ДЛЯ ЧЕГО БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАН ВЫСОКИЙ РЕЙТИНГ НИКОЛА ПАШИНЯНА?

18 ноября, 2018 - 15:35

14 ноября вечером в ЦИК Армении завершился прием документов на регистрацию партий и блоков для участия во внеочередных парламентских выборах в Национальное Собрание, назначенных на 9 декабря. В выборах примут участие 9 партий и 2 блока, в частности:

– блок «Мой шаг», ведущей силой в котором выступает партия «Гражданский договор», возглавляемая лидером «бархатной» революции Николом Пашиняном;

– бывшая правящая Республиканская партия Армении;

– «Процветающая Армения» (ППА);

– альянс «Мы», объединивший две небольшие партии «Республика» и «Свободные демократы»;

– «АРФ-Дашнакцутюн»;

– «Светлая Армения»;

– недавно сформированная партия «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»).

Кроме того, в выборах примет участие ряд политических сил, которые то ли из-за своего крайне низкого рейтинга, как например, партия «Страна законности», то ли из-за неизвестности обществу, не имеют практически никаких шансов пройти в парламент. К этой категории относятся партии «Христианско-демократическое возрождение», социал-демократическая партия «Выбор гражданина», «Национальный прогресс».

Вполне естественно, что одной из наиболее обсуждаемых сегодня в политическом дискурсе тем, наряду с возможностями возглавляемого Никола Пашиняном блока «Мой шаг», является вопрос о шансах Республиканской партии Армении (РПА) быть избранной в парламент.

11 ноября на расширенном заседании совета РПА, в котором приняли участие 200 человек, было принято решение об участии партии в выборах 9 декабря. Список возглавил бывший министр обороны Виген Саркисян, избранный на заседании первым вице-председателем РПА.

Ранее представители РПА неоднократно заявляли, что обязательно намерены участвовать во внеочередных парламентских выборах, выражая, при этом уверенность в том, что она станет в новом парламенте второй по величине после блока «Мой шаг» политической силой.

По заверению пресс-секретаря РПА Эдуарда Шармазанова и некоторых других республиканцев, РПА станет в новом парламенте оппозицией, представляющей интересы государства. При этом республиканцы не исключили, что могут стать радикальной оппозицией.

«Сегодня единственной реальной оппозицией правительству Пашиняна является РПА, ибо ни одна другая сила, кроме РПА, не критикует правительство», – считает Шармазанов.

В заявлении РПА, принятом по итогам расширенного заседания 11 ноября, отмечается, что «партия делает заявку на участие в выборах с целью обеспечения парламентского плюрализма.

Несмотря на негативное отношение большинства населения к РПА, некоторые эксперты, тем не менее, полагают, что у этой партии тем не менее имеются определенные шансы пройти в будущий парламент. Эксперты приводят фактор выгодного для республиканцев рейтингового голосования на предстоящих выборах, а также наметившиеся в РПА тенденции кадрового обновления. При этом на первый план выводится фигура бывшего министра обороны Вигена Саркисяна.

Напомним, что недавно экс-министр обороны написал на своей странице в социальной сети Facebook о том, что «РПА обязательно должна принять участие в предстоящих выборах». Таким образом, состоявшаяся политическая партия после смены власти вместо того, чтобы быть «в обиде» на свой народ, представит заявку на служение ему в новом статусе. Находиться в оппозиции – почётная возможность покаяться за совершенные ошибки на деле, а не на словах. Долгие годы находящаяся у власти партия просто не имеет права взять накопленный опыт, знания, профессиональную команду и уйти из общественной жизни, забрав все это с собой, умыв руки».

Это сбалансированное заявление, также как и избрание В.Саркисяна на пост первого вице-председателя РПА, можно рассматривать как заявку экс-министра на лидерство в РПА. Можно предположить, что в недалеком будущем одиозный лидер РПА, экс-президент Серж Саргсян оставит пост руководителя партии. Так, отвечая на вопросы журналистов относительно возможной смены лидера РПА, Виген Саркисян напомнил, что этот вопрос решается на съезде партии, который состоится весной 2019 года.

С одной сторон, имя Вигена Саркисяна никогда не связывалось с коррупцией. Даже самые рьяные противники РПА не могут не признать, что он достаточно эффективно работал на посту министра обороны (осень 2016 – весна 2018 гг.).

Вместе с тем, большая часть экспертов не согласна с утверждением о якобы идущих в РПА процессах обновления. При этом эксперты ссылаются на заявление от 11 ноября, в котором республиканцы, возможно совершенно не ориентируясь в настроениях общества, пытаются свалить вину за кровавые события 1 марта 2008 года на Никола Пашиняна, который 10 лет тому назад был одним из активных оппозиционных деятелей. Это неадекватное, а главное не соответствующее действительности заявление способно сыграть в предвыборной борьбе очень негативную роль для и без того хрупкого имиджа РПА.

Весьма негативным фактором для предвыборной борьбы республиканцев является и то, что отвергнутый армянским народом Серж Саргсян пока еще остается на посту руководителя партии. Это обстоятельство также будет очень активно использоваться против Республиканской партии в предстоящей предвыборной гонке.

Сопоставляя эти факторы многие аналитики, даже признавая высокий интеллектуальный потенциал республиканцев, накопленный ими за долгие годы опыт работы в государственных структурах, тем не менее, выражают сомнение в том, что у РПА есть шансы пройти в Национальное Собрание.

Вызывает недоумение и то, что РПА сама себя назначила на роль главной оппозиции.

«Обычно оппозиция не заявляет о том, что будет в парламенте оппозицией. Среди республиканцев много одиозных и неприемлемых для армянского общества людей, немало и, тех чьи имена связываются с разного рода нарушениями. Поэтому вполне вероятно, что РПА, из-за уязвимости некоторых своих представителей, может стать подконтрольной властям оппозицией, что, конечно же, нежелательно», – говорит политолог Армен Багдасарян. По его словам, совершенно необязательно, чтобы сильная оппозиция была бы сосредоточена в парламенте.

Сегодня ведущие армянские эксперты не исключают, что реально сильная оппозиция команде Пашиняна может находиться вне парламента.

Если шансы РПА пройти в Национальное Собрание весьма туманы, то вероятность убедительной победы блока «Мой шаг» практически ни у кого не вызывает сомнений.

Очевидно, что в успехе блока весомую роль вновь сыграет все еще работающий фактор революционной инерции. Ряд экспертов, признавая этот фактор, тем не менее, считает, что блок «Мой шаг» во главе с ныне исполняющим обязанности премьер-министра Николом Пашиняном, наберет меньше голосов, чем по итогам выборов в ереванский парламент 23 сентября, когда соратники премьера получили порядка 82% голосов. При этом эксперты ссылаются на

недовольство некоторой части общества кадровой политикой Никола Пашиняна, в частности, профессиональной слабостью его политической команды.

Не следует исключать, что голоса части уже разочарованных сторонников Пашиняна отойдут к партии «Процветающая Армения», которая, несмотря на недоверчивые заявления некоторых политиков, тем не менее, не раз оказывала действенную поддержку революции и ее лидеру.

По оценке многих экспертов, партия «Процветающая Армения», возглавляемая крупным бизнесменом Гагиком Царукяном, имеет реальные шансы пройти в Национальное Собрание.

Отказались от участия в выборах две оппозиционные партии – «Наследие» и «Армянский национальный конгресс». Главной причиной отказа послужило то обстоятельство, что предстоящие внеочередные выборы пройдут не по обновленному, а по действующему Избирательному кодексу, в котором сохранена компонента рейтингового голосования, что является скрытой формой мажоритарной системы. Как уже отмечалось выше, остальные политические силы, которые намерены принять участие в парламентских выборах оставляют весьма унылое впечатление.

Но вернемся к блоку «Мой шаг», к которому сегодня приковано основное внимание политических и экспертных кругов, а также СМИ. Стержневым элементом предвыборной борьбы блока является очень высокий рейтинг Никола Пашиняна, что активно эксплуатируют члены его команды. Так, представитель правления партии «Гражданский договор» Ален Симонян заявил, что парламентские выборы 9 декабря, по сути, станут прямыми выборами премьер-министра.

Вопрос в том для чего будет использоваться фактор высокого рейтинга Пашиняна в дальнейшем? Обычно высокий рейтинг лидера используется для проведения реформ, зачастую непопулярных, но как представляется некоторым, необходимых. Подобного рода примеров достаточно, в том числе – на постсоветском пространстве. К примеру, некогда высокий рейтинг Бориса Ельцина в начале 1990-х годов достаточно быстро сгорел по мере реализации так называемых «либеральных рыночных реформ». С этой же целью в Армении был использован высокий рейтинг первого президента Левона Тер-Петросяна. Нынешний французский лидер Макрон, избранный с достаточно высоким рейтингом, также использовал его для проведения непопулярных реформ. Здесь же можно отметить достаточно быстрое падение популярности Президента России Владимира Путина после объявления и публичной им поддержки непопулярной пенсионной реформы.

А вот для чего будет использован высокий рейтинг Пашиняна – никто пока достоверно сказать не может. Сам он вообще не говорит о том, собирается в качестве «полноценного» премьер-министра, опирающегося на твёрдое парламентское большинство, он инициировать какие-либо реформы либо же кардинальные изменения по ключевым вопросам, или нет. На настоящий момент этот вопрос остается «тайной за семью печатями». Возможно, ситуация несколько прояснится в ходе предвыборной кампании, однако это вовсе не очевидно.

Что касается общей тональности предстоящих выборов, то очевидно, что никакой идеологической борьбы не предвидится. Вместо этого, скорее всего, будут использованы взаимные обвинения, которые укладываются в агрессивную философию борьбы между «белыми» и «черными». Между тем, в контексте карабахского вопроса и других стоящих перед страной острых внешних и внутренних вызовов содержательный диалог, свободный от оскорблений и навешивания ярлыков, более чем необходим.

Наира АКОПЯН

Комментарии

А разве РПА не представляется в армянском обществе как стая хромых уток на обе ноги с потерей ею всех ресурсов?

Нет, Гость, РПА Сержика - не хромая утка. Дело в том, что у этой утки - три ноги. Третья нога - это Никол Пашинян, устроивший эту лжереволюцию по сценарию Сержика и его иностранных хозяев. Пора бы понять такие простые истины - о них говорит уже почти вся Армения.

Как для чего? Для спасения 7 миллиардов долларов Сержика Саркисяна, украденных у армянского народа.
А также для дальнейшей американизации Армении, для расшатывания ОДКБ, для преследования всех пророссийских граждан республики, для сдачи территорий "позитивному" и "образованному" Алиеву. Да мало ли для чего...)

Примечательная деталь: начальником охраны Никола Пашиняна является начальник охраны... Сержика Саркисяна )) Представляете? Профессионалы сразу поймут, что это значит.
То есть, тот, кто обеспечивал личную безопасность "свергнутого" диктатора, сейчас обеспечивает безопасность того, кто якобы сверг его) Нигде в мире после революций такое не наблюдалось и не наблюдается, потому что начальник охраны во всех странах - это важная, ключевая фигура, и после революции одним из первых обычно меняют именно его.
Этот факт еще раз подтверждает ту широко распространенную в Армении версию, что не было никакой революции, а был всего лишь очень грубо срежиссированный ребрендинг преступного режима, просто с еще большим проамериканским креном.

И все таки Давид. Я подожду до следующего понедельника

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image