Правда глаза колет, но с реалиями надо считаться

27 сентября, 2018 - 21:32

Речь премьер-министра Армении Никола Пашиняна с трибуны 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вызвала вполне ожидаемую истерику у бакинского истеблишмента. Властей предержащих соседней республики в особенности задела озвученная армянским премьером правда о том, что «цель руководства Азербайджана – очистить Карабах от армян, как это произошло в Нахичеване». Заместитель заведующего отделом по вопросам внешней политики администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев не преминул заявить, что подобные  высказывания могут привести к «полному параличу переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию».

Как говорится, «правда глаза колет». Между тем премьер Армении всего лишь отметил, что азербайджано-карабахский конфликт должен быть урегулирован с помощью взаимных компромиссов со всех сторон в атмосфере мира, а не войны. Разве это может стать причиной паралича переговорного процесса, как утверждает азербайджанский чиновник?

Безусловно, с учётом неконструктивной, далекой от реалий позиции Баку продвижение процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта крайне проблематично. Азербайджанская сторона использует переговоры в собственных целях, пытаясь ввести в заблуждение международные организации и отвлечь их от сути проблемы. Постоянно аппелируя к силовому решению конфликта и максимально затягивая мирный процесс, официальный Баку лишь доказывает отсутствие у себя политической воли к решению проблемы и неготовность к компромиссам.

Руководство НКР настаивает на том, что Нагорный Карабах был основной мишенью навязанной Азербайджаном войны и, следовательно, должен быть субъектом переговоров, а не объектом. Статус НК в качестве полноправной стороны конфликта, как известно, закреплён в Бишкекском протоколе 1994-го года о прекращении огня, подписанном тремя сторонами – Нагорным Карабахом, Арменией и Азербайджаном, а также на Будапештском саммите СБСЕ (ОБСЕ) 1994-го года и в Пражском Резюме Действующего Председателя на Первой встрече Руководящего совета ОБСЕ от 31 марта 1995-го года. Согласно этим документам действенным механизмом урегулирования азербайджано-карабахского конфликта должны быть полноформатные переговоры с участием Нагорного Карабаха. Совершенно очевидно, что нынешний формат переговоров по урегулированию конфликта без участия НК нарушает принятые официальные решения ОБСЕ о трёх сторонах конфликта и не может иметь успеха.

После апрельской «четырёхдневной войны» 2016-го года с особой актуальностью встал вопрос действенного контроля за соблюдением режима прекращения огня. И главным достижением саммитов в Вене (16 мая 2016 г.) и в Санкт-Петербурге (20 июня 2016 г.) по идее должны были стать договорённости и обязательства по укреплению режима прекращения огня и созданию механизма расследования инцидентов, взятые на себя сторонами конфликта по предложению посредников.

«Ещё задолго до четырёхдневной войны мы не раз предлагали сопредседателям Минской группы, Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспшику осуществить ряд мер по укреплению режима прекращения огня и фиксации нарушений по периметру границы. Наши предложения встречали понимание у посредников, но ввиду деструктивной политики официального Баку их осуществление торпедировалось», – отметил в одном из своих интервью президент Арцаха Бако Саакян.

И сегодня Баку, фактически проваливший вышеуказанные, крайне важные договорённости, продолжает, не скрывая своих реваншистских намерений, регулярно  нарушать режим прекращения огня, в результате чего гибнут люди с обеих сторон.

Заметим, что, в отличие от Азербайджана, карабахская сторона в одностороннем порядке практически внедрила механизм контроля за нарушениями режима прекращения огня посредством установленного по всей протяжённости линии соприкосновения войск специального оборудования, что позволяет фиксировать и отражать объективную картину происходящего. Однако на ситуацию в целом это мало отражается, ибо неучастие одной из сторон в данном процессе сводит на нет всю эту работу.

По мнению многих экспертов, сегодня усилия международных посредников в первую очередь должны быть направлены на закрепление режима прекращения и исключение военного сценария развития ситуации. Конечно, наивно полагать, что одержимый реваншизмом бакинский режим в ближайшем будущем откажется от своих максималистских целей. Однако заставить его посмотреть правде в глаза и признать реалии необходимо, ибо чувство безнаказанности развязывает агрессору руки и ведёт к масштабной эскалации наподобие бакинской апрельской авантюры.

Создание атмосферы доверия и установление сотрудничества между сторонами конфликта сегодня является императивом. Все страны региона должны быть одинаково заинтересованы в достижении окончательного мира и стабильности на Южном Кавказе. Будем надеяться, что состоявшаяся в рамках 73-ой сессии Генассамблеи ООН встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ станет началом пусть и небольших, но реальных взаимных шагов всех сторон конфликта для обеспечения устойчивого мира в регионе и всеобъемлющего решения проблемы.

    Ашот Бегларян, Степанакерт

Комментарии

Выступление премьера Пашиняна на ГА ООН перечеркнуло попугайный речитатив азербайджанских горе-политиков обо всем по прядку

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image