Армянский Папабиль

8 февраля, 2014 - 12:37

Для ортодоксов и обывателей всегда трудно себе представить какое значение может иметь история одной личности в правильном понимании истории целого народа. В истории армянского народа много интересных в большинстве своем трагических событий. Но были и есть темы, которые сами армянские историки, официальная церковь как бы обходят стороной, стараются говорить об этом меньше или вовсе не говорить. История переселения 40 тысяч армян из Персии после окончания русско-персидской войны хорошо известна широкой публике, известен и почитаем инициатор переселения армян поэт и дипломат А.С.Грибоедов, который хорошо знал мнение армян о жизни в Персии, уместившееся в одном предложении: “лучше есть русскую траву, чем персидский хлеб”. Мало кто знает, что часть переселенцев-армян из Эрзерума, некогда армянского города Карина, осевших в Джавахке (край Самцхе-Джавахети), были так называемыми “франгами”, католиками, принявшими католичество под давлением французских миссионеров, хозяйствовавших в ту пору в некоторых провинциях Персии.

Переход в католическую веру армянских общин во многом имело политический подтекст и был альтернативой исламу, на принятии которого настаивали уже персидские власти. Католицизм по идее должен был служить своего рода защитой, визитной карточкой для европейских монархов, что армяне относятся к той же пастве, что и они. К сожалению, как показала история, это не спасло армян от гонений и резни. Если быть непредвзятым, то нельзя не сказать о том, что местные армяне Джавахка, считавшиеся паствой традиционной Армянской Апостольской церкви, были в восторге от переселенцев. Принимали их холодно, с известной долей иронии. Поэтому армяне католики обосновались и жили в Джавахке достаточно обособлено. Но церкви свои построили и поддерживали связи с Римом. А также разделили судьбу всех армян Джавахка. Их также преследовали большевики, разрушали церкви, притесняли, и подвергали гонениям.

Здесь в семье выходцев из Эрзерума и родился Григор Агаджанян, будущий Патриарх армяно-католиков, ставший в священном Риме кардиналом, а в 1958 году Папабилем - кандидатом на престол Папы римского. О его нелегкой судьбе, талантах и способностях в художественно-научной книге “Спасенный Римом” написала писательница и поэт Гоар Рштуни, презентация которой состоялась недавно в Союзе армян России. Увлекательная книга, построенная на строго проверенных фактах, так или иначе, подводит к извечному вопросу о единстве христианской веры, помогшей армянам выжить в невероятно жестоких испытаниях, о том, что сыны армянского народа могут покорять самые высокие вершины власти и религии. А ещё чуточку сожалеть о том, что уроженец Джавахка не стал Папой Римским. Как много проблем он мог бы решить! И сегодня во многих домах джавахских армян в укромных уголках можно увидеть портреты священнослужителей, почитаемых как святых. Среди них можно встретить и портрет Григора Агаджаняна, армянского Папабиля, чуть-чуть не ставшего “наместником Бога на земле”, как ещё называют Папу Римского.

Представляя книгу, Гоар рассказала какое смятение и страх ей пришлось пережить, когда представляла книгу Патриаршему экзарху, главе Ново-Нахичеванской и русской епархии Армянской Апостольской церкви, епископу Езрасу, поскольку хоть и скрываемая, но взаимная неприязнь между двумя ветвями армянского христианства существовала всегда. С души упал камень, когда Святой отец не только не укорил, но и похвалил за этот богоугодный труд.

Написана ещё одна новая, малоизвестная страница в истории армянского народа и её достойных сыновьях, о земле Джавахк и её нелегкой доле.

Эдуард Сахинов, журналист, доцент института социальных наук

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image