбрало премьер-министра. Против кандидатуры главы  фракции «Елк»  («Выход»), лидера протестного движения Никола Пашиняна проголосовало   парламентское большинство в лице  56 депутатов от правящей Республиканской партии Армении (РПА). Одобрили  кандидатуру Пашиняна 45 депутатов, представляющих блок «Елк», блок «Царукян» и фракцию «АРФ-Дашнакцутюн».

Представители фракции «РПА» еще накануне голосования заявили, что фракция  имеет единую позицию по вопросу избрания Пашиняна на пост премьер-министра, опровергнув тем самым все разговоры о возможных перебежчиках из РПА в ряды оппозиции. Правда, один из депутатов  от республиканцев – Феликс Цолакян все-таки отдал свой голос Пашиняну.

Представители парламентского большинства мотивировали свою негативную позицию по отношению к кандидату на пост премьера его некомпетентностью в сферах внешней политики, экономики, обороны и безопасности. Ключевым стал вопрос о неестественно  быстрой  геополитической переориентации единственного кандидата на пост премьера. Напомним, что еще полгода тому назад фракция «Елк» при самом активном участии Пашиняна представила в Национальное Собрание (НС) проект заявления о выходе из Евразийского Союза (ЕАЭС), тогда как сегодня один из инициаторов проекта заверяет о необходимости членства в  ЕАЭС и ОДКБ.

Недоумение парламентского большинства вызвала и исключительно закрытая  позиция кандидата по вопросам предстоящих кадровых назначений.

Мотивировка республиканцев  о несоответствии Пашиняна должности премьера и Верховного главнокомандующего была в целом обоснована и подкреплена в некоторых случаях примерами, демонстрирующими его редкую «принципиальность» – в первую очередь в вопросах внешней политики, в таких как членство Армении в ЕАЭС, а также в карабахском вопросе. Так, депутат от фракции РПА Арман Сагателян предоставил буквально уничтожающий факт весьма зыбкой позиции возможного премьера по карабахской проблематике. В частности, в одной из своих статей в 2001 году тогда ещё главный редактор газеты «Айкакан жаманак» («Армянское время») Никол Пашинян назвал территории, подконтрольные Армии обороны Нагорно-Карабахской республики «то ли освобожденными, то ли захваченными, то ли оккупированными». По утверждению Сагателяна, впоследствии по указанию Пашиняна эта статья была аккуратно изъята из электронного архива газеты. Между тем, Сагателян предоставил парламенту печатную версию статьи Пашиняна от 2001 года. Сам автор публикации предпочел отмолчаться на это обвинение.

В определенной степени, парламентскому большинству удалось продемонстрировать неготовность Никола Пашиняна занять пост премьера.  Но, во-первых, речь идет об избрании премьера лишь на короткий срок, который по договоренности парламентских сил, необходим для подготовки нового Избирательного кодекса, свободного от таких рисков как, например, рейтинговое голосование.

Во-вторых, дело в том, что большинство граждан не услышало этих, во многом обоснованных, оценок, да и не хотело слышать. Почему?

Многолетнее правление республиканцев, которые находятся во власти с 1995-го, а у власти – с 1999 года, отличалось тотальной монополией на эту самую власть. Прямым следствием этого стало перманентное воспроизводство власти вначале (при Роберте Кочаряне) с помощью топорных методов фальсификации, а впоследствии уже при Серже Саргсяне с помощью куда более утонченных методов, исключающих грубую силу.

Реакция народа на постоянное подавление его воли, на законное стремление поменять власть путем выборов, как правило, была бурной и, как правило, подавлялась со стороны властей силой. Десятки тысяч людей вышли на мирные акции протеста после сфальсифицированных итогов президентских выборов в 2003, 2008 и в 2013 годах. Причем, в первых двух случаях многолюдные митинги и шествия продолжались не один год. 1 марта  2008 года в центре Еревана было убито 10 и ранено свыше 200 человек, и в последующие годы власть сделала все для того, чтобы скрыть следы этого преступления, за которое оно несёт основную ответственность.

Все попытки оппозиционной фракции «Армянский национальный конгресс» в Национальном Собрании прошлого созыва пролить свет на так называемое расследование кровавых событий 1-2 марта  и выявить бездействие правоохранительных органов натыкались на стену монолитного  по форме и преступного по содержанию сопротивления со стороны республиканцев. Между тем, актуальность этой проблемы для армянского общества остается очень высокой и по сей день.

Именно с режимом Кочаряна – Саргсяна связано создание в стране кланово-олигархической модели правления, политическим отражением которой является монополия на власть РПА, а экономическим – подконтрольные власти монополии. По сути, система  власти представляет собой два сообщающихся сосуда. Власть РПА опирается на монополии и наоборот. Важным звеном в системе пока еще действующей власти является криминал.

С властью РПА люди связывают обнищание, сегодня в стране, даже по официальным данным каждый третий гражданин Армении  является бедным. С властью РПА общество связывает достигшую огромных масштабов миграцию.

Многолетнее беззаконие, почти рабское бесправие большинства населения, всепоглощающая сила ГОСПОЖИ КОРРУПЦИИ стали причинами мощного  взрыва народного недовольства, которое накапливалось годами. Последней каплей, переполнившей чашу народного долготерпения, стало избрание 17 апреля парламентским большинством  Сержа Саргсяна на пост премьер-министра. Процесс избрания Саргсяна премьером на фоне противостояния граждан, перекрывших все подъезды к зданию НС, стал очередным проявлением насилия над волей народа.

Сработал эффект  разжатой пружины, проявлением чего стали начавшиеся с 13 апреля  масштабные акции протеста. Огромное социальное неравенство, невозможность поменять власть путем выборов, атмосфера несправедливости и беспредела – эти и другие факторы стали движущей силой протестного движения.

Понятно, возмущенные граждане не вняли советам республиканцев остерегаться непредсказуемого и не очень принципиального политика Никола Пашиняна, значительно уступающему по своему интеллектуальному  уровню и Карену Демирчяну, и Вазгену Манукяну и Левону Тер-Петросяну.

Поначалу немногочисленные участники протестов и их кандидат на пост премьер-министра Пашинян одержали победу лишь на «улице». Залогом успеха стала хорошая организация акций протеста, использование новых технологий уличной борьбы, отличавшейся большой динамикой и наконец, умелое манипулирование огромной массой людей, в первую очередь со стороны самого лидера движения.

Но, как известно,  поддержка «улицы» – это важный, но не единственный ресурс, который необходим для полной победы  движения. Речь идет о политической компоненте.

Здесь, однако, 1 мая движение не достигло ожидаемого успеха. Парламентское большинство, пользуясь своим привилегированным положением, проголосовало против кандидатуры Никола Пашиняна.

В НС 1 мая столкнулись две непримиримые точки зрения. С одной стороны, Пашинян и его сторонники призывали депутатов от РПА проголосовать за вождя «бархатной революции», обещая исключить какую-либо возможность вендетты по отношению к своим политическим оппонентам. Вместе с тем, как Никол Пашинян, так и другие парламентарии от фракции «Елк», подчеркивали, что его избрание премьер-министром – это единственный выход из создавшегося в стране политического кризиса, в противном случае, они обещали возможные непредсказуемые последствия и даже «политическое цунами».

С другой стороны, республиканцы пытались отстоять свою власть. Обладающая большинством в НС фракция «РПА» не была готова к компромиссам.

По мнению некоторых экспертов, обе стороны проявили жесткость и бескомпромиссность. Однако и те, и другие парламентарии  сумели остаться в рамках парламентской этики. Если жесткость Пашиняна можно объяснить поддержкой все нарастающего протестного движения, то позиция республиканцев видимо объяснялась влиянием на ситуацию их лидера, экс-президента Сержа Саргсяна и, что ещё хуже, – вмешательством  известного своей негибкостью и агрессивностью  Роберта Кочаряна.

Реакция протестного движения на результаты голосования в Национальном Собрании 1 мая не заставила себя долго ждать. Вечером этого дня на многотысячном митинге на площади Республики Пашинян призвал своих сторонников к массовой забастовке и к блокаде важнейших улиц в столицы и в других городах, кроме того, к блокированию железной дороги и  международного аэропорта «Звартноц», что и было сделано на следующий день с раннего утра.

В целом, протестное движение на улице трудно отделить от политических процессов в НС, скорее это два взаимосвязанных процесса.

Во второй половине дня 2 мая республиканцы, видимо окончательно осознав размах протестного движения, приняли решение поддержать на выборах 8 мая кандидатуру Пашиняна. По некоторым непроверенным данным, после голосования 1 мая  Роберт Кочарян и Серж Саргсян отбыли в Москву, где видимо не получили желаемой поддержки (офис второго президента опроверг сообщения прессы об этой его поездке).

После своего приезда из Москвы бывший президент и лидер правящей РПА Саргсян  принял участие в заседании республиканской фракции. После заседания парламентское большинство, в непрямой форме, сделало заявление о своей фактической поддержке 8 мая кандидатуры Никола Пашиняна на пост премьер-министра.

Отметим, что согласно Конституции, в случае отставки премьер-министра или в других случаях открытия вакансии на эту должность фракции Национального Собрания в семидневный срок после отставки имеют право выдвигать кандидатов в премьер-министры. Национальное Собрание избирает премьер-министра большинством голосов от общего числа депутатов. Всего в НС Армении 105 депутатов.

В случае неизбрания премьер-министра в первый раз,  через 7 дней после голосования (в данном случае это 8 мая) проводятся новые выборы премьер-министра, право на участие в которых имеют кандидат или кандидаты, выдвинутые как минимум одной третью от общего числа депутатов.

Отметим, что с учетом этого требования 8 мая кандидатура Пашиняна будет выдвинута совместно двумя фракциями – «Елк», где всего 9 депутатов и «Блок Царукян», имеющий 31 мандат.

Согласно Конституции, в случае неизбрания премьера и во второй раз, парламент распускается и назначаются досрочные выборы.

После заявления фракции «РПА» Никол Пашинян призвал своих сторонников прекратить забастовки и блокирование улиц.

На текущий момент во внутриполитической ситуации в Армении настала долгожданная определенность.

Наира АКОПЯН

Фото: REUTERS

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image