Куда Дональд Трамп загоняет мировую экономику. И весь мир

15 января, 2019 - 20:57

В январе 2017 года мультимиллиардер Дональд Джон Трамп стал 45-м президентом США под лозунгом возвращения стране былого величия (Make America Great Again). Однако факты пока, честно говоря, об этом не свидетельствуют. Во всяком случае, второй год его президентства финишировал почти катастрофическим обвалом на американском фондовом рынке. Каковой обвал по масштабам уже начали сравнивать с временами «Великой депрессии».

Это было во вторник…

Под названием «Великая депрессия» (Great Depression) в мировую историю вошел самый продолжительный и жестокий экономический кризис в истории индустриально развитых стран, который начался после краха котировок акций на Нью-Йоркской фондовой бирже во второй половине 1929 года. Официальной точкой отсчёта кризиса принято считать октябрьский крах США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «чёрный четверг» 24 октября и принявшее катастрофические масштабы в «чёрный понедельник» (28 октября) и «чёрный вторник» (29 октября).

После биржевого краха большая часть ценных бумаг и недвижимости резко обесценилась, а значительная часть ссуд стала невозвратной. При этом произошло резкое сокращение ресурсной базы банков в результате массового изъятия вкладов населения, снижение остатков предприятий. В результате банкротства американских банков приняли массовый характер. Катастрофа понижения курса акций затронула интересы, по меньшей мере, 20-25 млн. человек. А вследствие банковского кризиса пострадало ещё больше людей.

Великая депрессия ознаменовалась повышением цен на сельхозпродукцию, широкой волной финансовых банкротств и колоссальным ростом безработицы, которая началась при республиканской администрации президента Герберта Гувера, обещавшего в ходе предвыборной кампании «процветание» народу. Однако деньги, которых миллионы американцев лишились в период депрессии, не исчезли в никуда: изрядная их часть их перетекла в руки тех, кто заранее знал о биржевом крахе и вложил свои деньги в золото в канун депрессии.

Экономический кризис 1929-1933 гг. стал самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Почти четыре года экономика капиталистических государств находилась в состоянии полнейшей дезорганизации. Но особенно сильно кризис поразил главную страну капиталистического мира – Соединенные Штаты Америки. 

Ещё 19 октября 1929 года авторитетный американский экономист и математик, один из «отцов» неоклассической экономики Ирвинг Фишер патетически восклицал: «Страна марширует по высокогорному плато процветания». А через несколько дней рынок акций рухнул… День 24 октября 1929 года вошел в историю США как «чёрный четверг». На Нью-йоркской фондовой бирже разразилась паника, приведшая к катастрофическому падению курса акций. Произошел невиданный за всю историю торгов их сброс: только за один день акций было продано 12 894 650 штук. В «чёрный вторник» - 29 октября 1929 г. «посыпались» такие гиганты, как U.S. Steel, Westinghouse, General Motors, Paramount, Fox, Warner Brothers. Попытки крупнейших банкиров остановить падение котировок ни к чему не привели. Богатейшей стране мира – Америке пришлось расплачиваться за соперничество между «быками» и «медведями», за излишнюю увлеченность схемами быстрого обогащения, основанными на биржевых манипуляциях, за экономически необоснованное накопление денежных суррогатов в финансовой системе, за спекуляцию ценными бумагами весьма сомнительного качества и за ошибки бизнесменов и политиков. К июлю 1932 г. держатели акций потеряли $74 млрд. (втрое больше, чем расходы США на 1-ю Мировую войну). Национальный доход страны с $87,8 млрд. в 1929 году снизился до $40,2 млрд. в 1933 г. Потерпели крах более 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых компаний. Не было ни одного общественного института, который бы не пережил в годы депрессии коллапс.

Кризис быстро распространился на другие страны Запада, в первую очередь – Великобританию, Германию, Францию, связанные с США взаимными финансовыми обязательствами. 

Торговали – веселились

Как жe началась новая рецессия? И чего ждать в наступившем – 2019 году?

В декабре 2018-го американский фондовый рынок просел сразу на 15%. А за период после католического Рождества до Нового года он, по предварительным оценкам, упал еще на 2%, тем самым побив абсолютный месячный “антирекорд”. Причин столь масштабного падения называют несколько, включая и чисто политические.

Правда, внешне американская экономика сейчас вроде находится в неплохой форме: по итогам 2018 г. рост ВВП, как ожидается, должен составить не менее 3,5%. Однако американский фондовый рынок уже несколько месяцев называют «сильно перегретым», оторванным от фундаментальных экономических показателей. Так что его масштабная коррекция, по-видимому, назревала давно. И, как нередко бывает в подобных ситуациях, на фоне общих ожиданий конкретный момент возникновения неприятностей определили несколько хронологически совпавших факторов.

Так, сказалось резкое падение нефтяных цен, хотя на фоне введения администрацией Трампа с начала ноября жестких санкций против Ирана эти цены должны были вроде начать расти. Начав войну на иранском направлении, Дональд Трамп открыл и «второй фронт», атаковав Китай и, по сути, объявив Пекину тарифную войну. Само по себе ожидание того, что в наступившем году Штаты могут ввести 25%-ные пошлины на весь китайский импорт объёмом не менее 250 млрд долларов, сначала насторожило рынки, а потом подтолкнуло их спад. Периодически озвучиваемые заявления о том, что американские и китайские торговые переговорщики после временного перемирия, объявленного Трампом и Си Цзиньпином в Аргентине 1 декабря, как-нибудь успеют договориться, на деле уже никого не успокаивают.

Опасения по поводу начала масштабной торговой войны между Америкой и Китаем спровоцировали другие, ещё более негативные прогнозы – о возможности нового спада во всей мировой экономике. Что, по-видимому, явилось дополнительной причиной падения американских фондовых рынков. А это, как водится, оборачивается «эффектом домино» на всех мировых рынках.

В то же время, следует, наверное, констатировать, что существенную роль в столь пессимистичном окончании очередного экономического года сыграл сам официальный Вашингтон, который в последнее время, явно с подачи нынешнего экспансивного президента, начал вести себя с грацией слона, не пойми откуда забредшего в посудную лавку. Или, как сформулировали бы безбашенные свердловчане – “дикошáро”. То есть – медвежевато, неуклюже, и вместе с тем агрессивно, не заботясь о сдерживании своих настроений и помыслов.

Возглавляя США уже два года, Дональд Трамп, видимо, искренне полагает, что твердо следует провозглашенному им курсу на восстановление величия Америки. Тем не менее, целый ряд его конкретных заявлений и инициатив приводят к тому, что сомнения в осуществимости этого лозунга врастут даже у его электората. Так, вышеупомянутая торговая война с Китаем пока не принесла никаких ни побед, ни даже сколь-либо ощутимых выгод тем самым американским производителям, ради которых это все вроде бы и затевалось. Напротив – ответные тарифные действия китайских властей явились болезненным щелчком по американской экономике. Например, экспорт американской сои в КНР резко сократился до неприличного минимума. Таким образом, Трамп фактически подставил поддержавших его избирателей со Среднего Запада, которые в ходе предвыборной кампании воодушевлялись его обещаниями “заткнуть за пояс наглых китайцев”.

Фондовому рынку наверняка не добавляют энтузиазма и устойчивости ходящие в последние недели упорные слухи о возможном смещении со своей должности главы Федеральной резервной системы (ФРС) Джерома Пауэлла. В принципе, американский президент как глава государства может отправить в отставку хоть кого в своём, на то он и президент. Но, во-первых, подобного прецедента в истории США ещё не было. А во-вторых – текущее американское законодательство на этот счет довольно туманно: говорится только, что глава ФРС может быть отправлен в отставку «по веским причинам» (for strong reasons), под которыми, очевидно, подразумеваются уголовно наказуемые проступки. В противном случае увольнение достаточно влиятельной персоны (по версии журнала Forbes, в рейтинге самых влиятельных людей мира за 2018 год Пауэлл занял 11-е место), возглавляющей американский аналог Центрального банка, поставит, думается, под сомнение независимость этой структуры. Что, в свою очередь, спровоцирует такой нехилый обвал на мировых фондовых рынках, что нынешние неприятности на этом фоне покажутся ещё «цветочками» - навроде, например, традиционного исчезновения общественного транспорта с ереванских улиц после девяти часов вечера.

Свою долю в формирующийся напряг внёс и министр финансов США Стивен Мнучин, взявшийся успокаивать инвесторов рассуждениями о том, что, мол, вопрос об отставке Пауэлла действительно обсуждался в Белом доме, но в результате пришли к выводу, что это «нецелесообразно и невозможно». Однако в итоге успокоительные мантры возымели, по сути, обратный эффект, поскольку бизнесмены и финансисты, наверное, оказались ошарашены, увидев, какими «домохозяйственными» методами нынешняя администрация осуществляет своё руководство страной и пытается рулить экономикой. И теперь от Трампа «на орехи» достаётся уже Мнучину, которого он старается сделать «стрелочником» в нынешнем фондовом раздрае.

Требуются работники для работы на работе, или Беглый дом

В декабре 2018-го последовала отставка руководителя аппарата Белого дома Джона Келли, одним из существенных достижений которого стало сокращение влияния в Белом доме ближайших родственников президента Трампа – дочери Иванки (она же по совместительству – его советник) и зятя Джареда Кушнера. Они же в итоге его и “съели”, недаром, как писала The New York Times, Келли был "в ярости" из-за той роли, какую Иванка и Джаред сыграли в его увольнении.

Ещё более скандальным событием стала отставка министра обороны Джеймса Мэттиса. О ней стало известно 20 декабря – сразу же после принятия Трампом решения о выводе американского военного контингента из Сирии и после утечки информации о планируемом выводе, как минимум, половины американского контингента из Афганистана. Глава Пентагона открыто выразил недовольство тем, что Трамп фактически волюнтаристски, после разговора с турецким президентом Реджепом Эрдоганом, принял решение о выводе американских войск из Сирии. Между тем, фактически всё военное командование США делать это ему настоятельно не советовало: во-первых, война с терроризмом в Сирии вовсе не завершена, а во-вторых, своим решением уступил лавры победы в Сирии России и её союзнику в поддержке Башара Асада – Ирану. “Отставка министра обороны и «скорострельные решения Трампа по военному присутствию за рубежом порождают опасения в связи с тем, что наиболее воинственные и изоляционистские импульсы президента сдерживать больше некому”,- констатирует Bloomberg.

«Вы имеете право назначить министра обороны со взглядами, которые в большей степени соответствуют вашим, я же считаю правильным уйти с занимаемой мною позиции», - отметил Мэттис в письме Трампу, опубликованном на сайте Пентагона, а также врученном президенту при личной встрече. 

Эти знаковые уходы ключевых фигур – далеко не единственные. За два года президентства Трампа в его команде произошло уже более десятка отставок. Первым стал советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн, ушедший 14 февраля; на этом настоял сам Трамп – после того, как стало известно о разговорах Флинна с российским послом в Вашингтоне Сергеем Кисляком, о которых он не информировал высшее руководство. Среди других покинувших Белый дом – директор ФБР Джеймс Коми (обвинения в неэффективном руководстве и неудовлетворительных действиях в ходе закрытого расследования против Хилари Клинтон в 2016 году); директор по связям с общественностью администрации президента Майк Дубке (по версии издания Politico, его тоже заподозрили в связях с Россией); временный поверенный в делах США в Китае Дэвид Рэнк (после решения Трампа выйти из Парижского соглашения по климату); официальный представитель Белого дома Шон Спайсер, возражавший против назначения нью-йоркского финансиста Энтони Скарамуччи руководителем администрации по связям с общественностью; советник по стратегическим вопросам Стив Бэннон (одна из причин – конфликт с Иванкой Трамп и её супругом Джаредом Кушнером); госсекретарь Рекс Тиллерсон, до того возглавлявший американскую нефтяную компанию ExxonMobil (интересно, что об увольнении Трамп уведомил его через Twitter); постпред США при ООН Никки Хейли: Генеральный прокурор Джефф Сешнс. По оценке “Известий”, ряд последних кадровых перестановок выглядят так, что президент постепенно избавляется от людей, чьи политические взгляды хотя бы на йоту отличаются от его собственных. “Безусловно, формирование команды единомышленников – залог успеха деятельности любой администрации. Однако такими “чистками рядов” Трамп, по сути, лишает себя возможности услышать нестандартное заключение или критическую оценку, а стало быть, в своих решениях будет всё больше руководствоваться единоличным, подчас несколько однобоким мнением и рекомендациями советников, изначально готовых поддержать босса во всех его начинаниях”,- предостерегают “Известия”. 

Даже со скидкой на присущее новым мётлам стремление мести по-новому, подобная череда отставок всего за два года наводит, согласитесь, на некоторые размышления. А ведь этим дело не кончилось. На “десерт” произошло “закрытие правительства” (Government shutdown) – из-за невозможности его финансировать, поскольку бюджет так и не удалось утвердить. Причиной стала очередная “хотелка” Трампа, связанная с возведением стены между США и Мексикой, что было им обещано в ходе избирательной кампании. Реализация замысла требует 5,6 мрд долларов, но Конгресс артачится. Демократы, во главе со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси (да и многие республиканцы не восторге), согласны только на 1,3 млрд. Правда, Трамп-то обещал, что за стену заплатит Мексика. Однако та идею не поддержала. И теперь Сенат отказывается выделять запрашиваемые миллиарды. Хотя в Сенате у республиканцев большинство, и президент страны тоже состоит в «Великой Старой Партии».

Ситуация приближается к критической. Дошло до того, что 10 января Трамп сообщил, что готов отменить "очень важную поездку" на Мировой экономический форум в швейцарский Давос, если продолжающийся в США бюджетный кризис не завершится к 22 января – ко дню начала форума. Упомянутый “шатдаун”, ставший самым длительным за всю историю США продолжается уже 20 дней; страна продолжает жить фактически без правительства, работа многих госведомств фактически парализована. По последним данным, в неоплачиваемый отпуск отправлены 380 тыс. госслужащих, а ещё 480 тысяч из тех, чья работа считается критически важной, трудятся без зарплаты. Не исключено, что многих ждут увольнения, причём – “задним числом”. Американские экономисты оценивают ущерб для национальной экономики в 1-1,2 млрд долларов еженедельно (!).

Трамп, между тем, нагнетает: “Если окончательное согласие по бюджету не будет достигнуто, я имею полное право ввести в стране чрезвычайное положение, если захочу!”

Всё это, конечно, не способствует укреплению представления о том, что Америка под водительством Трампа движется к восстановлению былого величия. Получается, что за два прошедших года администрация 45-го президента США, по сути, всё ещё не стала эффективно функционирующим механизмом. Напротив – её периодически сотрясают скандалы, неожиданные отставки, утечки несанкционированных слухов, и тому подобное. Поговаривают, что Штатам грозит уже не только падение на фондовых рынках, но и полномасштабная рецессия. Отсутствие, мягко говоря, хороших манер в международной экономике и политике плюс безудержное самолюбование ударяют теперь по самим США. А ведь американские экономические трудности “в режиме реального времени” мигом разлетаются по всему миру, провоцируя уже всемирные экономические проблемы. И тем, кто за прошедшие годы привык вольготно припевать на американские гранты, придётся, видимо, на некоторое время умерить свои аппетиты.

«Мы, Дональд Первый»

Но, несмотря на неутихающие волны критики в свой адрес, Дональд Трамп не собирается покидать Белый дом. Более того – вовсю готовится к предвыборной кампании 2020 года.

Многие заранее предрекают Трампу неудачу. Американский политический истэблишмент (причём критики имеются не только среди демократов, но и среди республиканцев) в большинстве своём настроен против него. Оппоненты утверждают, что Америка и без того давно уже великая, и Трамп ей величия вовсе не добавил. Да и вообще он, в лучшем случае, неопытный и наивный неофит, безответственный популист, а в худшем, с учетом приписываемых ему чрезмерных симпатий к России, – чуть ли не предатель национальных интересов.

Тем не менее, недооценивать Трампа не рекомендуется. В последние годы в этом на собственном опыте убедились, к примеру, его соперники по отборочному этапу президентской предвыборной гонки в Республиканской партии США, в том числе Джеб Буш – сын Джорджа Буша-старшего и брат Джорджа Буша-младшего. А затем, в ноябрьском «суперфинале» – и кандидат в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон. Которой в итоге не помогли ни личная принадлежность к одному из самых влиятельных политических кланов в США, ни мощный административный ресурс, щедро предоставленный в её распоряжение тогдашним хозяином Белого дома – демократом Бараком Обамой.

И Трамп уже придумал слоган для своей предвыборной кампании в 2020 году. По сообщению газеты The Washington Post, на сей раз он будет звучать так: “Сохраним Америку великой!" (Let's Keep America Great!) Этот девиз, пишет газета, уже запатентован в Бюро по патентам и торговым маркам США.

Кстати, несколько позже Трамп признался, что пока не хотел раскрывать идею нового слогана. Однако именно уверенность в том, что за четыре года ему удастся сделать Америку великой, подтолкнула его на этот шаг. Попутно он не преминул снова обрушиться на своих извечных оппонентов. Трамп заявил, что призывы некоторых демократов объявить ему импичмент обусловлены только тем, что они понимают: борьбу за Белый дом им не выиграть и в 2020 году.

«Как вы можете подвергать импичменту президента, который выиграл, быть может, величайшие выборы за всю историю страны и не совершил ничего неправильного?» - возмутился Трамп в своём блоге в сети Twitter. А в партийном аспекте он назвал себя «самым популярным республиканцем за всю историю Республиканской партии». Из чего, можно сделать вывод: от гигантомании бывший шоумен, затем преуспевающий бизнесмен, а ныне - руководитель флагмана капиталистического мира («Да Америка – богатейшая страна, все дела вершатся там!» - с восторженным придыханием, помнится, приговаривал один коллега-журналист, окончивший в итоге свой жизненный путь именно по ту сторону Атлантики – А.Г.) не избавился до сих пор… 

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image