Армянский фотохудожник Виген МНОЯН: «Хочешь понять, чем живут люди, – зайди на рынок»

19 февраля, 2014 - 18:43

В ближайшую пятницу, 21 февраля, в выставочном зале музея города Минска (пл. Свободы, 15) открывается очередная выставка II Минского фестиваля фотографии – серия работ армянского фотографа Вигена Мнояна «Ленинакан. 25 лет спустя. Центральный рынок», посвященная 25-летию разрушительного землетрясения в Армении. Поскольку автор на открытии своей выставки, к сожалению, присутствовать не будет, мы решили познакомить его с белорусской фотографической публикой заочно.

Виген Мноян родился в 1977 году в Ереване. Он создатель и ведущий ряда телевизионных проектов, а также автор 14 фотовыставок в Армении и за рубежом. Виген – вице-президент Армянской национальной фотоассоциации. На родине он больше известен как непревзойденный мастер женских портретов. И не только на родине: его персональная выставка «Десять женщин. Свет и тени» в 2012 году с успехом прошла в Москве. В качестве моделей выступили ведущие российские театральные актрисы.

– В одном из журналистских материалов говорится, что вы «способны раскрепостить самую стеснительную женщину и показать ее красоту миру». Как вам это удается?

– Я считаю, что с человеком надо быть откровенным, честным. Если у тебя получится завоевать доверие, вызвать свою модель на честный разговор, – тогда есть шанс сделать хороший снимок. Фотопортрет – это не просто красивая картинка, как многие думают, а отражение внутреннего мира модели. Самая ценная похвала для меня как для портретиста – это когда друзья, близкие люди моей модели с удивлением говорят, что мне не просто удалось увидеть черты лица, а передать в фотографии нечто большее – сам характер человека.

– Интервью двухгодичной давности называлось «Лучший армянский фотограф женщин жениться пока не собирается». За прошедшие годы ваше семейное положение не изменилось?

– Нет, – улыбается Виген, – я до сих пор холостяк. Традиции меняются: раньше в Армении действительно рано женились и выходили замуж, но сейчас наша страна европеизируется… в этом отношении тоже: возраст, в котором молодые люди задумываются о брачных узах, отодвинулся к тридцати и еще дальше.

– Как случилось, что известный мастер портрета вдруг заинтересовался социальной, репортажной фотографией?

– Не было никакого «вдруг». На самом деле я всегда интересовался социальными проектами и работаю в этом направлении на протяжении всей своей фотографической карьеры. Я более известен в жанре фотопортрета во многом благодаря тому, что на протяжении 5 лет вел телепередачу «Портфолио», в котором делал интервью со звездами и представлял их фотосессии. Главными героями, вернее, героинями моих передач были красивые женщины. Но на моем счету и около десятка социальных проектов, в том числе поддержанных Министерством обороны, Министерством соцобеспечения Армении, были проекты, посвященные паралимпийской сборной Армении, ветеранам Карабаха, 65-летию Победы в Великой Отечественной войне... В 2009 году мой проект «Дети не игрушки» был  поддержан UNICEF Armenia, он проходил под патронатом председателя Национального Собрания Республики Армения. В 2013 году совместно с Трио имени Хачатуряна я подготовил фотовыставку, приуроченную к Международному дню защиты детей. Проект носил название «Первые шаги» и был посвящен юным музыкантам, делающим свои первые шаги в большую музыку. Дети, ставшие героями снимков, – это в основном юные музыканты с периферии, у которых меньше возможностей, чем у столичных жителей, пробиться, заявить о себе и просто начать заниматься музыкой. Открытие выставки состоялось 1 июня в Доме-музее Хачатуряна в Ереване в рамках концерта Трио имени Хачатуряна «Первые шаги», на котором звучали произведения великих композиторов, написанные ими в детстве.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте, который вы представляете на суд минской публики.

– Все фотографии этой серии сделаны в октябре 2013 года. Землетрясение в Ленинакане и Спитаке произошло в 1988 году, прошло уже четверть века, а армянская земля все еще хранит раны той трагедии. Разрушения были такие, что и спустя двадцать пять лет следы трагедии все еще видны. И дело даже не в том, что остались какие-то руины, что что-то не успели отремонтировать, не отстроили, не привели в порядок, – самые страшные следы землетрясение оставило в душах людей. Вы должны понять, что значит для Армении эта трагедия: это было наше общее горе, оно коснулось всех, как смерч, пронеслась по судьбам. Я был мальчишкой, школьником, первые воспоминания о землетрясении – жуткий страх, хотя в Ереване мы ощутили просто толчки. В Ленинакане жили наши родные, и очень скоро до нас долетела страшная весть: погибла моя двоюродная сестра, студентка…

У меня было много идей, задумок, когда я только приступал к теме. Например, сначала я намеревался сделать портреты молодых людей, 25-летних, родившихся в год трагедии... Но однажды, гуляя по Ленинакану, я зашел на местный рынок после закрытия. И сразу понял, что свой проект буду делать здесь. То, что я увидел, нельзя передать словами. Рынок хранил шрамы, которые громче всех слов рассказывали о ранах, оставшихся в человеческих душах. Тогда я вспомнил слова, которые однажды услышал от друга моего отца после его возвращения из какой-то поездки, в Венгрию, кажется: «Хочешь узнать людей – зайди на рынок». Ведь рынок – это не туристическое место, не достопримечательность, «причесанная» специально для гостей… Это измерение, в котором живут обычные люди, где течет повседневная, настоящая жизнь. В серии около 30 снимков, впервые она экспонировалась в 2013 году в Ереване, выставка была приурочена к годовщине трагедии, 7 декабря. Я счел необходимым показать свой проект не в Ленинакане, где никто не может забыть о пережитом, а в столице, чтобы привлечь внимание к этим не затянувшимся ранам нашей земли. Я уверен, что тема землетрясения 1988 года найдет отклик и в сердцах белорусских зрителей, ведь двадцать пять лет назад на помощь Армении пришли все республики Советского Союза, и я знаю, что в нашу страну приезжали спасатели из Беларуси.

– Ваш любимый жанр фотографии – это…

– …пейзаж. Понимаю, звучит неожиданно после всего, о чем мы говорили, но это правда. Моя любовь – графические пейзажи. Я горжусь тем, что после пейзажной выставки в Москве четыре мои работы купил Юрий Башмет. Пейзажная съемка – любимая часть моей работы, хотя я не так уж часто ею занимаюсь.

– Желаю новых интересных проектов и спасибо за беседу!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image