ТЕАТР АРМЯН И АРМЯНЕ ТЕАТРА

2 января, 2019 - 00:14

Выйдя из стеклянных дверей доселе неизвестного мне московского театра с загадочным названием «ГАВИТ» после спектакля «Беги, Гаянэ, беги!», я бегом кинулся к своему письменному столу – поскорее поделиться впечатлениями еще об одном прекрасном очаге культуры столицы.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что у армян был свой театр еще в первом веке до нашей веры – знают многие, даже не армяне. Но что там, в тогдашней нашей столице Тигранакерте, еще тогда игралась пьеса Еврипида «Вакханки», возможно, не знают многие, даже армяне.

Тернистым был путь армянского театра за эти два тысячелетия как на нашей каменисто-горной, исконно родной земле, так и вне ее. Даже Церковь не всегда благоприятствовала появлению и жизнедеятельности национального театра. Так, еще в пятом веке даже Католикос Мандакуни противодействовал созданию и развитию армянского театра!

А вот в XXI веке, уже в наши дни, по инициативе и благоволению архиепископа Езраса в Москве, на территории Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Православной Церкви наконец-то был открыт реальный АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Браво!

МОСКВА, ТЕАТР, АРМЯНЕ

Да, в недалеком прошлом существовали национальные армянские театры: в Баку, Тбилиси, Батуми, да и в Москве при Доме Лазаревых в двадцатых годах двадцатого века была некая студия, породившая ряд значительных театральных деятелей-армян, иногда и смешанных кровей. Кто не помнит Немировича-Данченко, Якулова, Хачатуряна (брата композитора Арама Ильича), Вахтангова, Симонова (отца, позже – сына)? Это были армяне театра, РУССКОГО театра. В поздние годы были в Москве и армяне – руководители различных театральных групп, но, как правило, театры без «крыши», точнее, без «пола», а еще точнее – без сцены. Это Жанна Агасян (театр «Галатея»), Сергей Мелконян (театр «Арлекин»), Владимир Габбе («Театр имени Сергея Параджанова»). Но только двоим из нашего «гайканского племени» удалось ВОЗГЛАВИТЬ именитые театральные площадки столицы: Светлане Враговой-Гюрджян (родственница гениального парижского скульптора) – театр «Модерн» и Армену Джигарханяну – театр под собственным именем.

И ВОТ «ГАВИТ» – ТЕАТР АРМЯН

Москва. Олимпийский проспект, территория Армянского кафедрального собора, здание гимназии имени Нарекаци. Три этажа вверх (именитым и пожилым гостям можно и на лифте) – и вы в «ГАВИТЕ». Прекрасный современный зал, удобные кресла с подлокотниками, вежливые молодые люди с фонариками, а что еще нужно требовательному зрителю, чтобы он не жалел за купленный билет? Ну конечно, профессиональные артисты и интересный спектакль.

«Это театр про Армению и про армян» – так написано в рекламном блоке театра «Гавит». Просмотрев его репертуар, я насчитал более десяти названий пьес, и все они, так или иначе, про Армению и про армян. Театр, основанный, коллектив, собранный и руководимый армянином Гамлетом Галечяном, ставящий произведения армянских авторов на родном языке, иначе не назовешь, как вторым АРМЯНСКИМ ТЕАТРОМ МОСКВЫ! Особенность этого заведения – интернациональность: и по языку представлений, и по «крови» исполнителей, да и по использованию произведений не только армянских авторов: почти родной Гоголь и не родной, но интересный Ричард Калиновский.

– На какого зрителя рассчитаны ваши спектакли? – спросил я у главного режиссера и автора большинства пьес Гамлета Бабкеновича.

– По любви к театру, – ответил маэстро почти по Пушкину, – «все возрасты покорны». Нас могут смотреть и слушать дети, их родители и даже родители их родителей. Спектакль «КАЮСЬ» – по традиционной теме «Отцы и дети». Для детей играются и такие работы, как «НЕРЯХА», «НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛАДДИНА», «СКАЗКИ ОВАНЕСА ТУМАНЯНА».

Тема «Армяне» – в спектакле «ЖИВИ И ПОМНИ», посвященном 100-летию геноцида армян, и в трагикомедии «ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЬ» – как бы о последнем армянском короле Киликии Левоне, – чем-то намекающей на последние сегодняшние события в Армении.

О судьбе армян, покинувших родину ранее и покидающих ее и поныне, говорится в таких работах, как «ПЧЕЛИНЫЙ ЛУГ» и ранее упомянутый спектакль «БЕГИ, ГАЯНЭ, БЕГИ!». Сильное впечатление произвел на меня, очевидно, самый «малолюдный» спектакль «НЕЗАВЕРШЕННЫЙ СУД», в котором три артиста – Гамлет Галечян, Амаяк Акопян, Аргишти Саркисян – на сцене и шесть крупных фотографий за их спинами сумели девяносто минут держать зал в оцепенении, не пропустив ни единого слова в этом мудром эмоциональном тексте.

На фотографиях: Ованес Туманян, Егише Чаренц, Ованес Шираз, Сильва Капутикян, Паруй Севак и Амо Сагиян – патентованные вершины армянской литературы XIX и XX веков. Это их мысли и чаяния, изложенные в стихотворной форме, талантливо «упакованы» в единый, цельный сюжет: феномен армянина – от представителя древнего седого Тигранакерта до жителя сегодняшнего розово-каменного Еревана и цветущего Степанакерта.

Естественно, есть разница между армянином Театра (когда он работает в театре) и Театром армянина (когда он руководит театром). Но ни первое, ни второе не назовешь армянским театром. А тот коллектив и его деятельность, о чем я бегло рассказал выше, – это есть, по-моему, настоящий реальный АРМЯНСКИЙ ТЕАТР МОСКВЫ, где все нам близко: и по душе, и по сердцу, и по языку.

Закончу свои впечатления и суждения недописанными словами из вышеприведенного гимна-эпиграфа: «Театр – это алмазная решетка, которая сохраняет целостность языка, культуры, нравов, ТО ЕСТЬ ВСЕГО ТОГО, ЧТО НАРОД ДЕЛАЕТ НАЦИЕЙ».

Роберт Баблоян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image