КРАСНОРЕЧИВОЕ МОЛЧАНИЕ РОБЕРТА КОЧАРЯНА

9 декабря, 2018 - 21:23

7 декабря Апелляционный уголовный суд Армении принял решение оставить в силе вердикт суда общей юрисдикции от 27 июля о применении по отношению к бывшему президенту Роберту Кочаряну ареста в качестве меры пресечения.

Красноречивое молчание Роберта Кочаряна

Напомним, это уже второе, повторное разбирательство по этому делу в Апелляционном уголовном суде (АУС), которое стартовало 27 ноября.

Ранее, 13 августа АУС  под председательством судьи Александра Азаряна аннулировал решение суда первой инстанции об аресте второго президента, обвиняемого в рамках уголовного дела “1 марта” в свержении конституционного строя. Таким образом, Кочарян  после двух недель, проведенных в тюрьме, был отпущен на свободу.

Апелляционный суд  посчитал, что предъявленное Роберту Кочаряну обвинение в свержении конституционного строя  касается действий, предусмотренных рамками его конституционных полномочий; следовательно, в отношении Кочаряна – как экс-президента – действует  конституционная норма неприкосновенности.

Между тем сторона обвинения, желая оспорить вердикт АУС об отмене ареста в качестве меры пресечения, обратилась с жалобой в Кассационный суд.

15 ноября Кассационный суд, в ответ на жалобу Генеральной прокуратуры отменить вердикт АУС от 13 августа, принял решение направить дело о мере пресечения в отношении Роберта Кочаряна, обратно в Апелляционный суд  на новое рассмотрение.

В лабиринте  противоположных вердиктов различных судебных инстанций, а также множества ходатайств и заявлений противоборствующих сторон – Генеральной прокуратуры и адвокатов – решение Кассационного суда, частично удовлетворившего жалобу Генеральной прокуратуры об аннулировании решения АУС от 13 августа, вызывает особый интерес.

Важно то, что Кассационный суд поставил под  сомнение право второго президента на неприкосновенность, по сути, сделав шаг на пути к аресту Кочаряна.

Защитник интересов (в том числе и в Европейском суде по правам человека) правопреемников девяти из десяти жертв событий 1 марта 2008 года, адвокат Ваге Григорян полагает, что вердикт  Кассационного суда содержит в себе жёсткую критику решения АУС  отпустить на свободу второго президента. Более того, по мнению адвоката, решение  АУС от 13 августа  не только хромает с правовой точки зрения, но и является нарушением минимальных судебных норм. “Учитывая высокую степень профессионализма  судьи Азаряна, это не случайная ошибка Апелляционного суда”, – уверен Григорян.

Адвокаты Роберта Кочаряна, как в Кассационном суде, так и в АУС, стремились к тому, чтобы суд сделал предметом рассмотрения вопрос о неприкосновенности экс-президента.

Сторона обвинения в лице Генеральной прокуратуры придерживается позиции, согласно которой на данном этапе следствия по делу 1 марта есть необходимость в том, чтобы Роберт Кочарян находился под арестом. По словам Генерального прокурора Артура Давтяна, нахождение Роберта Кочаряна на свободе существенно препятствует всеобъемлющему раскрытию дела 1 марта, потому что свидетели, иные заинтересованные субъекты явным образом скованны его фактором и теневым влиянием. Иными словами, нахождение Кочаряна на свободе негативно сказывается  на эффективности следствия.

Согласно официальному сообщению Специальной следственной службы (ССС), “в ходе подготовки и проведения  президентских выборов 19 февраля 2008 года имели место такие нарушения избирательного права, которые, согласно широким слоям общественности, нарушили основные принципы, закрепленные статьей 4 Конституции, в результате чего народ лишился возможности реализовать свою власть посредством свободных выборов”.

По данным следствия, группа официальных лиц, в нарушение Конституции фактически утвердила в Республике Армения военное положение, использовав Вооруженные силы в политических вопросах, против участников мирных митингов. Также ССС напоминает, что согласно статье 8.2 действовавшей в 2008 году Конституции, «Вооруженные силы Республики Армения (РА) обеспечивают безопасность, защиту и территориальную целостность РА, неприкосновенность ее границ. Вооруженные силы соблюдают нейтралитет в политических вопросах и находятся под гражданским контролем». Согласно пункту 13 статьи 55 Конституции, «президент РА может объявить военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, и только после объявления военного положения может принять решение об использовании Вооруженных сил».

Таким образом, ССС считает, что должностные лица во главе с Робертом Кочаряном, нарушив Конституцию, фактически установили в стране военное положение, использовали вооруженные силы против граждан.

ССС  неоднократно делала заявления о том, что в ее распоряжении находится множество фактов, свидетельствующих об активном участии Вооруженных сил в событиях 1-2 марта 2008 года в центре Еревана. Приводился такой факт, как   стрельба  по окнам и балконам зданий на улице Лео, открытая военнослужащими Вооруженных сил. Кроме того, около 1000 гильз от патронов, которыми стреляли вооруженные силы во время мартовских событий 2008 года, были заменены на гильзы, стрелянные из оружия того же типа, принадлежащего войскам полиции. По обвинению в организации фальсификации доказательств, в частности,  в замене одних гильз на другие, возбуждено уголовное дело против объявленного в розыск бывшего руководителя ССС Ваагна Арутюняна.

Важное место в доказательной базе обвинения занимает известный приказ министра обороны за номером 0038 (1). В ходе повторного заседания в АУС адвокаты Роберта Кочаряна, пытались  доказать, что в этом документе ничего не говорится о вовлеченности армии в события 1 марта. С другой стороны, они пытаются представить дело таким образом, что второй президент и Верховный  главнокомандующий ознакомился с деталями приказа лишь в ходе судебного разбирательства.

Ваге Григорян назвал  тактику адвокатов Кочаряна “детсадовской защитой”, которая ни к чему не приведет.  Действительно, если даже  представить, что экс-президент не был знаком с деталями приказа, то, что помешало ему, находясь на посту президента и Верховного главнокомандующего ещё 40 дней после трагических событий 1 марта выяснить все обстоятельства совершенных преступлений? Кроме того, весь контекст событий 1 марта 2008 года не ограничивается лишь приказом № 0038.

Прошло более 10 лет со дня  этих событий, однако бывший тогда президентом Роберт Кочарян не опубликовал никаких исчерпывающих разъяснений о событиях  1 марта. На заседаниях суда показаний он не даёт – говорят только его адвокаты. По оценке Ваге Григоряна, такой стиль защиты, предполагающий молчание Кочаряна и активные действия адвокатов, подсказывает стремление стороны защиты  свалить вину на отдельных исполнителей: «Я ссылаюсь на выводы международных экспертов о том,  что ни  одно применение оружия не делается без санкций свыше».

Конечно, отказ второго президента от дачи показаний – это его конституционное право. В то же время, по мнению некоторых экспертов,  использование этого конституционного права столь высокопоставленным должностным лицом в случае, когда речь идет о массовом нарушении прав людей, предполагает актуализацию совершенно иных правил, совершенно иной уровень  ответственности. По сути, молчание на этом уровне ответственности ставит высокопоставленное должностное лицо, мягко говоря, в весьма неоднозначное положение.

Политическая компонента судебного решения

Публикация судебного вердикта относительно ареста Роберта Кочаряна за два дня до внеочередных парламентских выборов заставила многих экспертов затронуть тему политического оттенка решения АУС, вынесенного, как уже было сказано, по итогам повторного судебного разбирательства.

Один из адвокатов Кочаряна Рубен Саакян назвал это решение, вынесенное за один день до дня “тишины” однозначно политическим решением, нацеленным на увеличение количества голосов в пользу исполняющего обязанности премьер-министра Никола Пашиняна. В этой связи следует напомнить, что судебное заседание, начавшееся 27 ноября, искусственно затягивала именно сторона защиты,  буквально завалившая суд множеством разного рода ходатайств.

По мнению ряда экспертов, Кочарян и его адвокаты преднамеренно оттягивали судебное разбирательство, пытаясь тем самым добиться разочарования сторонников Никола Пашиняна. Иными словами, таким способом они намеревались определенным образом воздействовать на выборы.

Высказывается предположение о том, что решение суда об аресте Кочаряна не окажет существенного влияния на предвыборные настроения общества. Тем не менее, в любом случае произошедшее даст обещавшему наказать всех виновников событий 1 марта  Николу Пашиняну и его политической команде дополнительные очки.

Примечание

(1) 15 декабря 2009 года оппозиционная газета "Армянское время" опубликовала приказ AN-0038 от 23 февраля 2008 года министра обороны Микаэла Арутюняна о приведении в особую боевую готовность Вооруженных сил Армении накануне событий, которые произошли  в центре Еревана 1-2 марта 2008 года. Согласно опубликованному фрагменту приказа, через 4 дня после президентских выборов 2008 года весь состав Вооруженных сил получил приказ перейти на казарменное положение. Управления центрального аппарата Министерства обороны, отдельные департаменты Минобороны получили приказ создать офицерские группы, вооруженные табельным оружием, под командованием тогдашнего  начальника ереванского гарнизона Юрия Хачатурова создать новую структуру под названием "Администрация начальника гарнизона". Согласно публикации в газете "Армянское время", в указанный период эта структура заменяла Генеральный штаб Вооруженных Сил Армении и обеспечила 1 марта переброску Вооруженных сил в Ереван и процессы, связанные с их последующим управлением. Вскоре после публикации против начальника управления по строительства Минобороны Армена Саргсяна  было возбуждено уголовное дело по факту разглашения данного секретного документа.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image