Армения: какие «плоды» даст оптимизация министерств?

9 января, 2019 - 15:45

Сегодня одной из главных тем обсуждения в Армении является вопрос упразднения некоторых министерств и доведение их числа с прежних семнадцати до двенадцати.

20 декабря во все министерства был отправлен проект оптимизации. Правительство поручило изучить этот проект и представить предложения в течение 7-8 дней.

Согласно проекту, некоторые ведомства будут объединены, сокращены, разделены. Так, планируется упразднить министерство Диаспоры, функции которого, по всей видимости, будут переданы в МИД. Министерство связи и информационных технологий станет министерством высоких технологий и военной промышленности. А управление сферой транспорта объединится с министерствами территориального управления и энергетики, а также комитетом по управлению госимуществом. Министерство сельского хозяйства объединится с министерством экономического развития. Проектом предусмотрено упразднить министерство культуры и министерство по делам спорта и молодежи – оба этих ведомства планируется включить в состав министерства науки и образования.

В Армении давно говорится о том, о том, что государственный аппарат непомерно и неоправданно раздут, что не позволяет эффективно работать. Экономист, представитель партии “Армянский национальный конгресс” Ваагн Хачатрян полагает, что действующая сегодня система государственного управления в своё время была создана исходя из каких-то политических соображений, а не с учетом экономической целесообразности. “Нужно было кого-то пристроить министром – создавали под него новое ведомство”, – говорит Хачатрян.

Свою “лепту” в утяжеление госаппарата внесла и бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА) во главе со своим лидером, экс-президентом Сержем Саргсяном. Именно для планируемого премьерства Саргсяна, видимо, дабы не утруждать его работой, в соответствующий закон были внесены поправки, предусматривающие введение поста первого вице-премьера и двух вице-премьеров.

Оптимизация госаппарата – важнейшая реформа, без которой невозможен рост конкурентоспособности Армении, считает советник премьер-министра Артак Манукян.

Однако грядущий процесс оптимизации, естественно, имеет и свои болезненные стороны, связанные с сокращениями. Тем более что среди сотрудников есть значительное количество людей предпенсионного возраста.

Ожидание реформ приняло еще более эмоциональный оттенок, когда министры культуры и Диаспоры ещё на стадии обсуждения проекта изменений в закон “О структуре правительства” поспешили объявить своим сотрудникам об их увольнении с 1 января 2019 года.

Ответом на это непродуманное поведение министров культуры и Диаспоры стали состоявшиеся в последние дни декабря акции протеста сотрудников указанных ведомств.

Некоторые эксперты и оппозиционные политики, не отрицая насущности реформирования госаппарата, тем не менее, считают, что правительство пытается решить данную проблему путём массовых сокращений. По данным ряда СМИ, сокращения составят порядка 150 тысяч человек. Как нам представляется, эта цифра сильно преувеличена.

Действительно ли правительство пытается решить проблему оптимизации с помощью массовых сокращений – покажет время. Однако они вовсе не гарантируют повышения эффективности работы министерств , а с другой стороны – чреваты серьезными социальными проблемами.

"Качество работы госаппарата не подразумевает обязательного сокращения министерства или сотрудников”, – считает бывший министр экономики Арцвик Минасян.

Ряд аналитиков, признавая наличие порочной практики, существующей в государственных ведомствах, когда на каждых двух работающих сотрудников может приходиться столько же непонятных начальников, тем не менее, всерьез обеспокоены тем, как бы наряду с разного рода “шефами” не пострадали многие люди, без профессионализма и компетентности которых невозможна слаженная работа государственных структур.

Качественная и реализация описанных задач осложняется откровенно невысоким уровнем компетентности некоторых членов политической команды исполняющего обязанности премьер-министра Никола Пашиняна. Кроме того, несмотря на заверения новых властей об утверждении в стране атмосферы любви и терпимости, на деле нередки случаи проявления большевистских подходов.

В частности, после “бархатной” революции, несмотря на многочисленные обещания лидера революции о том, что «кадрового погрома» не будет, под флагом сотрудничества с преступным режимом было уволено большинство заместителей министров. При этом, ни в одном из этих случаев, соответствующий лозунг или обвинение не был подкреплен никакими фактическими доказательствами. Таким образом, на основании голословных обвинений были уволены многие заместители министров, которые наряду с руководителями управлений, являются наиболее профессиональной частью государственного аппарата. Однако, за продолжающейся в Армении постреволюционной эйфорией мало кто заметил, по сути, массовое нарушение закона “О гражданской (государственной) службе”, призванного защищать права госслужащих.

Критики не обходят вниманием и саму программу реформ, а именно – вопрос целесообразности сокращения целых ведомств.

По словам политтехнолога Армена Бадаляна, подготовленный правительством проект нельзя назвать проектом по оптимизации, ибо оптимизация подразумевает концептуальный подход. Между тем, в проекте нет ни концептуального подхода, ни логики: ”Правительство проводит механическое сокращение и объединение министерств”, – считает Бадалян.

Коммунистическая партия Армении распространила заявление, в котором выразила глубокую обеспокоенность в связи с представленным властями законопроектом по осуществлению структурных изменений в правительстве, в частности, по сокращению числа министерств и соответственно – числа сотрудников. Компартия Армении призывает власти подвергнуть глубокому анализу предстоящие шаги по оптимизации.

Глубокую обеспокоенность по поводу изменений и дополнений в закон о «Структуре правительства» выразил также Верховный орган АРФ-Дашнакцутюн Армении. “Инициатива правительства по объединению министерств, реорганизации и роспуску ряда органов государственного управления без концепции, надлежащего обоснования и публичного обсуждения не выдерживает никакой критики. Подобные проблемные и спорные решения чреваты серьезнейшими последствиями”, – отмечается в заявлении Верховного органа дашнаков, призывающего власти Армении пересмотреть законопроект. Недоумение, как в Армении, так и в Диаспоре, вызвало решение правительства о ликвидации министерства Диаспоры. По мнению ряда экспертов, ликвидация этого министерства приведет к потере очень важного и качественного ресурса, при грамотном использовании которого можно добиться серьезных сдвигов в развитии страны. Недовольство возможной ликвидацией этой структуры выражают представители многих, в том числе, и самых больших армянских общин – России и США.

Недоумение многих экспертов и оппозиционных политиков вызывает решение правительства о создании суперминистерства, включающего науку, образование, культуру, спорт и вопросы молодежи! По неподтвержденным данным это суперминистерство возглавит востоковед по образованию и “статахановец-многостаночник” по призванию Араик Арутюнян. Последний был министром науки и образования в революционном правительстве Пашиняна. Совершенно непонятно, как можно было объединить все эти сферы в одно министерство? Какие подходы лежат в основе этой идеи? И, если говорить всерьез, как можно управлять этим ведомством, пусть даже имея призвание “стахановца-многостаночника”?

Вице-председатель РПА, бывший министр науки и образования (2009-2016 гг.) Армен Ашотян заявил, что министерство образования и науки само по себе большое ведомство, чрезвычайно загруженное, с бесчисленными функциями, которое, работая день и ночь, еле успевает выполнять свои функции. “Новой нагрузки это ведомство не потянет, независимо от личностей", – считает Ашотян. В этом контексте многие эксперты считают недопустимым фактическую ликвидацию в Армении министерства культуры. Замечено, что соответствующие ведомства есть во всех тех странах, для которых важно сохранение национальной самоидентичности и у которых есть огромное культурное наследие, или же где культурное влияние содержит политическую составляющую. Некоторые эксперты и политики указывают на очень важную, по их мнению, роль министерства культуры в армяно-азербайджанском противостоянии.

Кроме сокращения расходов на содержание государственного аппарата, важно также выяснить, какие позитивные изменения в плане управления обещает оптимизация.

Ближайшие развития покажут, пересмотрят ли новые власти свой проект решения. Даст ли правительство обществу, экспертным и политическим кругам исчерпывающие ответы на множество вопросов, которые породило поспешное решение о сокращении некоторых ведомств, непонятного слияния ряда сфер и пр.? Или возглавляемая Николом Пашиняном политическая сила, получившая 70 % голосов избирателей на выборах 9 декабря, пользуясь статусом парламентского большинства, “протащит” нужное новым властям решение? Благо, подобных эпизодов в новейшей истории Армении предостаточно.

В этом контексте некоторые эксперты напоминают о том, что Никол Пашинян не ликвидировал те явления, которые критиковал ранее, будучи оппозиционным политиком. Речь идет об институте суперпремьерства, о законодательных поправках, принятых в бытность президентом Сержа Саргсяна и направленных на укрепление его уже премьерских позиций. Так, очевидно, что в рамках так называемой оптимизации, Пашинян не захотел, чтобы находящаяся в его прямом подчинении Полиция стала бы Министерством внутренних дел, которое должно было быть подотчетным также и Национальному Собранию.

Остаётся ждать, какие “плоды” принесет реформа по оптимизации государственного аппарата и не нанесёт ли она вред стране.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image