Жизнь после рака – история из Армении

12 октября, 2018 - 20:15

«Я не жалею ни об одной секунде. Каждая из них сделала более ценной, осмысленной следующую. Стоило пройти через все это, чтобы сейчас быть здесь», - говорит Ани

Диагноз – рак

«Первое, о чем я подумала, услышав свой диагноз, – нужно срочно звонить в Оксфорд, сказать, что опоздаю на занятия», — по скайпу рассказывает с улыбкой Ани из своей солнечной комнаты в Оксфорде.

Ани было 30 лет, когда она обратилась к врачу, чтобы понять причину болей в руке. Обследование продлилось несколько часов и завершилось диагнозом: агрессивный рак груди.

«Интересно, но в тот момент я не испугалась и сразу решила, что ни в коем случае не должна думать о плохом, что это лишь испытание – преодолею. Врачи смотрели на меня – никогда не забуду эти взгляды. Не соболезнующие, а просто с жалостью.

В тот же день дома всей семьей мы решили: мы не будем выбирать между жизнью и смертью и, не теряя времени, не поддаваясь эмоциям, приступим к делу», — рассказывает Ани.

Одним из наиболее распространенных видов злокачественных опухолей в Армении является рак груди. Ежегодно местные врачи выявляют примерно 1200 новых случаев. Треть из них приходится на женщин репродуктивного возраста. 

Незадолго до этого Ани поступила в британский Оксфордский университет – сбылась самая большая мечта. И теперь больше всего пугала перспектива ее лишиться:

«Я написала в университет. Ответ, который я получила из Оксфорда, очень помог мне в преодолении трудностей: они сохранят мое место и будут ждать, пока я поправлюсь и поеду учиться. После этого даже во время сложнейших периодов терапии я говорила себе: одну мечту ты уже осуществила, теперь – новый этап, все будет хорошо».

Уверяет, что в течение всей болезни никогда и не думала сдаваться, потому что поражение начинается с мысли о такой возможности. А она не признает поражений.

Жизнь с раком

«Я научилась жить с раком. Моя семья научилась так жить. Это тяжело. Очень тяжело. Иногда курсы химиотерапии были невыносимо тяжелыми, казалось, больше невозможно вытерпеть. Но это также был очень важный этап для меня: я начала ценить вещи, на которые раньше не обращала внимания», — говорит Ани.

20 процентов смертей в Армении приходится на злокачественные опухоли. Больше всего случаев было зафиксировано в 2015 году – 6069. В Армении самый высокий показатель смертности от рака легких и груди в регионе.

В эти дни девушка еще вдруг поняла, что в мире и рядом с ней есть невообразимо сильные и хорошие люди. Они были готовы помочь – в любую минуту, и их не нужно было просить об этом.

«Я поняла, что мне досталась лучшая семья, родня, друзья. Они сами организовали сбор средств в интернете, чтобы оплатить мое лечение. Постоянно придумывали сюрпризы и праздники, чтобы воодушевить меня, сделать процесс лечения терпимым.

Ни в ком ни разу я не заметила даже тени отчаяния. Их вера и очень нужная практическая помощь заставили меня думать, что я не только должна бороться и поправиться, но и что-то изменить – своей жизнью, своим примером», — говорит Ани.

Медики считают, что рак в Армении помолодел. До 2014 года он чаще диагностировался в возрастной группе 40-60 лет. А в последние годы, к примеру, рак щитовидной железы чаще стал встречаться у 20-30-летних. Специалисты связывают это со стрессом, курением, злоупотреблением алкоголем, избыточным весом. Кроме того, молодые люди чаще начали проходить обследования, поэтому и процент выявления болезни больше.

В процессе лечения Ани пережила много неприятных ситуаций. Говорит, многие, услышав о болезни, сразу выражали соболезнования – как уже умершей. Она также наблюдала ситуации, когда сами больные стеснялись своей болезни, как позора, и пытались скрыть ее.

«И еще как-то я пошла в банк по делу. Когда подошла моя очередь, обслуживающая меня девушка увидела, что я без волос, наверное, и другие последствия химиотерапии были заметны. И она попросила коллегу заменить ее. Я поняла, что людей ужасает добровольное соприкосновение с этой болезнью. Это меня не обидело, просто я поняла, что люди недостаточно информированы, и этот пробел нужно восполнить».

К тому же лечение стоит очень дорого. Хотя некоторые лекарства выдаются онкологическим больным бесплатно, их недостаточно не только для спасения жизни, но даже для облегчения ситуации:

«Самое главное при лечении рака – не останавливаться на полпути. Но не каждый может это себе позволить. Ампула некоторых препаратов стоит больше 800 тысяч драмов ($1650), а в ходе лечения могут понадобиться десять таких доз. У меня было две работы, какая-то отложенная сумма, но даже мне очень скоро потребовалась финансовая помощь».

Учитывая тревожные показатели заболеваемости, в 2011 году правительство утвердило «Стратегическую программу борьбы со  злокачественными образованиями». По этому документу, с 2015  года все женщины получили возможность бесплатно проходить скрининговое обследование для раннего обнаружения рака шейки матки. А с 2017 года им делаются бесплатные прививки против вируса папилломы человека – одной из причин образования рака шейки матки.

В процессе лечения Ани стала больше общаться с людьми, у которых был такой же диагноз. И сложнее всего переживала потерю новых друзей:

«Мы очень подружились с одной девушкой. За эти три года самым тяжелым в моей жизни был день, когда я узнала, что ее больше нет. В тот момент и моя жизнь оборвалась. Не могла поверить, что больше нет этой светлой, улыбчивой девушки, которая так хотела жить. Это неправильно, очень неправильно. Я давно задумывалась о борьбе с раком, но именно эта потеря стала сигналом к действию».

И она основала «Фонд помощи больным раком Ани Айкуни». Это было два года назад. За это время фонд уже помог 17 женщинам с небольшим достатком, у которых был обнаружен рак груди.

Ани сожалеет, что фонд пока не может полностью возмещать затраты на лечение, но уверена, что даже небольшая помощь важна для каждого больного:

«Это дает надежду, помогает понять, что не все потеряно. Каждый, кто сталкивается с этой проблемой, должен знать: в день, когда ты узнаешь свой диагноз, ты должен быть уверен в победе, поражение вообще не может рассматриваться. Даже если твой шанс на победу составляет один процент – иди вперед».

Жизнь после рака

«Я благодарна своей болезни, потому что теперь я знаю свою миссию: я должна помогать людям. Когда видишь улыбку на лице человека, когда чувствуешь, что можешь помочь людям и даже спасти — это огромное счастье, и ради этого стоит жить», — говорит Ани.

Людям, которые сталкиваются с раком, советует просто не сдаваться:

«Я никогда не выбирала между «быть или не быть». Я решила быть. И моя жизнь – пример для всех: рак можно победить, если выбрать жизнь. Жизнь прекрасна, и ее стоит прожить. А страх – ничто, и не стоит тратить на него драгоценные секунды жизни».

40 процентов раковых заболеваний можно предотвратить и преодолеть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем больше шансов на положительный результат. Самые сложные стадии рака – третья и четвертая – в Армении диагностируются на десять процентов чаще, чем начальные  стадии. Главная причина – люди поздно обращаются к врачу. 

В процессе долгого лечения Ани научилась фотографии, увлеклась живописью. В Армении она оставила несколько незаконченных картин, но не переживает по этому поводу. Впереди ее ждет долгая и счастливая жизнь – она успеет закончить их и начать другие.

«Я не жалею ни об одной секунде. Каждая из них сделала более ценной, осмысленной следующую секунду. Стоило пройти через все это, чтобы сейчас быть здесь», — говорит Ани.

Сона Мартиросян, Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image